Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Экономическое развитие Республики Карелия 2005

  Введение

  Государственное
  управление


  Итоги 2005

  Экономическая политика

  Производство

  Туризм

  Инфляция

  Потребит.рынок

  Внешнеэкономическая
  деятельность


  Межрегиональные связи

  Природные ресурсы
  и экология


  Финансы

  Социальная сфера

    Демография

    Социальная защита

    Пенсионное обеспечение

    Здравоохранение

    Физическая культура

    Образование

    Рынок труда

    Культура

    Национальная политика

    Обеспечение
    правопорядка


  Взаимодействие
  с органами власти


  Взаимодействие
  с общественными
  организациями


  Заключение

  Приложения

Социальная политика и состояние отраслей социальной сферы

В Концепции социально-экономического развития Республики Карелия до 2010 года, в Основных направлениях деятельности Правительства РК на 2002-2006 годы, в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ сформулированы конкретные задачи, которые необходимо решить в социальной сфере.

В первую очередь они касаются обеспечения роста благосостояния граждан, качества и доступности образования, медицинского обслуживания, жилья, становления гражданского общества.

Решению этих задач в значительной мере будет способствовать реализация на территории республики объявленных Президентом РФ приоритетных национальных проектов: "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Проекты "Здоровье" и "Образование" дополнены инициативами Главы Республики Карелия, которые будут осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов.

За последние четыре года стабильно увеличивалось бюджетное финансирование отраслей социально-культурного блока. Если в 2001 году расходы на социальную сферу составляли 48% от общего объема расходов консолидированного бюджета, или 3 миллиарда рублей, то в 2005 году указанные расходы составили уже 66%, или 8,9 миллиарда рублей - это один из самых высоких показателей на Северо-Западе Российской Федерации. Расходы бюджета на социальные нужды в 2005 году по сравнению с 2001 годом возросли на 5,9 миллиарда рублей, или в 3 раза. Только на здравоохранение из консолидированного бюджета республики в 2005 году было выделено около 2,6 миллиарда рублей, что в 3 раза выше, чем в 2001 году. В 2005 году в расчете на 1 жителя республики расходы на здравоохранение превышают федеральный норматив.

Более 290 тысяч жителей Карелии (41,8% от общей численности населения) обеспечиваются мерами государственной социальной поддержки, предусмотренными действующим законодательством. Решающее влияние на резкий рост расходов бюджета на социальную поддержку оказал Федеральный закон № 122 - ФЗ, касающийся социальной защиты льготных категорий граждан. В 2005 году в республике продолжилась замена части мер социальной поддержки, предоставлявшихся ранее гражданам в натуральном выражении, денежными выплатами.

Все большее значение в сфере социальной поддержки приобретает принцип адресности. Это прослеживается по объему средств бюджета республики, выделяемого на реализацию целевой программы "Адресная социальная помощь". За 2005 год объем финансирования программы составил 150 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2004 годом почти в 10 раз.

Значительные ресурсы направляются для финансирования мер социальной поддержки ветеранов, малоимущих граждан и многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на профилактику детской беспризорности и безнадзорности.

В 2005 году в рейтингах Российской Федерации по качеству жизни Республика Карелия переместилась на более высокое 31 место.

Одним из приоритетов социальной политики в Республике Карелия является утверждение здорового образа жизни. Разработана и дополняется новыми разделами целевая республиканская программа "Здоровый образ жизни" до 2010 года. В результате ее реализации принципы здорового образа жизни должны стать привычными для всех жителей республики, а сберегающие здоровье технологии - доступными каждому.

В 2006 году Законом от 31.12.05 г № 199-ФЗ в субъекты Российской Федерации передаются полномочия, в том числе связанные с ростом благосостояния граждан республики. Это один из важнейших приоритетов в деятельности Правительства РК, так как, несмотря на ежегодный рост доходов граждан, 20,9 процента населения имеют доход ниже прожиточного минимума.

Демографическая ситуация

Успех нашей политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем.

В Республике Карелия с 2002 года в демографической ситуации наметились позитивные тенденции.

