Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Экономическое развитие Республики Карелия 2005

  Введение

  Государственное
  управление


  Итоги 2005

  Экономическая политика

  Производство

  Туризм

  Инфляция

  Потребит.рынок

  Внешнеэкономическая
  деятельность


  Межрегиональные связи

  Природные ресурсы
  и экология


  Финансы

  Социальная сфера

  Взаимодействие
  с органами власти


  Взаимодействие
  с общественными
  организациями


  Заключение

  Приложения

Заключение

Итоги социально-экономического развития республики за 4 года свидетельствуют о том, что принимаемые Правительством РК меры в области экономической политики дают положительные результаты.

Главным результатом активной экономической политики, проводимой Правительством РК, стал рост инвестиций. Сравнивая два этапа: 1998 - 2001 годы и 2002 - 2005 годы, можно увидеть, что объем инвестиций в экономику республики увеличился более чем в 2 раза.

Достижение таких объемов инвестиций позволяет утверждать, что экономика республики вышла на принципиально новый тип экономического развития - инвестиционный.

Прежде всего, это задает достаточно высокие и устойчивые темпы развития экономики. За последние 2 года рост промышленного производства составил 110,7 и 118% соответственно. За 4 года рост промышленного производства и валового регионального продукта составил 136% и 123% соответственно, что позволяет говорить о выполнении предвыборных обязательств Главой республики в части 30% роста экономики.

За 4 года в республике реализовано более 40 крупных и средних коммерческих инвестиционных проектов во всех сферах экономики.

Наряду с этим осуществляются институциональные преобразования. За 4 года доля предприятий с частной формой собственности перешла из преобладающей (64%) в подавляющую (более 72%), что говорит о нормальном рыночном базисе для дальнейшего роста экономики.

Доходы консолидированного бюджета Республики Карелия в 2005 году по сравнению с 2001 годом возросли с 6,2 - до 13,8 миллиардов рублей, или более чем в 2 раза.

Расходы консолидированного бюджета на социальные нужды в 2005 году по сравнению с 2001 годом возросли на 5,9 миллиардов рублей, или более чем в 3 раза.

Объем средств из бюджета республики на реализацию мер социальной поддержки населения за 4 года увеличился в среднем в 10 раз по каждому виду льготополучателей.

Республика ежемесячно на 100 процентов выполняет свои обязательства по выделению финансовой помощи местным бюджетам, объем которой увеличился в 2005 году по сравнению с 2000 годом почти в 7 раз, с 585 миллионов рублей до 4 миллиардов рублей. Основной канал финансовой помощи местным бюджетам - Региональный фонд финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов.

За последние 4 года реально располагаемые доходы населения республики возросли на 37,1 %. Реальная начисленная заработная плата за тот же период увеличилась на 52,9 %.

Все это говорит о том, что постепенно, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но республика развивается, решает социальные проблемы. Экономика набирает инерцию продвижения вперед, тем самым увеличивается и потенциал социальных возможностей.

Приоритетные направления дальнейшего развития Карелии определяются исходя из требований административной реформы, реформы местного самоуправления, Посланий Президента РФ Федеральному Собранию, мероприятий в рамках объявленных Президентом России приоритетных национальных проектов. Кроме этого, будут реализовываться стратегические цели, которые определены в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2010 года, главная из которых - обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения.

С учетом этих программных документов в республике определены следующие приоритетные направления развития:

  • модернизация образования в рамках национального проекта "Образование";
  • реформа здравоохранения в рамках национального проекта "Здоровье";
  • развитие жилищного строительства в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
  • поддержка интенсивных сельскохозяйственных производств в рамках национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а также культивирование и переработка рыбных и морских ресурсов;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • углубленная переработка древесины;
  • развитие инфраструктуры, прежде всего транспортной и таможенной, а также в энергетике;
  • развитие туризма;
  • развитие малого бизнеса;
  • развитие инновационного потенциала республики;
  • сохранение культурного наследия.

В сфере социальной политики задачами на ближайшую перспективу являются:

  • обеспечение положительной динамики реальных денежных доходов населения;
  • обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества основных социальных услуг, в том числе качественного образования, медицинского и социального обслуживания;
  • осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых категорий граждан;
  • изменение соотношения смертности и рождаемости в сторону увеличения рождаемости и снижения смертности;
  • выравнивание среднего уровня безработицы по районам;
  • улучшение жилищных условий жителей республики.

