Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Экономическое развитие Республики Карелия 2005

  Введение

  Государственное
  управление


  Итоги 2005

  Экономическая политика

  Производство

  Туризм

  Инфляция

  Потребит.рынок

  Внешнеэкономическая
  деятельность


  Межрегиональные связи

  Природные ресурсы
  и экология


  Финансы

  Социальная сфера

  Взаимодействие
  с органами власти


  Взаимодействие
  с общественными
  организациями


  Заключение

  Приложения

Государственное управление в условиях реформирования

В 2002 - 2005 годах серьёзно изменилась законодательная база. Были приняты Налоговый, Бюджетный, Земельный кодексы Российской Федерации, новое пенсионное законодательство, законодательство о банкротстве. Совершенствовались межбюджетные отношения, валютное законодательство. Осуществлялось реформирование административной системы, государственного управления и местного самоуправления, социальной сферы, естественных монополий. Идет процесс разграничения полномочий между уровнями власти.

Проведение реформ нацелено на обеспечение доступности и качества предоставляемых населению государственных услуг, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления. Это, в свою очередь, требует создания условий и стимулов для модернизации экономики, совершенствования инфраструктуры и институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономических субъектов.

Правительством республики принимаются меры, направленные на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе на прекращение избыточного государственного регулирования.

Значительно реформировалась система органов исполнительной власти Республики Карелия, проанализированы их функции в целях исключения дублирующих. Ликвидирован ряд министерств и госкомитетов Республики Карелия. Эта работа будет продолжена.

Проведена работа по приведению в соответствие с новыми требованиями Положений об органах исполнительной власти, определены приоритеты, цели, задачи деятельности каждого министерства и ведомства.

В рамках административной реформы реформируется государственная служба. В целях нормативно-правового регулирования принят Закон Республики Карелия "О государственной гражданской службе Республики Карелия". На основе должностных регламентов определены обязанности, полномочия и меры ответственности гражданских служащих; применяются эффективные методы подбора квалифицированных кадров для гражданской службы и их профессионального развития.

С 2004 года в республике реализуется Концепция реформирования бюджетного процесса. Уже в 2005 году все главные распорядители средств бюджета Республики Карелия осуществили подготовку и защиту докладов об основных направлениях своей деятельности на 2006-2008 годы, мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств, ожидаемых результатах. Создается система, при которой принимаемые меры по бюджетному планированию и оценка служебной деятельности государственных служащих базируется на показателях эффективности и результативности их деятельности.

В соответствии с требованиями федерального законодательства, начата инвентаризация государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Республики Карелия. Этот процесс должен завершиться составлением полного перечня государственных услуг, утверждением административных регламентов, в которых будут определены административные процедуры (сроки и последовательность действий) при оказании государственных услуг. Разработаны и реализуются законы о межбюджетных отношениях и финансовых нормативах, применяемых при расчете муниципальным образованиям трансфертов из бюджета Республики Карелия.

Проводится работа по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в том числе по вопросам организации социального обслуживания, регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров, услуг.

Продолжается работа по перераспределению имущества между республикой и муниципальными образованиями, по освобождению государственных предприятий и учреждений от несвойственных им функций по содержанию и обслуживанию объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения путем передачи этих объектов на муниципальный уровень.

Условия для развития реального сектора экономики и повышения его эффективности создавались путём формирования правовой базы для предпринимательства, формирования конкурентной среды, активизации инвестиционной политики, содействия реструктуризации предприятий и их финансовому оздоровлению, привлечения эффективных собственников.

В 2002 году Правительство Карелии объявило своим основным экономическим приоритетом привлечение инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности республики. На основе принципа "открытых дверей" была разработана Программа "Инвестиционная политика Республики Карелия на 2003-2006 годы". Основным целевым ориентиром стало удвоение объемов инвестиций. Социальная значимость инвестиций определяется еще и тем, что они создают рабочие места. Серьезно было переработано республиканское инвестиционное законодательство, созданы новые механизмы привлечения инвестиций, их сопровождения и решения проблем инвесторов.

Одним из таких механизмов является льготное бюджетное кредитование инвестиционных проектов за счет средств облигационных займов республики, начавшее работать в 2002 году.

Наряду со льготным кредитованием инвесторам предоставляются налоговые льготы.

Правительство Карелии принимало непосредственное участие в реформировании естественных монополий на территории республики.

В соответствии с трехсторонним Соглашением между Правительством Республики Карелия, РАО "ЕЭС России" и ОАО "Карелэнерго", осуществлялось реформирование электроэнергетического комплекса. Основной задачей Правительства являлось обеспечение реформирования с максимальным учетом особенностей и интересов республики. В 2005 году завершен первый этап реформирования ОАО "Карелэнерго", произведено разделение акционерного общества по видам деятельности и выделение непрофильных видов. Зарегистрированы вновь созданные акционерные общества ОАО "Карельская энергосбытовая компания", ОАО "Карелэнерго" и филиал "Карельский" ОАО "Территориальная генерирующая компания № 1". В условиях реформирования энергосистемы обеспечивалось надежное электроснабжение потребителей. Начата подготовка к реформированию коммунальной энергетики. В 2006 году предстоит работа по реализации второго этапа реформирования - межрегиональное укрупнение компаний по видам деятельности.

