Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
I. Приграничное сотрудничество Республики Карелия 1989-2000гг.

Введение

Приграничное
сотрудничество 1989-2000гг.


  Предпосылки

  Участие в Рабочей группе

  Взаимодействие с
  программами ЕС


  Еврорегион "Карелия"

Анализ состояния, цели
и задачи приграничного
сотрудничества


  Анализ

    Сильные стороны

    Возможности

    Слабые стороны

    Угрозы

  Цели и задачи
  приграничного
  сотрудничества


Направления деятельности

  Отправные точки

    Традиции общей культуры

    Общая природа

    Общая граница

  Направления деятельности

    Экономическое
    сотрудничество


    Культура
    "прозрачных границ"


    Сотрудничество
    сопредельных территорий


Финансирование

Приложения:

  Перечень проектных
  инициатив


  Справочный материал

  Список сокращений,
  используемых в тексте

1. Предпосылки участия Республики Карелия в приграничном сотрудничестве

После окончания периода "холодной войны" регионализм становится всё более весомым фактором в международных отношениях. Наполнение межгосударственных отношений конкретным экономическим и культурным содержанием происходит во всё больших масштабах и на региональном уровне.

В условиях, когда в Европе набирают силу интеграционные процессы, приграничные территории России, включая Республику Карелия, во второй половине 90-х годов выдвинули ряд инициатив, направленных на более активное вовлечение Северо-Запада Российской Федерации в общеевропейскую интеграцию в регионах Балтийского и Баренцева морей. В свою очередь, как в целом Северо-Запад, так и, в частности, Республика Карелия представляют для Европейского Союза и, особенно его северной части, большой интерес как часть обширного российского рынка, как макрорегион с крупным научным, промышленным и сырьевым потенциалом. Необходимость преодолевать острые экологические проблемы, решение которых не под силу ни одной из отдельно взятых стран Северной Европы - также является для Европейского Союза, Финляндии и России важной мотивацией включения приграничных территорий в общеевропейские интеграционные процессы.

Вполне естественно, что именно приграничные связи оказываются наиболее эффективными для развития сопредельных территорий, особенно в тех случаях, когда соседи существенно отличаются по сложившемуся уровню жизни населения, состоянию приграничной инфраструктуры. Так, по данным органов государственной статистики Российской Федерация и Финляндии, по такому обобщающему показателю уровня жизни как валовой региональный продукт на душу населения, Республика Карелия и соседние российские территории не менее чем в 5 раз уступают регионам Восточной Финляндии. В интересах долговременного устойчивого развития приграничных территорий как России, так и Финляндии добиваться постепенного сглаживания острых различий и создания условий для реализации в приграничье взаимовыгодных проектов. Только при таком сценарии развития событий стратегия "Северного измерения" Европейского Союза и стратегические интересы России на Севере Европы могут быть реализованы.

Хотя регионы, составляющие Российскую Федерацию, не обладают статусом субъектов международного права, они могут заключать соглашения и осуществлять международные региональные связи на субгосударственном уровне.

В течение 1989-2000 гг. Республика Карелия установила дружественные отношения с одной губернией Финляндии (Оулу, 1993) и тремя региональными союзами (Северное Саво, 1993г.; Центральная Финляндия, 1995г., Южная Карелия, 1999). Кроме того, Республика Карелия стала полноправным членом такой международной региональной организации как Региональный Совет Баренцева Евро-Арктического региона (с 1993г.).

Развитие внешнеэкономической и международной деятельности за последние годы оживило товаро-транспортные и пассажирские потоки на карельском участке российско-финляндской границы и послужило стимулом к развитию таможенной и пограничной инфраструктуры (международные пункты пропуска "Вяртсиля", "Люття", аэропорт "Бесовец", дорога Вяртсиля-Сортавала, открытие в 1992г. Петрозаводского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге и Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации в г.Петрозаводске), а также позволило создать рабочие места в сфере, связанной с данной деятельностью.

С вступлением Финляндии в ЕС в 1995 году создалась новая ситуация на Севере Европы - Карелия наряду с другими регионами Северо-Запада России оказалась в роли "моста" между объединенной Европой и глубинными регионами России.

Членство Финляндии в ЕС повлекло ряд изменений во внутриполитическом положении страны - потеряли свое значение в международном сотрудничестве губернские правления, и внешние связи стали прерогативой региональных союзов. Следует отметить, что средства по программам ЕС канализируются в Финляндии через местное самоуправление. Начиная с 1995 года и по настоящее время Правительство Республики Карелия, органы местного самоуправления республики всё более активно работают с региональными союзами Восточной Финляндии в поисках взаимовыгодных проектов и наиболее эффективных форм сотрудничества.

Важным фактором развития для многих городов и районов республики стали побратимские связи с партнёрами из Финляндии. Договоры о дружбе и сотрудничестве заключены и действуют более чем с 60 городами и коммунами этой страны.

Техническая поддержка портала
Создано 1 ноября 2000. Отредактировано 2 ноября 2000.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.