mincult.karelia.ru
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Третий вуз Карелии

В 1967 году к двум высшим учебным заведениям столицы республики (университету и педагогическому институту) присоединилось еще одно - Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории - первой российской консерватории, созданной по инициативе великого русского пианиста Антона Рубинштейна в 1862 году. Республика радовалась и гордилась. Со временем, в 1991 году, филиал обрел самостоятельность, всей своей деятельностью доказав право носить высокое звание консерватории, став одним из лучших в стране. А в 2003 году ее украсило имя замечательного русского композитора, в наследии которого есть произведения, посвященные Русскому Северу, Александра Константиновича Глазунова. Становление карельского музыкального вуза происходило при огромной благотворной помощи профессуры alma mater, закладывавшей фундамент той бесценной традиции, благодаря которой российское музыкальное образование всегда считалось лучшим в мире.
    Многие выпускники, после окончания консерватории уехавшие в другие города, заняли достойные места в различных художественных коллективах страны: оркестрах Мариинского театра и Ленинградской филармонии, камерном оркестре Ю. Башмета и хоре Академической капеллы им. Глинки. А сколько выпускников консерватории за границей теперь, наверное, и не счесть. Раньше об этом говорить не полагалось, теперь же обернулось предметом гордости - музыкантов, получивших высшее образование в Петрозаводске, можно встретить в разных странах от Австралии до США и Канады, не говоря о странах Западной Европы.
    Особую роль сыграла консерватория для самой Карелии, где каждый музыкальный коллектив и музыкально-образовательное учреждение составляют прежде всего наши выпускники, и для городов Северо-Западного региона. Солидная доля поступающих в консерваторию приезжает из училищ Архангельска, Воркуты, Мурманска, Вологды, Сыктывкара, а с открытием финно-угорского отделения - из автономных республик Поволжья. По окончании вуза они, как правило, едут в родные города и присылают уже своих воспитанников. Связь с училищами зоны стала неотъемлемой частью повседневной жизни консерватории, преподаватели которой ежегодно возглавляют там государственные экзамены, проводят мастер-классы, оказывают различного рода методическую помощь. Другая форма общения с грядущим контингентом - проведение конкурсов, на которые съезжаются учащиеся из разных училищ или колледжей. Каждая кафедра проводит их регулярно, держа тем самым в поле зрения перспективу новых наборов. Вообще система конкурсов в последнее десятилетие приобрела необычайный размах. Из чисто учебного явления они превратились в общероссийские и даже международные. Ярким примером может служить конкурс исполнителей на народных инструментах <Кубок Севера>, вышедший далеко за пределы Северо-Запада. Для юных духовиков привлекателен конкурс <Серебряные звуки>, свои конкурсы проводят и другие кафедры.
    Любой вуз - это не только кузница кадров, но и очаг развития научной мысли. По статусу нагрузка преподавателя соединяет две обязательные ипостаси: собственно педагогическую и исследовательскую, которая может быть связана с методическими вопросами и музыковедческими проблемами, и каждый преподаватель посильно участвует в их разработке. В этом плане Петрозаводская консерватория не только не отстает от столичных вузов, но в некоторых направлениях идет в авангарде. Приоритетной для ученых вуза стала разработка проблем музыкального искусства Финляндии и Скандинавии. Создано множество работ по творчеству отдельных композиторов и развитию различных жанров, написаны монографии, на основе исследовательских материалов защищены кандидатские и докторские диссертации.
    Одно из важнейших исследовательских направлений вуза связано с фольклором Карелии. Ведущий специалист в этой области Т. Краснопольская развернула масштабную работу по собиранию, изучению, систематизации различных жанровых ветвей творчества народов, населяющих республику. Она автор многочисленных статей, публиковавшихся в различных сборниках, вышедших единым изданием в 2007 году под названием <Певческая культура народов Карелии>. Первый сборник, составленный и отредактированный ею, - <Песни Карельского края> - вышел в издательстве <Карелия> в 1977 году. За ним последовали другие. От частных проблем отдельных национальных культур Краснопольская вышла на их межрегиональные связи. Контакты с фольклористами ИЯЛИ Карельского филиала Академии наук, Петрозаводского университета и пединститута привели к совместным проектам по комплексному изучению истории, быта, культуры наиболее привлекательными своими традициями центров. Так родился замечательный труд, посвященный селу Суйсарь, изданный Петрозаводским университетом в 1997 году.
    За годы жизни вуза в нем сложились профессионально крепкие исполнительские коллективы: симфонический оркестр (сейчас им руководит В. Стачинский), камерный оркестр (создателем был Э. Зондерегер-старший, продолжил дело отца Э. Зондерегер-младший), оркестр народных инструментов (с ним долго работал безвременно умерший Б. Цыков), хор (после Легкова им руководил У Ген-Ир, сейчас - Е. Гурьев). С творческими успехами этих коллективов знакомы и за пределами республики. Хор и оркестр периодически бывают в Петербурге и Москве, хор участвует в международном конкурсе академических коллективов <Поющая Россия>. Многолетние совместные выступления в хоровых фестивалях объединяли хоры нашей и Петербургской консерваторий. Камерный оркестр Nord-West Studium - частый гость в Финляндии.
    У консерватории обширные международные связи с музыкальными учебными заведениями городов-побратимов, и не только с ними. К примеру, в мае 1993 года во главе с У Ген-Иром хор совершил гастрольное турне по 6 штатам Америки, в ноябре 1997-го 12 концертов хора с исполнением русской и корейской музыки состоялись в городах Южной Кореи. Из этих и других стран к нам едут учиться студенты и аспиранты. Регулярные творческие обмены стали привычным делом. Педагогов-исполнителей из разных консерваторий принимает наш вуз, и наши профессора совершают соответствующие визиты. Вуз живет и развивается. Жизнь и современное состояние культуры выдвигают свои требования. Так, в последние годы открыты два новых отделения - эстрадное и художественного образования, количество студентов даже немного возросло.
    Существенно обновилась материальная база консерватории: осуществлен капитальный ремонт здания, сдвинулось с мертвой точки решение вопроса о строительстве концертного зала, который должен украситься органом.

Наталия ГРОДНИЦКАЯ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009