Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия   
Экономическое развитие Республики Карелия 2002

  Введение

  Общая информация

  Производство

  Рынок товаров и услуг

    Потребит.рынок

    Торговля

    Рынок услуг

    ЖКХ

    Туризм

    Инвестиции

  Малый бизнес и
  поддержка предприятий


  Природные ресурсы
  и экология


  Гражданская оборона

  Государственное
  имущество


  Финансы

  Социальная сфера

  Рынок труда

  Наука

  Правоохранительная
  деятельность


  Национальная политика

  Внешние связи

  Межрегиональные связи

  Взаимодействие
  с органами власти


  Взаимодействие
  с профсоюзами


  Заключение

  Приложения

Рынок товаров и услуг
Жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, тарифная политика

Услугами жилищно-коммунального хозяйства в республике пользуются 756 тысяч жителей. На территории республики насчитывается более 120 предприятий ЖКХ, в них работает 18 тысяч человек.

Состояние отрасли сегодня достаточно сложное, требующее кардинальных изменений, тем не менее имеются определенные позитивные результаты.

Вывод отрасли из кризиса требует, и в значительно большей степени, чем раньше, концентрации и скоординированности усилий всех сторон (федеральных, республиканских, муниципальных органов власти) при решении поставленных задач.

По предварительным итогам работы за 2002 год стоимость предоставленных жилищно-коммунальных услуг всем потребителям составила более 2,5 млрд руб., в том числе населению Республики Карелия - более 1,5 млрд руб., из них платежами населения было возмещено около 1,0 млрд руб. - 65% (в 2001 году этот показатель составил 50%). Республиканский стандарт уровня оплаты населением ЖКУ на второе полугодие 2002 года соответствует федеральному стандарту. В среднем по республике на конец 2002 года уровень оплаты услуг населением составил 86%. В 16 из 19 муниципальных образований установленный уровень платежей населения достиг 90%, за исключением Вепсской национальной волости (60%), Кондопожского района (70%) и Олонецкого района по отоплению (60%), что негативно отражается на местных бюджетах указанных районов. Однако следует отметить, что в ряде районов сохраняется существенный разрыв между принятым уровнем и фактически возмещаемой величиной.

Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи утверждена в среднем по Республике Карелия в размере 22%, и только в Кондопожском и Олонецком районах этот показатель составляет 20%. Фактическая стоимость ЖКУ за 9 месяцев 2002 года в среднем по Карелии составила 9,5 рублей в расчете на 1 кв. м общей площади жилья в месяц. Однако, начиная с октября 2002 г., стоимость ЖКУ в стандартной квартире с полным набором благоустройства в ряде районов превысила установленный федеральный стандарт.

Прежде всего на повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг повлиял рост цен на энергоносители и транспортных тарифов. Вместе с тем необходимо отметить, что в отдельных администрациях местного самоуправления отсутствует четко регламентированная процедура рассмотрения, согласования и утверждения тарифов на ЖКУ, а также анализ включаемых в себестоимость затрат.

Одной из причин такого положения является неразвитая система договорных и рыночных отношений в системе ЖКХ.

Проблема ценообразования - одна из наиболее актуальных проблем жилищно-коммунального хозяйства. Главы местного самоуправления, заключив соглашение с РЭК РК на проведение проверки обоснованности включаемых в себестоимость затрат, свели свою деятельность в вопросе формирования тарифов только к подбору необходимых документов.

Результаты анализа тарифов, утвержденных главами местного самоуправления, и фактических расходов показывают, что в большинстве районов фактически сложившаяся себестоимость услуг выше утвержденных тарифов. Это является одной из основных причин кризисного состояния отрасли, невозможности ее реорганизации, банкротства предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

В то же время имеются определенные проблемы в области государственного регулирования тарифов на тепловую, электрическую энергию и газ. В январе 2003 года внесены изменения в федеральный Закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно которым тарифы должны пересматриваться один раз в год при формировании бюджета.

В настоящее время данное положение не работает. Это вызвано тем, что действующие нормативные акты не увязаны с ним. Более того, обнаруживаются несоответствия и противоречия внутри самого Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

За последние годы в связи с продолжающимися процессами приватизации жилья населением, акционирования предприятий и организаций, развитием индивидуального жилищного строительства, передачей ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, существенно изменилась структура жилищного фонда.

