Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Экономическое развитие Республики Карелия 2005

1993-1997   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009 2010 2011 2012 2013

  Введение

  Государственное
  управление


  Итоги 2005

  Экономическая политика

  Производство

  Туризм

  Инфляция

  Потребит.рынок

  Внешнеэкономическая
  деятельность


  Межрегиональные связи

  Природные ресурсы
  и экология


  Финансы

  Социальная сфера

  Взаимодействие
  с органами власти


  Взаимодействие
  с общественными
  организациями


  Заключение

  Приложения

Введение

Развитие России в последние два десятилетия определяется глубоким реформированием государственного управления, местного самоуправления, экономики, финансов, социальной сферы, гражданского общества.

Последние четыре года можно охарактеризовать как годы ускорения реформ по всем стратегическим направлениям. Жизнь страны и каждого гражданина кардинально меняется.

Пик многих реформ пришелся на 2005 год. Именно в минувшем году в стране в целом и в Республике Карелия была проведена большая подготовительная работа - законодательная, организационная, позволившая приступить к практической реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с этим законом 2 октября 2005 года в Республике Карелия состоялись выборы глав и депутатов вновь образованных муниципальных образований.

Подведены итоги первого этапа административной реформы и, в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации, начался ее второй этап. Главная цель административной реформы - обеспечить доступность и качество государственных услуг для населения. Деятельность органов власти и каждого чиновника будет оцениваться по показателям результативности.

Началась реальная передача значительной части государственных полномочий на уровень регионов. Республика, в свою очередь, делегирует некоторые полномочия на уровень местного самоуправления. Это требует выстраивания новой системы координации деятельности Правительства Республики Карелия, территориальных органов федеральных органов власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества. Решению этой задачи способствует их совместная работа по осуществлению Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. В Республике Карелия в 2005 году впервые Правительством, федеральными территориальными органами власти, органами местного самоуправления с участием профсоюзов, общественности была разработана совместная Программа действий по реализации Послания Президента.

В сентябре 2005 года В.В. Путиным были озвучены важные инициативы, направленные на повышение качества жизни россиян. Эти инициативы детализированы в четырех приоритетных национальных проектах: "Образование", "Здоровье", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Приоритетные национальные проекты - это движение к эффективному образованию, здравоохранению, сельскому хозяйству, развитому рынку жилья. Своевременно проведя подготовительную работу, Правительство Карелии к настоящему времени начало выстраивать четкую систему управления реализацией этих важнейших проектов и контроля за использованием средств: от муниципального - до республиканского уровня.

В условиях ускорения и углубления реформ Правительству Карелии в 2005 году удалось выполнить абсолютное большинство намеченных планов.

На протяжении всего 2005 года в республике отмечался устойчивый рост объемов производства практически по всем основным видам экономической деятельности. В целом за год валовой региональный продукт, по оценке, увеличился на 9% (ВВП в РФ - на 6,4%), индекс промышленного производства составил 118% (в РФ - 104%).

Главная цель, которую Правительство Карелии ставило на 2002 - 2005 годы, - создание условий для устойчивого экономического роста, модернизации экономики и последовательного повышения уровня жизни населения на основе поддержки самореализации жителей республики, использования потенциала местного самоуправления, снижения социального неравенства и сохранения культурных ценностей.

Это потребовало перехода к более интенсивным методам экономической политики, особенно в инвестиционной сфере, которые позволили бы решать назревшие социальные проблемы и ставить новые задачи.

Была переработана и дополнена Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2010 года. Разработаны Основные направления деятельности правительства по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002-2006 годы, Программа "Инвестиционная политика Правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы". Разработка этих документов велась на основе предвыборной программы Главы Республики Карелия "Вместе - к успеху Карелии!", наказов избирателей, общероссийских программ и посланий Президента Российской Федерации.

В социальной сфере основной задачей стало повышение благосостояния жителей республики. Для этого необходимо было создать условия и действенные стимулы для занятости, в том числе - самозанятости населения, содействовать развитию жилищного строительства, добиться роста реальных доходов граждан не менее чем в 1,5 раза, увеличить финансирование системы образования, охраны здоровья, экологической и общественной безопасности, культуры, физкультуры и спорта, социальной защиты населения, удержать безработицу на уровне 3 процентов, выполнить наказы избирателей, а это значит - построить школы, лечебные учреждения, жилые дома для ветеранов, коммунальные объекты.

