mincult.karelia.ru
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

<Ромео и Джульетта> на средневековой сцене

Завершились гастроли карельских артистов, участвовавших в V Международном фестивале балета в Савонлинне (Финляндия). В течение трех дней балет и оркестр Музыкального театра Карелии представляли на сцене Северного средневекового замка - крепости Олавинлинна - балет <Ромео и Джульетта> в постановке Кирилла Симонова. Кроме карельских солистов исполнить центральные партии в <Ромео и Джульетте> были приглашены Мартинас Римейкис и национальная гордость Литвы Эгле Шпокайте, с которой Кирилл Симонов ставил <Дездемону> в Литовском национальном театре оперы и балета.
    В прошлом году успешно прошел IV Международный фестиваль балета, возобновивший свое существование в рамках культурного проекта, организованного под патронатом Главы Республики Карелия Сергея Катанандова и губернатора Восточной Финляндии Пирье Ала-Капее-Хакулинен. Тогда директор фестиваля Ханну Хюттинен назвал наши гастроли победой фестиваля и сказал, что именно в 2008 году он зарекомендовал себя как серьезное событие культурной жизни Финляндии. Выступление оказалось настолько успешным, что сразу по окончании четвертого фестиваля Музыкальный театр Карелии получил приглашение и на следующий год. Договор между Министерством культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Музыкальным театром и оргкомитетом фестиваля был подписан в декабре 2008 года.
    <Это великолепная работа!> - сказал Ханну Хюттинен после окончания первого представления <Ромео и Джульетты> в крепости Олавинлинна. В этот вечер бурный восторг публики вызвало мастерство Алевтины Мухортиковой, Анатолия Скуратова, Владимира Варнавы, Валентины Пеньковой, Алексея Зарицкого, Натальи Галсановой и других артистов балета, открывших пятый фестиваль. Театр подготовил три состава солистов, и первое представление - самое ответственное - получило высокую оценку публики. Замок вмещает более двух тысяч зрителей, поэтому на следующий день в городе нередко можно было услышать, как люди делились впечатлениями от первого балета. Ожидание встречи с литовскими солистами, которые выступали с карельской балетной труппой во второй день, говорило о том, что истинные поклонники балета намерены посетить как минимум два спектакля.
    - Мы изначально готовили два состава. Это нормальная практика для всех имперских театров, и мы гордимся тем, что можем себе это позволить, - сказал помощник Симонова Николай Алексеев. - Директор балетной труппы Литовского национального театра оперы и балета Татьяна Седунова отметила, что для провинциального театра это большое достижение. Плюс третий состав - литовцы: выдающаяся балерина из Литвы Эгле Шпокайте и молодой литовский солист Мартинас Римейкис.
    - Очень сильный балет, - отметила в первый день фестиваля одна из его постоянных поклонниц Лиса Суоминен. - Замечательный оркестр, в спектакле очень много физических элементов в прекрасном исполнении. <Ромео и Джульетта> мне нравится больше, чем <Лебединое озеро>.
    Профессиональный рост труппы по сравнению с прошлым годом отметили Лариса и Сергей, приехавшие на фестиваль из Москвы:
    - Чувствуются сплоченность коллектива, единый рисунок, - сказала Лариса. - Трудно поверить, что на подготовку ушло так мало времени. Современная хореография представлена на очень высоком уровне. Сцена с Ромео и Джульеттой во втором акте меня растрогала просто до слез.
    За очень короткий срок создал оркестр и маэстро Иньков. Публика в Савонлинне, где проходят оперные фестивали, очень взыскательна и много внимания уделяет именно музыке. Коллектив оркестра, наполовину состоящий из неопытных музыкантов, прекрасно справился со сложнейшей партитурой Прокофьева. Подобно аккомпаниатору, сидящему рядом с солистом-вокалистом, оркестр шел за развитием характеров героев балета. Не просто легендарную историю любви с трагическим финалом, а все душевные переживания и взросление юных сердец сумели выразить в танце наши артисты.
    - Впечатление потрясающее! - восторженно сказала бывший работник карельской культуры петрозаводчанка Екатерина Павлова. - Мне кажется, что выступление наших артистов произвело на публику неизгладимое впечатление. Музыканты и балет работали в такой гармонии! Я была поражена такой сплоченностью и созидательной силой искусства. Сочетание балета и какого-то торжества, идущего от крепости, переполняет эмоциями. Хочется творить, стремиться к духовному возвышению над самим собой. В этом и заключается сила настоящего искусства.
    Фестивалю сопутствовала по-настоящему летняя погода. Стены крепости, щедро согретые солнцем, отдавали тепло гостям и участникам фестиваля. Полная луна ежевечерне поднималась над крепостью, и трудно было поверить, что удивительный замок, окруженный романтичным ландшафтом, искусно подсвеченный и живописно отраженный в озере, прежде был шведским форпостом. Пятый фестиваль балета в Савонлинна надолго запомнится молодым артистам балета Семену Рубану, Анне Яковлевой, Жаргалу Тубчинову и Гэсэру Очирову, чей успешный дебют состоялся в прекрасный летний вечер на средневековой сцене. На последний спектакль пришло особенно много молодежи и детей, которых нисколько не смущало новое прочтение балета, особый восторг вызвала юная Джульетта.
