Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Экономическое развитие Республики Карелия 2005

  Введение

  Государственное
  управление


  Итоги 2005

  Экономическая политика

  Производство

  Туризм

  Инфляция

  Потребит.рынок

  Внешнеэкономическая
  деятельность


  Межрегиональные связи

  Природные ресурсы
  и экология


  Финансы

    Бюджетная политика

    Налоговая политика

    Исполнение бюджета

    Банковская система

  Социальная сфера

  Взаимодействие
  с органами власти


  Взаимодействие
  с общественными
  организациями


  Заключение

  Приложения

Бюджетно-налоговая политика и финансы

Проводимая в Республике Карелия в 2002 - 2005 годах финансовая политика в целом позволила обеспечить сохранение экономической, социальной и финансовой стабильности в республике.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Карелия формировались в соответствии с Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 годов.

Бюджетная политика и реформирование бюджетного процесса

В бюджетной сфере Республики Карелия были проведены крупные структурные реформы.

В условиях дефицита бюджета Республики Карелия удалось мобилизовать дополнительные доходы и источники финансирования, обеспечить полное исполнение расходных обязательств Республики Карелия.

С 2001 года главный финансовый документ республики - закон Республики Карелия о бюджете принимается Законодательным Собранием Республики Карелия до начала финансового года, что позитивно влияет на реализацию бюджетного процесса республики.

Принятый в 2001 году Закон Республики Карелия о бюджетном процессе установил основы бюджетного процесса в Карелии и формализованный порядок формирования межбюджетных отношений между органами государственной власти республики и органами местного самоуправления Республики Карелия.

Правительством Карелии были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования и широко применяемый в мире принцип бюджетирования, ориентированного на достижение конкретных результатов (так называемый БОР). Подготовлена нормативная база республики по данному вопросу. Проведено обучение главных распорядителей средств бюджета Республики Карелия. На официальном сайте Минфина Карелии в разделе "Бюджетная реформа" размещены международная практика, сборники материалов по БОР.

Формирование расходов бюджета Республики Карелия на 2006 финансовый год произведено с учетом представленных главными распорядителями средств бюджета Республики Карелия докладов о результатах и основных направлениях деятельности на 2006-2008 годы. В докладах главные распорядители средств бюджета отразили: основные цели и задачи их деятельности, сколько потребуется на это бюджетных средств, какова эффективность и результаты освоения бюджетных средств. Таким образом, осуществляется постепенный переход от управления затратами к управлению результатами.

Доклады, представленные главными распорядителями средств бюджета Республики Карелия, рассмотрены Комиссией Правительства Республики Карелия по повышению результативности бюджетных расходов, в соответствии с заключениями которой дополнительно к лимитам бюджетных средств на 2006 год впервые были распределены 200 млн. рублей.

Активно совершенствовалось налоговое законодательство Республики Карелия. В 2001 году был принят единый Закон Республики Карелия о налогах и ставках налогов, который ежегодно совершенствуется. Данный Закон представляет собой своеобразный "налоговый кодекс" республики, включающий в себя всю информацию о республиканских налогах и ставках федеральных налогов, установленных в пределах полномочий республики. Закон был разработан, в первую очередь, в интересах налогоплательщиков, для получения ими исчерпывающей информации о законодательстве республики о налогах и сборах, а также для удобства пользования как налогоплательщиков, так и органов государственной власти республики и органов местного самоуправления, территориальных федеральных структур, поскольку налоговое законодательство напрямую влияет па формирование показателей как бюджетов, так и финансово-хозяйственной деятельности участников гражданского оборота.

В рамках реализации в Карелии Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584, заложены основы принципиально новой системы межбюджетных отношений, обеспечивающей четкое разграничение расходных и доходных полномочий органов власти разных уровней, а также сокращение обязательств, установленных федеральными законами для бюджетов всех уровней без учета возможностей по их выполнению (так называемые "необеспеченные мандаты").

В 2002-2005 годах организовано активное сотрудничество с Министерством финансов Российской Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений. Динамика объема финансовой помощи Карелии из федерального бюджета (рост в 1,9 раза финансовой помощи, полученной в 2005г. к уровню 2001г.) является результатом проведенной на федеральном уровне работы по разграничению расходных полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, передаче из федерального бюджета целевых средств на реализацию переданных Республике Карелия полномочий Российской Федерации.

Правительством Республики Карелия активно проводилась работа по оптимизации расходов и действующей сети получателей бюджетных средств, реорганизации бюджетных учреждений, разграничению полномочий между уровнями бюджетов.

Подведены итоги оптимизации бюджетных расходов в 2002-2004 годах, подготовлена и одобрена Правительством Республики Карелия новая Программа оптимизации расходов бюджета Республики Карелия на 2005-2007 годы. Экономический эффект, полученный в результате оптимизации расходов по социальным отраслям за три года, составил 167 млн. рублей.

Реформирована система социальной поддержки отдельных категорий граждан. Значительная часть натуральных льгот переведена в денежную форму, проведена "монетизация" льгот. Объемы бюджетного финансирования системы социальной поддержки населения в 2005 году увеличены в 2 раза по сравнению с 2004 годом. Реализация Правительством Республики Карелия мероприятий, направленных на соблюдение федеральных и республиканских стандартов по жилищно-коммунальным услугам, позволила перейти с 2005 года на 100-процентное возмещение населением затрат предприятий ЖКХ. Одновременно увеличены расходы бюджета на капитальные вложения, инвестиции на ремонт и реконструкцию коммунальных объектов. Из бюджета Республики Карелия предоставляются адресные субсидий малообеспеченным гражданам.

