КАРЕЛИЯ N 7 (2022) за 26 января 2010 года

Общество


Перспективы политической реформы

22 января Президент России провел заседание Государственного совета, на котором среди прочего обсуждались реформа политической системы страны и роль в ней политических партий.

Выскажу ряд личных позиций по теме политической реформы.

Понятно, что одна из важнейших ее целей - добиться такого совершенствования системы, при которой каждый гражданин, житель страны мог бы в полной мере реализовать свои жизненные интересы. Это в идеале. На практике при любом варианте неизбежны проблемы.

Россия - большая многонациональная страна, самая протяженная по территории, в которой живут люди не только разных национальностей, но и разных вероисповедания, менталитета, традиций, образа жизни, говорящие на разных языках. Как все это учесть? Очень сложно.

Думаю, неизбежно, что политические деятели, предлагающие изменения в политическую конструкцию страны, должны, обязаны при этом руководствоваться Конституцией, Основным Законом России. Нельзя подвергать сомнению основы конституционного строя.

В нашем федеративном государстве вся полнота власти принадлежит многонациональному народу. Ни в коем случае нельзя менять принципы федеративного устройства страны, упразднять республики и другие национальные субъекты Федерации. Иначе произойдет катастрофа. Примеров тому достаточно. Из последних - Грузия ликвидировала автономию Южной Осетии, как результат - нет единой Грузии. Так что нельзя идти на поводу тех, кто предлагает ликвидировать республики.

Теперь конкретно о Карелии. Наша республика - один из полноправных субъектов РФ. Мы имеем самостоятельную республиканскую власть, имеем представительство в федеральной власти - Государственной Думе и Совете Федерации.

Вот здесь у национальной общественности есть одно существенное пожелание: в Федеральном Собрании от Карелии должен быть хотя бы один представитель карельского народа. Сейчас нет. Именно благодаря карелам Карелия имеет статус республики. И хотя карелы национальное меньшинство, тем не менее надо им дать место в российском парламенте.

В качестве примера для подражания. Самая большая страна в мире КНР, говорят, 1,3 миллиарда человек живут в Китае. При этом там более 60 коренных народов и этнических сообществ. Так вот, все эти народы (не регионы) имеют гарантированные места во Всекитайском собрании народных представителей, парламенте КНР. Убедительно?

Еще один момент. У нас парламент формируется из представителей политических партий. Считаю, здесь есть вопрос, ведь большинство граждан страны далеки от политических партий и систем. Необходимо дать возможность быть в парламенте и тем гражданам, которые не состоят в партиях, соблюдая конституционный принцип <Власть народа!>.

На мой взгляд, нельзя регламентировать по единой кальке количество депутатов в парламентах субъектов Федерации. По Конституции России субъект (республика) сам решает, сколько у него депутатов в парламенте, это его прерогатива. У нас в Карелии большая и малонаселенная территория, поэтому и самые отдаленные территории должны быть достойно представлены в республиканском парламенте. То же касается сроков пребывания руководителей у власти. Не может быть единообразия в многонациональной и многоконфессиональной стране. Пусть субъекты сами решают.

Уже известно, что в партиях много чиновников, которые, откровенно говоря, используют свое партийное положение в личных интересах. Есть смысл ввести положение, при котором член партии, назначенный на государственную или муниципальную должность, приостанавливал бы свое членство в партии. Тогда, возможно, не случилось бы того скандала, который произошел в Петросовете, когда политические оппоненты массово перешли в <Единую Россию>.

Вот только некоторые замечания, которые возникают у меня, как общественного деятеля и члена партии <Единая Россия>, по поводу предполагаемой политической реформы.

И последнее. Обсуждать реформу должны не только начальники разного уровня, но и рядовые члены партий, простые граждане страны. Гражданское общество окрепнет только тогда, когда каждый гражданин сможет свободно высказывать свое мнение.

Анатолий ГРИГОРЬЕВ,
председатель Карельского конгресса

Содержание


Активность избирателей радует

19 января и.о. Председателя Законодательного Собрания Карелии А.Б. Переплеснин совершил рабочую поездку в Питкяранту, по итогам которой поделился своими впечатлениями.