Главной целью политики в области доходов населения является существенное снижение уровня бедности за счет поддержания устойчивых темпов экономического роста, увеличения денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты, направленных на борьбу с бедностью, а также развития механизмов социального партнерства. Задача повышения средней заработной платы и реальных доходов населения будет решаться за счет привлечения инвестиций в экономику республики, модернизации промышленных предприятий, реорганизации и финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий, развития фондового и финансового рынков, освоения новых рынков сбыта.

Задача по улучшению демографической ситуации будет решаться за счет создания необходимых условий для снижения материнской и перинатальной заболеваемости и смертности, повышения качества здоровья будущих матерей, отцов и новорожденных, уменьшения числа детей-инвалидов, профилактики детской инвалидности, решения проблемы обеспечения жильем молодых семей. Одним из направлений снижения смертности является борьба с наркоманией, а также профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков и молодежи.

В целях обеспечения граждан доступным жильем поставлены задачи по созданию условий, обеспечивающих повышение потребительских свойств и доступность жилья, включая бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов, кредитов молодым семьям и молодым специалистам на селе.

Из республиканского бюджета на жилищное строительство за 2006-2010 годы предусмотрено выделить 1377 млн. рублей. К 2010 году планируется увеличить ввод жилья до 165 тыс. кв. м в год, что в 1,9 раза превышает уровень 2005 года.

В области экономической политики задачами на ближайшую перспективу являются:

  • создание условий для развития реального сектора экономики, повышения его эффективности;
  • обеспечение роста валового регионального продукта (ВРП) и налоговых поступлений на основе привлечения инвестиций и модернизации экономики, увеличения промышленного потенциала, повышения эффективности использования природных, производственных и трудовых ресурсов, действенной поддержки малого и среднего бизнеса, развития транспортной инфраструктуры, приграничных межрегиональных связей;
  • обеспечение энергетической сбалансированности региона, для чего необходимо создание новых и модернизация генерирующих мощностей, создание установок малой энергетики, внедрение энергосберегающих технологий в производстве, на транспорте и при потреблении энергетических ресурсов;
  • техническое перевооружение предприятий для выпуска конкурентоспособной продукции, снижения энергоемкости и материалоемкости производств;
  • расширение производства продукции предприятий, ориентированных прежде всего на обработку древесины и производство изделий из нее, включая продукцию глубокой переработки, металлургического производства;
  • развитие рыночной инфраструктуры, направленной на повышение доли региональных производителей в конечной цене потребительских товаров и услуг;
  • повышение доли региональных продуктов в структуре основных продуктов питания за счет расширения собственного производства на основе постепенного наращивания ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и в сфере переработки, укрепления материально-технической базы сельскохозяйственного производства, прежде всего на лизинговой основе;
  • развитие транспортной инфраструктуры за счет завершения формирования сети территориальных дорог, модернизации основных межрегиональных дорог, развития речного и морского транспорта; завершения электрификации важнейших железнодорожных транспортных магистралей.

Приоритетными направлениями развития промышленности в республике остаются лесопромышленный и горнопромышленный комплексы.

Для развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия в перспективе определены следующие основные задачи:

  • повышение эффективности работы лесозаготовительных предприятий в условиях долгосрочной конкурсной аренды участков лесного фонда;
  • привлечение инвестиций и проведение технической модернизации предприятий;
  • сокращение экспорта круглых лесоматериалов за счет расширения их переработки в республике. Планируется создание производств по переработке лиственного и низкосортного древесного сырья.

Дальнейшее развитие деревообработки связано с наращиванием объемов фанерного производства и производства мебели.

Концепция развития горнопромышленного комплекса Республики Карелия предусматривает эффективную интеграцию этого сектора экономики в российский и мировой рынки, а также рациональное использование имеющихся природных ресурсов. Реализация инвестиционной программы развития черной металлургии в Карелии на период до 2010 года предполагает:

  • обеспечение эффективной деятельности ключевого предприятия отрасли - ОАО "Карельский окатыш" - с увеличением производства окатышей до 11 млн. тонн в год за счет освоения Корпангского железорудного месторождения;
  • увеличение на Вяртсильском метизном заводе объема производства метизной продукции к 2010 году до 70 тыс. тонн;
  • создание базы для ввода в действие нового ГОКа, выпускающего хромитовый концентрат. В 2007 году предусматривается подготовка проекта первой очереди освоения Аганозерского месторождения хромитовых руд.

В задачи Надвоицкого алюминиевого завода ("Филиал "НАЗ-СУАЛ") входит сохранение достигнутых объемов производства при стопроцентной загрузке производственных мощностей.