Для решения столь масштабных целей и задач требуются большие финансовые средства. Наполнить и увеличить бюджет республики способна только растущая и эффективная экономика. Поэтому естественно, что Правительство республики сделало упор на экономическое развитие. Для того, чтобы выполнить намеченное, необходимо было добиться роста экономики не менее 6 - 7% ежегодно. Эта задача выполнялась в первую очередь путем создания благоприятного климата для хозяйственной деятельности, активного привлечения инвестиций, поддержки эффективных собственников, создания условий для развития малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделялось точкам экономического роста, техническому перевооружению предприятий с использованием инноваций, повышению конкурентоспособности продукции.

Карелия успешно интегрировалась в российскую и мировую экономику.

Сегодня доля республики в общероссийском выпуске газетной бумаги составляет 35%, бумажных мешков - 59%, железорудных окатышей - 25 %, вывозке древесины - 6%.

Внешнеторговый оборот в 2005 году достиг 1245 млн. долларов США, в том числе экспорт - 1045 млн. долларов. Увеличение экспорта на 24% по сравнению с 2004 годом обеспечено в первую очередь за счет наращивания поставок железорудных окатышей и газетной бумаги.

Главным результатом активной экономической политики, проводимой Правительством Карелии, стал рост инвестиций. Сравнивая два этапа: 1998 - 2001 годы и 2002 - 2005 годы, можно увидеть, что объем инвестиций в экономику республики увеличился более чем в 2 раза. Таким образом, Правительство выполнило поставленную задачу по удвоению инвестиций.

Наглядной иллюстрацией результатов экономического роста является ежегодный прирост доходов в консолидированный бюджет республики. Если в 2000-2003 годах доходы увеличивались на 9-12 процентов, то в последние два года - уже на 23-30 процентов. Более чем в 2 раза, с 6,2 до 13,8 миллиардов рублей, по сравнению с 2001 годом, возросли доходы консолидированного бюджета Республики Карелия в 2005 году.

Рост доходов увеличивает значимость бюджетной политики расходов и политическую ответственность Правительства за их целевое и эффективное использование. Ответственность за своевременность и качество бюджетных услуг, надежность системы социальной защиты населения, высокие темпы развития общественной инфраструктуры и позитивную динамику экономического роста.

В результате реализации бюджетной политики обеспечено в полном объеме текущее содержание развернутой сети учреждений здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения с учетом мероприятий по оптимизации, проведены структурные и организационные преобразования, возросла социальная направленность расходов бюджета Республики Карелия.

В целом расходы консолидированного бюджета республики на социальную политику и финансирование отраслей социальной сферы в 2005 году составили 8,9 миллиарда рублей, что 3 раза выше, чем за 2001 год.

Правительством Карелии обеспечивалась своевременная и в полном объеме индексация заработной платы работников бюджетной сферы. При этом средства на эти цели в основном изыскивались в республике. Доля расходов консолидированного бюджета Республики Карелия на заработную плату в 2001 году составляла 33 процента, а в 2005 году - уже 43 процента, или 5,8 миллиарда рублей. Это один из самых высоких показателей среди субъектов Российской Федерации.

Правительством Карелии постоянно проводится работа, связанная с оптимизацией численности и расходов на содержание органов исполнительной власти. С 2000 года численность работников органов исполнительной власти сокращена на 800 единиц, что привело к реальной экономии средств бюджета Республики Карелия. Успехи республики заметны и на фоне России. Так, за последние годы в рейтингах регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития Карелия поднялась с 51 на 26 место, по качеству жизни - на 31, по использованию информационных технологий - на 10. Республика была признана победителем среди европейских регионов, и ей было присвоено почетное звание "Европейский регион 2003 года". Тем самым была отмечена роль Карелии в развитии международного сотрудничества. В 2003 году Республика Карелия была отнесена к группе 20-ти российских регионов с наиболее эффективно работающим аппаратом управления в сфере привлечения инвестиций. В конце 2005 года международным рейтинговым агентством "Fitch Ratings" республике был присвоен высший инвестиционный кредитный рейтинг на уровне А, прогноз "стабильный". Среди субъектов Российской Федерации только Якутия и Коми имеют такой высокий рейтинг. Достижению высоких экономических результатов способствует стабильная общественно-политическая ситуация в республике. По оценке российских правозащитных организаций, Карелия является самым спокойным (толерантным) регионом в Российской Федерации.