- Александр Борисович, с какой целью вы приезжали в Питкяранту?

- Я приехал в Питкярантский район, чтобы узнать, с какими проблемами сталкивается население и, по возможности, установить взаимосвязь между жителями района, местными органами самоуправления и Законодательным Собранием. Меня приятно удивило, что люди обращаются не только по личным вопросам, но и с законодательными инициативами в парламент.

- С какими вопросами обращались жители района во время приема?

- Судя по всему в районе все достаточно благополучно, потому что люди мало обращались с личными проблемами. Обратились главы сельских поселений, руководитель общества инвалидов, председатель комиссии по делам несовершеннолетних. Все они представляли интересы либо жителей, либо общественных объединений Питкярантского района, предлагали поправки в законодательство РК, в частности, в Закон <О муниципальной службе>. Обратились с просьбой решить вопрос об отоплении Харлу, так как там есть проблемы не только с оплатой топлива для котельной, но и с ее ремонтом.

- В Федеральный закон <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ> постоянно включаются изменения. Были ли какие-то инициативы со стороны органов местного самоуправления нашей республики по внесению поправок в 131-й закон?

- Такие предложения поступали, но не могу сказать, что их было много. Этот закон находится в стадии реализации, и пока не совсем понятно, какие проблемы могут возникнуть. Но как только они появятся, в закон, бесспорно, будут вноситься соответствующие изменения.

- Рядовые граждане, общественные организации обращаются в Законодательное Собрание с инициативами и предложениями?

- Да, жители республики очень активно участвуют в законотворческом процессе. В некоторые законопроекты вносилось до 200 поправок на основании инициатив как рядовых граждан, так и глав поселений. В пример можно привести Закон <Об административных правонарушениях>, Закон <Об Общественной палате Республики Карелия>.

- Во время финансового кризиса актуальна тема сокращения затрат на содержание аппарата государственной власти. Как вы считаете, есть ли необходимость сокращения численности карельского парламента, как предлагают некоторые ваши коллеги?

- Режим экономии вводится во всех учреждениях государственной власти, в том числе и в Законодательном Собрании РК. По крайней мере, насколько мне известно, в прошлом году парламент сэкономил около 9 млн из 85 млн руб., выделенных на его содержание. В этом году также поставлена цель по возможности не увеличивать, но продолжать сокращать расходы. Вопрос о том, какое количество депутатов необходимо для плодотворной работы Законодательного Собрания, пока находится на стадии предварительного обсуждения. Есть различные точки зрения. По моему мнению, при сокращении количества депутатов необходимо повышать их профессиональный уровень, что тоже потребует определенных затрат, поэтому перед принятием такого решения нужно все взвесить, чтобы в итоге работа Законодательного Собрания стала эффективнее.

Любовь КОККО,
пресс-служба администрации Питкярантского муниципального района

Содержание


Календарная логика экологии

Глава Карелии Сергей Катанандов подписал распоряжение об образовании оргкомитета по подготовке и проведению Дней защиты от экологической опасности на территории республики.

Дни защиты от экологической опасности проходят в различных регионах России на протяжении нескольких лет в период с 15 апреля по 5 июня. Традиционно в рамках этих мероприятий отмечаются День экологических знаний (15 апреля), Всемирный день Земли (22 апреля), День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (26 апреля), Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня), проводятся различные экологические акции, призванные акцентировать внимание людей на вопросах охраны окружающей среды.

Республиканскому организационному комитету в целях проведения эффективной экологической политики поручено разработать план мероприятий по подготовке и проведению Дней защиты от экологической опасности в Карелии.

Оргкомитет возглавил министр сельского, рыбного хозяйства и экологии Карелии Григорий Мануйлов. В его состав вошли представители администраций всех районов республики, национальных и природных парков, заповедников, специалисты профильных министерств, члены экологических общественных объединений. Первое заседание оргкомитета состоится в феврале.

Пресс-служба Правительства Республики Карелия

Содержание