Экономика
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Закупки стали прозрачными

Полтора года в России действует новая система размещения государственного и муниципального заказа. В республике этими вопросами стали заниматься еще раньше. До принятия Федерального закона № 94 <О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд> в Карелии действовало региональное законодательство по госзакупкам и была создана своя нормативно-правовая база.
    О размещении государственных заказов и о том, что сделано в этом направлении за последние годы, рассказывает министр экономического развития РК Михаил ЮРИНОВ.
    - Размещение государственного заказа, - говорит министр, - должно пройти несколько стадий. Сначала его надо сформировать, затем разместить и исполнить. Основным документом формирования госзаказа является перечень нужд. Министерство экономического развития как раз и ведет сводный перечень государственных нужд. На основании данного документа государственные заказчики и бюджетополучатели формируют планы размещения госзаказа или, другими словами, планы конкурсных процедур. И здесь вступает в силу законодательство, в настоящее время это уже упомянутый федеральный закон № 94.
    - В феврале 2005 года в Карелии была введена в автоматизированная информационная система государственного заказа. С какой целью это было сделано?
    - Еще в 2004 году Министерство экономического развития в целях автоматизации и информационно-аналитической поддержки процессов планирования, размещения и исполнения госзаказа для нужд республики, а также для осуществления предварительного контроля за размещением государственного заказа провело конкурс по внедрению АИС. К ней подключены все главные распорядители средств бюджета и бюджетополучатели.
    Вся информация по проведению конкурсов отражается на сайте <Государственный заказ Республики Карелия>, который поддерживается министерством. Это соответствует положениям нового федерального закона. Внедрив автоматизированную информационную систему, мы подготовились к работе в условиях нового законодательства, когда сайт становится официальным и на нем должен разместиться очень большой объем информации. В настоящее время программное обеспечение обновлено в свете нового закона. Также мы готовы к проведению электронных торгов, и в АИС внедрена электронно-цифровая подпись.
    Внедрение автоматизированной информационной системы государственного заказа республики, регистрация в ней всех государственных договоров и контрактов дали положительный эффект в части применения конкурсных процедур при расходовании бюджетных средств республики. Нашему же министерству это позволило отслеживать правильность применения главными распорядителями средств бюджета Карелии и бюджетополучателями конкурсных процедур при расходовании бюджетных денег.
    По различным оценкам, годовой эффект от внедрения АИС государственного заказа составляет от 10 до 30 процентов объема средств, затраченных на государственные закупки.
    -Что изменилось со вступлением с 1 января прошлого года нового Федерального закона <О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд>?
    - Закон установил новые правила и коренным образом поменял существовавшую ранее систему государственных закупок. Этот документ весьма жестко регламентирует процедуру проведения открытого конкурса и обязанности государственного заказчика при его проведении. Сроки выполнения каждого этапа процедуры крайне сжаты, а требования к разрабатываемым в процессе документам многочисленны.
    Одно из главных достижений федерального закона - установление единых правил и процедур, которые будут действовать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Установление единых понятий для всех уровней власти создает предпосылки для роста доверия производителей и поставщиков к государственному заказу, способствует расширению круга участников и, конечно же, повышению эффективности использования бюджетных средств.
    - Какие положительные моменты нового федерального закона можно еще отметить?
    - Введение новых механизмов при размещении заказов. Например, внедрение такой процедуры, как аукцион, размещение заказа на товарных биржах. Кроме того, вводится четкий механизм размещения заказов у субъектов малого предпринимательства.
    Устанавливается порядок ведения реестра закупок и вводится реестр недобросовестных поставщиков. Такая мера позволит, с одной стороны, обеспечить доступ заказчиков к информации о недобросовестных поставщиках и отказывать им в участии в процедурах размещения заказа, с другой - будет стимулировать поставщиков качественно и в срок исполнять заключенный контракт.
    Еще одним моментом, на который необходимо обратить внимание, является то, что в соответствии с законом к поставкам для государственных и муниципальных нужд подключаются не только юридические, но и физические лица.
    - Вероятно, раньше некоторые министерства и ведомства обходились и без конкурсных процедур?
    - Да, они заключили договоры с поставщиками, с которыми привыкли работать. Прежде отсутствовало правовое поле, сейчас появился единый для всех закон. Нельзя бездумно относиться к расходованию бюджетных средств. Нужно провести конкурс и выбрать наиболее эффективный метод закупки. Сейчас компании предлагают поставку не только какого-либо оборудования, но и всяких дополнительных устройств к ним. У организаций дилеров и запчасти есть, и качественный ремонтони могут обеспечить, поскольку у них работают высококвалифицированные специалисты. Кроме того, специалисты отдела закупок нашего министерства каждый день работают с автоматизированной системой, просматривая все контракты и проверяя правильность их заключения. Если контракт заключен правильно, то он регистрируется в сети, в противном случае возвращается обратно в министерства и ведомства.
    - Что можно сказать о нынешней ситуации с размещением государственных заказов?
    - В первом полугодии текущего года доля госзакупок, размещенных на конкурсной основе, к общему объему государственных закупок для государственных нужд республики составила 57,7 процента. По данным, полученным с помощью АИС, за 6 месяцев количество проведенных открытых конкурсов увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 11,1 процента, запросов котировок - на 10,8 процента. Заказчики при размещении заказов начинают применять такую форму, как аукцион.
    Относительная экономия средств бюджета республики от проведения конкурсных процедур составила в первом полугодии 2007 года 51,5 миллиона рублей, или 4,7 процента от выделенного лимита финансирования на эти цели.
    - Существуют ли здесь какие-то сложности?
    - Заказчики допускают немало нарушений при проведении открытых конкурсов, запросов котировок. За первое полугодие текущего года в Министерство экономического развития поступило 11 жалоб на действия государственных заказчиков республики при размещении заказов для государственных нужд Карелии. Большая часть из них признана обоснованной. Это происходит из-за недостаточного знания законодательства по размещению заказов, низкого уровня подготовки специалистов в этой сфере. Возможно, имеются и случаи, когда заказчик заинтересован в выборе определенного победителя. В республике необходимо проводить совместные торги, аукционы и электронные аукционы. Однако в силу отсутствия знаний и опыта эти формы размещения заказов пока применяются очень редко.
    - Что помогло бы избежать нарушений федерального законодательства?
    - Необходимо создать в республике единый орган исполнительной власти по размещению заказов для государственных нужд, их методическому обеспечению и контролю за этим процессом. Это назрело давно. В таком комитете занимались бы высококвалифицированные специалисты, хорошо знающие законодательство по размещению заказов, не заинтересованные лично в выборе какого-либо поставщика. Сейчас этот вопрос прорабатывается, создается единый орган по размещению заказов.
    - После принятия федерального закона к нему было уже немало поправок. В конце июля появились очередные изменения. О чем идет в них речь?
    - В основном в последних поправках упор сделан на творческие конкурсы. Это касается закупки библиотечных фондов, театральных реквизитов, формирования методической литературы для школ и многого другого.
    - Чем, на ваш взгляд, должна обеспечиваться эффективность госзакупок?
    - Единством нормативной базы, прозрачностью и регламентацией закупочных процедур, повышением конкуренции при размещении государственного заказа, экономным расходованием бюджетных средств, строгой отчетностью госзаказчиков и контролем за их деятельностью, равным доступом для всех поставщиков.

Беседу вел Наиль ШАБИЕВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003