Задача по созданию основы гражданского общества и активному вовлечению граждан в процесс социально-экономического развития республики была сформулирована в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на 1999-2002-2010 годы. Девиз Концепции - "Будущее Карелии определяется вкладом каждого из нас". В период обсуждения этого документа жители республики высказали сотни предложений, в том числе через СМИ. Многие из них были использованы для доработки Концепции. Правительство с самых первых шагов сделало ставку на конструктивный диалог с общественностью, привлекая граждан к совместной разработке республиканских программ социально-экономического развития, выдвижению инициатив, направленных на установление согласия в обществе, социальное партнерство. Так, в минувшем году общественность участвовала в разработке республиканской целевой программы "Здоровый образ жизни". Предложения профсоюзов, общественных организаций, граждан учтены при разработке совместной Программы действий по реализации Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.

Седьмой год действует институт внештатных советников при Главе Республики Карелия, куда входят уважаемые люди, профессионалы в своей области - деятели культуры, образования, различных областей экономики, ученые, которым доверяют граждане Карелии.

Работают постоянно действующие общественные комиссии и советы: Совет представителей карелов, финнов, вепсов, Комиссия по правам человека, Комиссия по вопросам улучшения положения женщин, Комиссия по защите прав несовершеннолетних. Эти общественные организации готовят независимые ежегодные доклады, в частности "Доклад о соблюдении прав человека на территории Республики Карелия". Комиссия по вопросам улучшения положения женщин совместно с женскими общественными организациями Карелии, которых в республике более сорока, ежегодно проводят свои форумы под патронажем Главы Республики Карелия.

Власть регулярно отчитывается перед населением. Стали традиционными "Горячие телефоны" и "Прямые линии" с Главой Республики Карелия в газетах, на телевидении и радио. Во всех районах республики действуют общественные приемные "Диалог". Гражданские инициативы возникают в ходе проведения сходов населения, во время проведения "круглых столов" партий, движений, общественных организаций.

В 2005 году в Петрозаводске состоялись две конференции неправительственных организаций (НПО), одна из них - международная. На одной из конференций с докладом выступил Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров. Столица Карелии стала местом проведения форума НПО во многом благодаря тому, что при Законодательном Собрании Республики Карелия активно работает Совет НПО. Уникальный для России опыт министр С.В. Лавров оценил в своем докладе. Он сказал, что "выбор Карелии в качестве места проведения конференции отнюдь не случаен. В республике накоплен весьма полезный опыт взаимодействия органов государственной власти и НПО". С.В. Лавров подчеркнул, что "именно в Карелии был создан первый в России региональный Совет НПО при Председателе Законодательного Собрания с правом законодательной инициативы".

В 2005 году создан Координационный совет НПО при Министерстве культуры и по связям с общественностью Республики Карелия. В Совет вошли хорошо известные в республике лидеры и представители общественных организаций, эксперты.

Одной из главных стратегических задач Совета является содействие становлению в республике гражданского общества через продвижение общественных инициатив. Это еще один шаг в объединении усилий законодательной, исполнительной власти, негосударственного сектора в интересах общества. Сотрудничество выражается в конкретных действиях, которые способствуют позитивным переменам в социально-экономической жизни республики.

    Доклад Главы Республики Карелия "О положении в республике, выполнении государственных программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей Республики Карелия (итоги 2005 года и 2002 - 2005 годов)" (в формате *.doc Zip 416Kb)
Техническая поддержка портала
Создано 10 апреля 2006. Отредактировано 10 апреля 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.