mincult.karelia.ru
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Горячий прием на холодной сцене средневековой крепости

С большим успехом прошли гастроли карельских артистов в финском городе Савонлинна. Сто двадцать артистов во главе с министром культуры и по связям с общественностью Республики Карелия Галиной Брун в течение недели практически жили в крепости Олавинлинна, готовясь к выступлению на средневековой сцене. Крепость, расположенная на скалистом острове в бассейне озера Сайма, давно утратила свое военное назначение и превратилась в культурный и туристский центр. Сегодня она знаменита оперным фестивалем, а если наши последующие гастроли будут так же успешны, как нынешние, то и фестиваль балета станет одной из ее визитных карточек.
    Четвертый международный фестиваль балета, возобновивший свое существование в рамках культурного проекта, организованного под патронатом Главы Республики Карелия Сергея Катанандова и губернатора Восточной Финляндии Пирье Ала-Капее-Хакулинен прошел успешно. Аншлагом встречали зрители карельских артистов, многие из которых никогда прежде не выступали перед двухтысячной аудиторией. Инициатором большого проекта стал директор фестиваля Хану Хюттинен, сумевший оценить культурный потенциал Петрозаводска. В итоге получился проект карельского профессионального искусства, к участию в котором были приглашены солисты Мариинки и Большого театра - группа <Звезды русского балета> под руководством Илзе Лиепа.
    Уже первое представление - балет <Лебединое озеро> Музыкального театра Республики Карелия в постановке главного балетмейстера театра Кирилла Симонова и в сопровождении Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии под управлением Мариуса Стравинского - получило высшую оценку публики. Организаторы фестиваля признались, что таких оваций крепость не слышала давно. Главные партии исполняли солисты Мариинского театра Екатерина Кондаурова и Ислом Баймурадов, знакомые петрозаводской публике по недавним ярким выступлениям в балете <Пахита>, а также Максим Зюзин. Наравне с солистами Мариинского театра Россию на фестивале представляли совсем молодые артисты балета. В преддверии открытия театра после капитального ремонта балетная труппа Музыкального театра Республики Карелия увеличилась почти в два раза и участвовала в фестивале в новом составе. Около двадцати молодых артистов из Ханты-Мансийска, Улан-Удэ и Перми пополнили труппу всего за две недели до фестиваля и выступили успешно.
    - Мы выслушали много комплиментов от финской стороны, - призналась петрозаводским журналистам министр культуры и по связям с общественностью Республики Карелия Галина Брун. - Подписано соглашение о нашем участии в фестивале балета 2009 года, на котором будет вновь показан этнобалет <Скала двух лебедей> и <Ромео и Джульетта> в постановке Кирилла Симонова.
    Второй день фестиваля, отмеченный знаменательным сочетанием трех восьмерок в дате, оказался просто экстремальным. Проливной дождь лил не останавливаясь весь день, и потоки воды грозили сорвать представление. Репетировать пришлось при 16-градусной температуре. Однако артисты героически выдержали все испытания, связанные с творческим процессом. Спасали сауны и чувство ответственности. Оказалось, что у Кирилла Симонова есть опыт <холодной сцены>, ему на открытой площадке Санкт-Петербурга однажды пришлось танцевать при 11 градусах тепла.
    Симфоническому оркестру досталась самая сложная миссия - ему приходилось работать без выходных и с театром, и с ансамблем <Кантеле>, и с солистами. Мариус отметил собранность оркестра на гастролях и признался, что работа в Финляндии очень сблизила его с коллективом. Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии уже приглашен на гастроли в Йоэнсуу, Варкаус и Хельсинки.
    Случайно или нет, но символом фестиваля стали лебеди - частые гости озер Савонлинны. После второго представления <Лебединого озера>, в котором успешно солировала карельская балерина Лариса Иванова, Государственному ансамблю песни и танца Карелии предстояло дать премьеру этнобалета по мотивам народной легенды <Скала двух лебедей>, где одну из ведущих партий танцевал директор фестиваля Хану Хюттинен. Хану также руководит школой, представляющей современное направление в танце - <контемпорари>. В балете представлены классическая школа, народная хореография и современное направление. Постановку осуществил карело-финский творческий коллектив под руководством хореографов Ханну Хюттинена и Ирины Зоточкиной, балетмейстера <Кантеле>.
    - Первый раз <Кантеле> работал на такой сцене в сопровождении Симфонического оркестра, - рассказывала Ирина Зоточкина. - Поскольку мы народный коллектив, многое в этом деле было сложно, мы шли на определенный риск. Пригласили артистов Челябинского государственного театра оперы и балета Константина Юганова и нашу землячку Ольгу Шемякину. Они учились в Перми у заслуженных артистов Карелии Светланы Губиной и Юрия Сидорова. Участие в фестивале стало новым этапом в развитии репертуарной политики ансамбля <Кантеле>.
    Художник и сценограф постановки <Скала двух лебедей>, заслуженный деятель искусств России и Карелии Алла Власенко отметила, что удалось главное - создать цельное полотно на такой огромной сцене и с таким количеством зрителей. Это безусловный успех, в который поверили прежде всего в министерстве. Стоит отметить, что благодаря идеям, рожденным фестивалем, впервые спустя более 40 лет после балета <Сампо> карельским композитором Александром Белобородовым была создана музыка к балету <Скала двух лебедей>. Александр Сергеевич благодарил организаторов и все творческие коллективы за редкую для композитора возможность создания музыки к современному балету.
    - Новый дирижер симфонического оркестра проявил себя настоящим профессионалом, - считает Александр Белобородов, - не каждый сможет вытянуть четыре программы за четыре дня. Мы в Мариусе не ошиблись!
    После <Кантеле> во втором отделении с отдельными номерами выступали солисты балета Большого театра Илзе Лиепа, Мария Аллаш, Лилия Масуфарова, Геннадий Янин, Надежда Грачева, Александра Воробьева, Айдар Ахметов, имеющие неизменный успех на любой сцене мира. В воскресенье, 10 августа, с оркестром выступал лауреат XIII конкурса им. П.И. Чайковского виолончелист Сергей Антонов (первая премия), этот концерт завершил наши гастроли в Финляндии.
    Артисты были довольны приемом, оказанным им в Финляндии, и организацией рабочего процесса. Не было ни одного сбоя. Принимать такую массу артистов, обеспечить им репетиционный процесс, комфортный отдых, обеды, внимание прессы и многое другое нелегко. Директор фестиваля Ханну Хюттинен назвал наши гастроли победой фестиваля, он считает, что именно в этом году фестиваль зарекомендовал себя как серьезное событие культурной жизни Финляндии.
    - Это первый столь амбициозный международный проект, - отметила Антонина Камирова, первый заместитель министра культуры и по связям с общественностью Карелии. - В рамках транс-граничного сотрудничества мы, безусловно, продолжим работу над ним и примем участие в пятом фестивале балета.

Лариса КРАСАВЦЕВА



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003