Большое внимание уделялось и уделяется Правительством республики обеспечению прозрачности бюджетных процедур. В настоящее время в Республике Карелия нет ни одного целевого бюджетного фонда. С созданием республиканского казначейства движение основных денежных потоков в рамках бюджетного процесса стало доступным для постоянного контроля.

Начиная с января 2002 года организована планомерная работа по переводу главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств бюджета на казначейское обслуживание, которая полностью завершена к июлю 2003 года. Каждому получателю бюджетных средств открыт один лицевой счет соответствующего вида. Согласно реестру получателей средств бюджета Республики Карелия, по состоянию на 1 января 2006 года в Министерстве финансов Республики Карелия обслуживается 218 получателей бюджетных средств.

В течение 2005 года осуществлены подготовительные мероприятия по переводу кассового обслуживания исполнения местных бюджетов в органы Федерального казначейства с 1 января 2006 года в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 г. №1н.

Таким образом, функционирование в республике системы казначейского исполнения бюджета Республики Карелия и местных бюджетов соответствует общей экономической политике, проводимой в Российской Федерации.

Дальнейшее развитие получил рынок страховых услуг. В 2005 году объем заключенных договоров по страхованию государственного имущества за счет средств бюджета Республики Карелия возрос по сравнению с 2004 годом более чем на 30%. В первую очередь подлежат страхованию объекты недвижимости с повышенной степенью риска.

Активно развивался фондовый рынок республики. Начиная с 2001 года Правительство Республики Карелия осуществило 8 выпусков государственных облигаций Республики Карелия на общую сумму 1,25 млрд. рублей по номинальной стоимости, из них погашено 4 облигационных займа на сумму 300 млн. рублей.

В рамках реализации Концепции фондового рынка Республики Карелия в 2005 году осуществлен выпуск нового вида государственных именных облигаций Республики Карелия с амортизацией долга в объеме 350 млн. рублей.

Возрождение системы внутриведомственного контроля позволило организовать и систематизировать работу по проведению министерствами и госкомитетами республики финансового контроля. Ежегодно утверждаются и выполняются Координационный план проведения проверок эффективности использования средств бюджета Республики Карелия и государственного имущества и Координационный план проведения проверок в районах и городах Республики Карелия.

Формирование межбюджетных отношений

2005 год стал ключевым в области реформирования межбюджетных отношений между органами государственной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления Республики Карелия, совершенствования условий предоставления межбюджетных трансфертов, установления порядка осуществления переданных бюджетных полномочий, выравнивания уровня бюджетной обеспеченности местных бюджетов путем сокращения отставания муниципалитетов с низким уровнем бюджетной обеспеченности от уровня, достаточного для выполнения муниципальных полномочий.

Проведение реформы межбюджетных отношений в 2005 году осуществлялось с учетом требований Федеральных законов № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".

На основании положений указанных федеральных законов в Республике Карелия приняты Законы "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия" и "О финансовых нормативах, применяемых при расчете межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований". Новое законодательство республики направлено на определение объемов межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на основании единых для всех муниципалитетов методик через оценку расходных потребностей и доходных возможностей каждого муниципального образования для исполнения своих полномочий по вопросам местного значения.

В общем объеме межбюджетных трансфертов, подлежащих передаче местным бюджетам из бюджета Республики Карелия, в 2006 году трансферты, распределяемые по единым методикам, составляют более 81%.

Помимо нового законодательства по регулированию межбюджетных отношений подготовлен и принят целый ряд законодательных актов по разграничению расходных полномочий, по передаче отдельных государственных полномочий на местный уровень: это такие Законы, как "Об образовании", "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об обеспечении социального обслуживания населения" и другие.

В соответствии с положениями федеральных законов, предусматривающих реформу межбюджетных отношений, с 1 января 2006 года Законом Республики Карелия "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия", а не ежегодно вводимыми в действие законами о бюджете, предусмотрено закрепление на долговременной основе за бюджетами муниципальных образований республики нормативов отчислений от федеральных налогов. Нормативы отчислений предусмотрены в соответствии с нормативами, утвержденными Бюджетным кодексом Российской Федерации, с учетом дополнительной передачи на уровень муниципальных образований 10% налога на доходы физических лиц.

Закрепление нормативов отчислений от налогов на долговременной основе позволит повысить предсказуемость и стабильность налоговых доходов бюджетов муниципальных образований, создать стимулы для экономического развития муниципальных территорий, будет способствовать эффективности использования бюджетных средств.

Все средства бюджета Республики Карелия, передаваемые бюджетам муниципальных образований в форме межбюджетных трансфертов, будут аккумулированы в рамках региональных фондов финансовой поддержки, в том числе: Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), Регионального фонда компенсаций, Регионального фонда софинансирования социальных расходов, Регионального фонда муниципального развития.

В 2005 году финансовая помощь бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Карелия составила 4 062 млн. рублей, или 99,6% от уточнённого плана на год. Незначительное неосвоение средств бюджета Республики Карелия связано либо с тем, что районы вернули невостребованные деньги, либо не успели их использовать в связи с отсутствием предъявленных счетов.

В 2005 году начата работа по реструктуризации межбюджетной задолженности. С одиннадцатью органами местного самоуправления, имевшими задолженность по бюджетным ссудам, выданным из бюджета Республики Карелия до 1 января 2005 года, заключены соглашения о реструктуризации данной задолженности со сроком возврата в течение 3-х лет. По итогам выполнения условий соглашений в декабре 2005 года погашена задолженность местных бюджетов по бюджетным ссудам, выданным из бюджета Республики Карелия, в порядке реструктуризации в сумме 182 млн. рублей.

Техническая поддержка портала
Создано 12 апреля 2006. Отредактировано 12 апреля 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.