Увеличение объемов обслуживаемого муниципалитетами жилья и объектов коммунального хозяйства, существующие темпы их строительства и капитального ремонта в республике не обеспечивают прямого воспроизводства жилищного фонда и коммунальных объектов. Объем капитального ремонта жилых домов из-за отсутствия в местных бюджетах средств сократился в 3 раза. В связи с этим увеличилась площадь ветхого и аварийного жилья (рост 10% к уровню 2001 года), возросло количество аварий на инженерных сетях и в котельных.

Проводимые в последние годы преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве ориентированы на создание целостной системы государственного регулирования и контроля выполнения территориями основных направлений и параметров реформы ЖКХ. В последние два года оплата текущих счетов, выставленных всем потребителям, осуществляется более чем на 95% . Однако период снижения реальных доходов населения и затянувшийся бюджетный кризис привели к росту объемов недофинансирования предприятий ЖКХ за услуги, оказываемые населению и бюджетным организациям. Дебиторская задолженность превышает кредиторскую более чем в 2 раза, что до сих пор является главной проблемой в этом секторе экономики и не позволяет запустить реальный механизм здоровой конкуренции.

В связи с большой задолженностью по оплате за потребленную электроэнергию, кризисная ситуация по ограничениям и отключениям электроэнергии всем потребителям, включая население, была зафиксирована в зимний период в Лахденпохском, Олонецком и Беломорском районах, в которых ежедневно отключались питающие линии (от 3-х до 5-ти часов).

Изношенность сетей, недостаток средств на их восстановление привели к тому, что с наступлением сильных холодов произошло аварийное отключение ряда районов республики от энергетической сети РАО "ЕЭС России" продолжительностью от 2 до 12 часов. Это и стало одной из основных причин возникновения чрезвычайных ситуаций, объявленных в соответствии с распоряжениями Главы Республики Карелия в Муезерском, Медвежьегорском, Олонецком, Прионежском районах, Вепсской национальной волости.

По состоянию на 9 января 2003 г. без отопления находилось полностью или частично 255 жилых домов (0,4% от общего количества домов) с численностью проживающих более

5 тыс.чел. (0,65% общей численности), 50 образовательных учреждений, 10 медицинских учреждений, 4 дома для ветеранов и престарелых, 18 объектов культуры. В то же время, в районах республики практически полностью отсутствует лимитированный, т. е. в строгом соответствии с предусмотренными в сметах учреждений средствами, отпуск тепловой, электрической энергии, водоснабжения. За 2002 год из соответствующих статей бюджетов районов выделялось от 30 до 70% средств, необходимых для оплаты отпущенных услуг.

С учетом такой ситуации, Правительством Республики Карелия в 2002 г. было выделено на подготовку к отопительному сезону 2002-2003 годов из республиканского бюджета 46,1 млн руб. Из местных бюджетов на ремонтные работы было направлено 24,7 млн рублей и за счет средств предприятий ЖКХ выполнено работ на 74,9 млн рублей. Таким образом, для выполнения первоочередных неотложных мероприятий было выделено из всех источников финансирования 145 млн рублей.

Тем не менее эти средства намного ниже существующей потребности. Действующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги в основном рассчитаны на обеспечение текущих расходов отрасли, да и то не в полном объеме, не говоря уже о работах капитального характера. Правительство Республики Карелия вынуждено изыскивать и направлять дополнительные средства из республиканского бюджета на капитальный ремонт и реконструкцию систем коммунального хозяйства.

Модернизация отрасли должна учитывать существующее нестабильное финансовое положение жилищно-коммунального комплекса, изношенность его основных фондов и обеспечить выход из создавшейся ситуации.

Для этого разработан проект Программы реформирования и модернизации ЖКК Республики Карелия на 2003-2010 гг. с планами мероприятий по модернизации инженерных сетей, объектов теплоснабжения.

Потребуется изменение нормативно-правовой базы, механизма финансирования отрасли с целью прекращения перекрестного субсидирования, пересмотр системы тарифного регулирования.

Только согласованные действия Законодательного Собрания Республики Карелия, Правительства Республики Карелия, органов местного самоуправления позволят вывести жилищно-коммунальное хозяйство из кризиса и обеспечить его дальнейшее развитие.

Исходная страница: http://old.gov.karelia.ru/Info/eco_market02c.html
Создано 15 апреля 2003. Отредактировано 15 апреля 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.