В условиях реформирования железнодорожного транспорта в целом и его инфраструктуры, совместно с железнодорожниками, продолжается работа по созданию пассажирской компании "Карелпригород". Для улучшения ситуации с пассажирскими и грузовыми перевозками Правительством республики с 1998 года ежегодно заключаются Соглашения с Октябрьской железной дорогой, предусматривающие взаимные обязательства по улучшению транспортного обслуживания населения и предприятий.

Правительство республики активно участвовало в совершенствовании лесного законодательства, настойчиво отстаивая право субъекта Российской Федерации участвовать в управлении лесными ресурсами на своей территории. Результатом совместной работы с федеральными органами государственной власти стало решение о внесении изменений в действующий Лесной кодекс Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом от 31декабря 2005 года № 199-ФЗ). С 1 января 2007 года субъектам Российской Федерации передается значительный объем полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения лесным фондом. В этой связи перед Правительством Карелии стоит задача - обеспечить эффективное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов в рамках передаваемых полномочий.

Сформирована правовая основа для реализации полномочий республики в области регулирования земельных отношений. Приняты соответствующие законы, разработана республиканская целевая программа "Создание автоматизированной системы управления земельными ресурсами и связанными с ними объектами недвижимости в Республике Карелия" на 2002-2007 годы.

Проведена государственная кадастровая оценка земель, начаты работы по созданию автоматизированной базы данных, проведены землеустроительные работы при разграничении государственной собственности на землю. Осуществлялось формирование и вовлечение в гражданский оборот как единых объектов недвижимости, так и свободных земельных участков. Доходы республиканского бюджета от управления и распоряжения земельными ресурсами возросли.

Проводилась работа по реализации в республике положений нового Жилищного кодекса Российской Федерации. Принят закон Республики Карелия о порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Разработан и проходит согласования ряд других законов республики, определяющих порядок предоставления жилых помещений. Проводится работа по изменению системы управления многоквартирными жилыми домами.

Важнейшим приоритетом в деятельности Правительства Карелии является реализация национальных проектов, направленных на повышение качества жизни граждан. При Главе Республики Карелия образован Координационный совет по реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". По каждому проекту созданы межведомственные рабочие группы. Разработаны планы реализации проектов и сетевые планы осуществления каждого мероприятия. Сформулированы основные проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проектов, и пути их решения. Определена ориентировочная стоимость всех мероприятий. Финансироваться национальные проекты будут за счет средств федерального, республиканского и, частично, местных бюджетов, с привлечением средств предпринимателей.

Реализация национальных проектов требует координации действий органов власти всех уровней. Эта тема была подробно обсуждена в декабре 2005 года на совместном заседании Координационного совета по реализации национальных проектов и Совета республики. Определены формы участия в реализации национальных проектов органов местного самоуправления, представителей бизнеса, общественности.

Сейчас во всех городах и районах республики созданы рабочие группы, разрабатываются планы реализации национальных проектов. Органы местного самоуправления работают во взаимодействии с профильными министерствами.

На уровне республики национальные проекты дополнены инициативами Главы Республики Карелия в области здравоохранения, образования, физкультуры и спорта. Инициативы поддержаны участниками республиканских съездов работников этих отраслей.

Задачи по реализации реформ, в первую очередь административной, требуют усиления контроля за деятельностью органов исполнительной власти, местного самоуправления в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, противодействия коррупции.

Только за 2005 год Контрольно-аналитическое управление Администрации Главы Республики Карелия по поручению Главы Республики Карелия провело 57 проверок. Проверки способствовали устранению допущенных нарушений, их предупреждению, решению наиболее острых социально-экономических проблем.

Управлением проводилась проверка санитарного состояния и благоустройства территорий муниципальных образований. Результаты проверки обсуждены на заседании Правительства Карелии в декабре 2005 года. Ряду муниципальных образований (Беломорский, Кемский, Сегежский районы, Питкяранта, Сортавала, поселки Тикша и Ведлозеро) выделены средства из резервного фонда Главы Республики Карелия на приобретение техники для санитарной очистки и благоустройства. В целях реализации мер по улучшению санитарного состояния территорий создана республиканская межведомственная комиссия.

Меры, принятые по результатам проверок, позволили выявить и предупредить факты коррупции, нецелевого использования бюджетных средств, принять меры по их недопущению в будущем, решить ряд острых социально-экономических, бытовых проблем, смягчить социальную напряженность в отдельных населенных пунктах.

Техническая поддержка портала
Создано 10 апреля 2006. Отредактировано 10 апреля 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.