    - Она была великолепна, - в один голос сказали пять юных поклонниц балета об Анне Яковлевой, - Мы каждый год приходим вместе с бабушкой на балет!
    В антрактах публика с удовлетворением отмечала профессионализм, артистизм и физическую выносливость артистов, синхронную работу кордебалета - в трехчасовом спектакле нет ни пантомимы, ни чисто музыкальных пауз, все заполнено танцем. Анна Киуру и Минина Коккунен признались, что балет произвел на них настолько сильное впечатление, что некоторые сцены вызвали слезы. У зрителей сложилось совершенно точное представление о том, что балет создавался на одном дыхании в атмосфере абсолютного взаимопонимания между хореографом Кириллом Симоновым, художником-постановщиком Эмилем Капелюшем, литовской художницей Стефанией фон Граурок, художником по свету Александром Мустоненом из Финляндии и дирижером-постановщиком Сергеем Иньковым. Правда, достигнутые на сцене единение и гармония ставили под сомнение короткие сроки, в которые был создан спектакль. А, учитывая, что в коллективе оркестра и в балетной труппе очень много молодых и неопытных артистов, творческий и организационный потенциал театральной команды вызвал восхищение не только обычной публики, но и профессионалов в области балетного искусства. Говоря о Симонове, директор балетной труппы Литовского национального театра оперы и балета Татьяна Седунова ревностно заметила, что <Кирилл не только ваш хореограф, он работает и в Мариинском театре, и в Вильнюс приглашен уже второй раз>.
    - Я не ожидала от петрозаводской труппы такого уровня, - откровенно призналась Татьяна Седунова. - Артисты профессионально работали. Мне очень понравились ваши солисты и кордебалет. Кирилл Симонов уникален тем, что умеет работать с труппами разного уровня и дает артистам такой импульс, что, выходя на сцену, они показывают людям именно то, что задумал хореограф. У Симонова свой почерк - очень эмоциональный, пластичный, требующий от артиста невероятной физической мощи и, конечно, эмоций. Главное, что в отличие от других хореографов у него замечательное чувство логики режиссерского мышления, это далеко не каждому дано. В его спектакле всегда ясна поставленная задача. Когда талант постановщика умножен на фантазию хореографа - это прекрасно! Кирилл молод, и, если он не успокоится на достигнутом, если будет со свойственной ему требовательностью экспериментировать и стремиться к большему, его ждет большое будущее.
    - Уровень выступления по сравнению с прошлым годом значительно вырос, - с удовлетворением отметил директор Международного фестиваля балета Хану Хюттинен. - Балет <Ромео и Джульетта> очень сложный. Театр со всем успешно справился. Очень талантлив дирижер - господин Иньков, он настоящий профессионал. Кирилл Симонов виртуоз своего дела, и мы гордимся тем, что именно он был нашим хореографом. Критика дала прекрасную рецензию в местной газете. Было отмечено, что Симонов почти в корне меняет концепцию классического балета, и это интересно для молодежи, она умеет прочитывать все эти <движения>. Наше творческое сотрудничество будет продолжено.
    Министр культуры Карелии Галина Брун выразила благодарность финским коллегам и отметила, что все лавры успеха принадлежат прежде всего творческому коллективу театра, артистам и музыкантам:
    - Наш успех на международной сцене - это огромные физические, душевные и творческие усилия работников Музыкального театра. Республиканский театр после капитального ремонта представил публике не только обновленные стены. Новый молодой коллектив с невероятным творческим потенциалом доказывает, что провинция под руководством талантливых людей может занять достойное место на афишах столичных театров и в сердцах зрителей. От всей души благодарю оркестр и балетную труппу за прекрасное выступление и желаю таких же аншлагов и такой же высокой оценки их труда, какую мы видели в Савонлинна.
    Официальный визит
    Во время фестиваля балета состоялся официальный визит Правительства Республики Карелия в Савонлинна. Исполняющая обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Карелии, Руководитель Администрации Главы Республики Карелия Людмила Косюк, возглавлявшая делегацию, встречалась с представителем губернского правления Оулу Туулой Кяярияйнен и с мэром Савонлинна Янне Лайне. Официальный представитель губернии Восточной Финляндии, руководитель полицейского департамента Йормо Ахонен и Людмила Косюк провели переговоры по вопросам реализации двухстороннего меморандума между Правительством Карелии и губернией Восточной Финляндии. Речь шла о сотрудничестве в области здравоохранения, социальной защиты, образования, туризма, о взаимодействии МВД, полиции и спасательных служб и т.д. Туула Кяярияйнен интересовалась административной реформой в России, поскольку со следующего года она начнется в Финляндии. Обсуждали также вопросы развития туризма и его культурной составляющей. Глава города Савонлинна заинтересован в развитии культурных связей и туризма и, в частности, в продолжении фестиваля. Несмотря на кризис у Савонлинна немало инвесторов, в том числе и российских.

Лариса КРАСАВЦЕВА



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009