За 2002-2005 годы число родившихся в расчете на 1000 жителей увеличилось с 9,4 %о - до 10,0%о. Следует отметить, что коэффициент рождаемости в Республике Карелия на протяжении последних четырех лет стабильно выше среднего показателя по Северо-Западному федеральному округу, но при этом остается ниже среднероссийского уровня.

С 2003 года в республике отмечается снижение уровня смертности. По предварительным данным, коэффициент смертности в 2005 году составил 18,0 на 1000 человек (2003 год - 18,7). Однако он остается выше аналогичного показателя по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу.

Ситуацию со смертностью в республике определяет динамика умерших в трудоспособном возрасте. В 2004 году доля умерших в трудоспособном возрасте составила 40,5% от всех умерших, за 2005 год в трудоспособном возрасте умерло 37,9%.

Коэффициент естественной убыли населения в 2005 году составил 8‰, что значительно ниже, чем в предыдущие годы: 2003 год - 9,7‰, 2004 год -8,5‰

Уровень младенческой смертности в 2005 году по сравнению с 2004 годом снизился и составил 9,3 на 1000 родившихся живыми, он остается ниже среднероссийского показателя.

В целом соотношение демографических показателей обусловливает снижение численности постоянного населения. По предварительным данным, на 01.01.2006 года численность населения Карелии составила 697,5 тысячи человек и уменьшилась за 2005 год на 0,8%.

Продолжается процесс демографического старения населения, в большей степени характерный для женщин из-за высокого уровня преждевременной смертности мужчин. В современной демографической ситуации республики этот процесс находится в прямой связи с естественным воспроизводством и миграцией населения. Если на 1 января 2000 года население старше трудоспособного возраста составляло 18,7% (среди них: мужчины - 28,5%, женщины - 71,5%), то на 1 января 2005 года этот показатель вырос до 23,7% (мужчины - 27,8%, женщины - 72,2%). Таким образом, за 5 лет процент населения старше трудоспособного возраста увеличился на 5 процентных пункта.

В республике каждый 5 житель находится в пенсионном возрасте, а в сельской местности - каждый 4. Существенно деформирована половозрастная структура населения Карелии.

Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения Республики Карелия увеличилась с 61,5 года в 2002 году до 61,6 в 2004 году.

Структура смертности на протяжении отчетного периода стабильна: на первом месте - смертность от болезней органов кровообращения, на втором - от травм и отравлений, на третьем - от новообразований. Вместе с тем отмечается снижение показателей смертности по всем основным классам болезней: смертность от заболеваний органов кровообращения в 2005 году - 977 (в 2002 году - 1033), от несчастных случаев, травм и отравлений - в 2005 году - 280 (в 2002 году - 326), от новообразований в 2005 году - 201 (в 2002 году - 216) на 100 тыс. населения.

Из положительных моментов можно отметить снижение темпов прироста показателей общей заболеваемости среди взрослого населения с 9,9% - до 0,8%, среди подростков - с 18,5% - до 4,5%.

Снижение уровня первичной заболеваемости обусловлено усилением профилактической работы системы здравоохранения и пропаганды здорового образа жизни.

В прогнозных расчетах на 2006-2008 годы предусматривается сокращение численности постоянного населения республики (на 0,9%-1,1% ежегодно), причем сельское население будет сокращаться более быстрыми темпами, чем городское. До 2008 года в республике сохранится тенденция превышения числа умерших над числом родившихся, хотя естественная убыль (на 1 тыс. человек) будет сокращаться.

Согласно прогнозу, начиная с 2006 года республика вступает в период абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. С 2006 по 2008 годы указанная численность сократится на 14,1 тыс. человек. При этом фактор миграции в Республике Карелия не будет доминирующим в формировании ресурсов труда (в 2002 году миграционный прирост составил 1909 человек, в 2005году - 138 человек). В соответствии с прогнозом, в ближайшие три года по республике планируется незначительный миграционный прирост населения.

В качестве приоритетных направлений в своей деятельности Правительство Республики Карелия выделяет реформы отраслей, связанных с развитием человеческого потенциала.

Техническая поддержка портала
Создано 13 апреля 2006. Отредактировано 13 апреля 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.