В производстве нерудных строительных материалов реализация разработанных инвестиционных программ предусматривает:

  • увеличение загрузки имеющихся производственных мощностей на 10-15% и соответственно - объемов производства;
  • диверсификацию рынка строительных материалов с переходом от исключительно сырьевой направленности - к переработке.

Учитывая значительное увеличение объемов жилищного строительства, предусматривается обеспечение строительного рынка местными высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с продукцией как российского, так и зарубежного производства.

Для этого планируется увеличение объемов производства с внедрением гибких технологических линий для заводов сборного железобетона, организация сборно-монолитных схем строительства зданий, модернизация и прирост выпуска изделий из пенобетона, наращивание производства щебня, создание новых производств по выпуску инновационных материалов, в том числе отделочных.

Одним из перспективных направлений развития энергетики является газификация городов и районов республики с использованием природного газа.

Для наращивания транспортных перевозок предусматривается:

  • по железнодорожному транспорту - повышение грузоподъемности поездов, увеличение поездной скорости, снижение себестоимости единицы перевозимых грузов; создание пригородной пассажирской компании "Карелпригород"; запуск линии Ледмозеро-Кочкома, что позволит увеличить транзитный грузопоток из восточных районов страны в страны Скандинавии, увеличить объем перевозок железорудного окатыша;
  • по внутреннему водному транспорту - строительство судов нового проекта, приобретение судов на воздушной подушке; создание самостоятельной компании по пассажирским перевозкам; завершение реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала.
  • по автомобильному транспорту - увеличение объемов пригородных и межмуниципальных перевозок в результате развития автодорожной сети и приобретения нового подвижного состава;
  • по воздушному транспорту - дальнейшее развитие партнерских отношений с авиакомпаниями по работе на местных воздушных линиях на территории республики с целью оказания авиационных услуг. Это позволит сохранить и дать развитие малой авиации в республике, использовать в полной мере возможности аэропорта "Пески", действующих аэродромов в ряде населенных пунктов Карелии.

Важнейшими задачами в области информатизации является развитие правового пространства, формирование государственных информационных ресурсов и информационных систем. На решение этой задачи нацелена республиканская целевая программа "Информатизация Республики Карелия на 2004-2007 годы", для реализации которой планируется выделить из средств республиканского бюджета не менее 23 млн. рублей.

Исходя из задачи сохранения тенденций развития экономики инвестиционного типа, предусматривается, что объем инвестиций в основной капитал в Республике Карелия должен увеличиться с 14,7 млрд. рублей в 2005 году до 27,2 млрд. рублей в 2010 году, или на 23 % в сопоставимых ценах. Если рассматривать объем инвестиций по отношению к валовому региональному продукту, то прогнозируемое соотношение соответствует "инвестиционному коридору" в 21-23 % от валового продукта, сформировавшемуся накопленным мировым опытом.

В 2006-2008 годах в республике предусматривается реализация более 80 коммерческих проектов.

Учитывая географическое положение Республики Карелия, экспортную направленность экономики, а также активное международное сотрудничество республики со странами Северной Европы, в том числе в рамках Баренц - региона, в 2006-2010 годах основными задачами по развитию таможенной инфраструктуры являются:

  • завершение строительства и приемка в эксплуатацию международного автомобильного пункта пропуска "Суоперя";
  • реконструкция железнодорожных пунктов пропуска (ж/д станций) Вяртсиля и Люття;
  • обеспечение бесперебойной работы пунктов упрощенного пропуска.

В 2006-2008 годах предусматривается выделить из республиканского бюджета на реализацию мероприятий "Отраслевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия 34,3 млн. рублей. Ожидается, что мерами государственной поддержки будет охвачено более 500 организаций малого бизнеса и индивидуальных частных предпринимателей без образования юридического лица.

Повышению эффективности государственного управления будет способствовать реализация административной реформы, главной целью которой является обеспечение доступности и качества государственных услуг.

В рамках реформы предусматривается ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, сокращение избыточного государственного регулирования.

В органах исполнительной власти будут внедрены принципы и процедуры управления по результатам.

Глубина и серьезность поставленных задач требует усиления взаимодействия республиканских и федеральных органов исполнительной власти (в том числе территориальных), Законодательного Собрания, местного самоуправления, бизнеса, общественности. Правительство Республики Карелия намерено расширять это взаимодействие во имя дальнейшего социально-экономического развития РК, повышения уровня и качества жизни населения.

Техническая поддержка портала
Создано 13 апреля 2006. Отредактировано 13 апреля 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.