Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Анализ состояния приграничного сотрудничества (сильные, слабые стороны, возможности и угрозы)

Введение

Приграничное
сотрудничество 1989-2000гг.


  Предпосылки

  Участие в Рабочей группе

  Взаимодействие с
  программами ЕС


  Еврорегион "Карелия"

Анализ состояния, цели
и задачи приграничного
сотрудничества


  Анализ

    Сильные стороны

    Возможности

    Слабые стороны

    Угрозы

  Цели и задачи
  приграничного
  сотрудничества


Направления деятельности

  Отправные точки

    Традиции общей культуры

    Общая природа

    Общая граница

  Направления деятельности

    Экономическое
    сотрудничество


    Культура
    "прозрачных границ"


    Сотрудничество
    сопредельных территорий


Финансирование

Приложения:

  Перечень проектных
  инициатив


  Справочный материал

  Список сокращений,
  используемых в тексте

1. Анализ состояния приграничного сотрудничества

Угрозы

  1. Политическая, социальная и экономическая нестабильность. Различия в законодательстве.
  2. Конкуренция с другими регионами Российской Федерации.
  3. Преступность.
  4. Дисбаланс между потребностью и наличием кадров определенных специальностей и квалификации на рынке труда.
  5. Снижение уровня жизни населения.

Политическая, социальная и экономическая нестабильность. Различия в законодательстве

Зарубежные партнеры оценивают социальную и экономическую нестабильность в Российской Федерации в качестве первоочередной причины, тормозящей процессы привлечения иностранных инвестиций, развитие других видов международного сотрудничества.

При этом к одному из основных показателей нестабильности относят отсутствие официально утвержденных на федеральном уровне стратегии (программы) социально-экономического развития страны, внешнеэкономического и внешнеполитического курса.

Кризис августа 1998 года, повлекший нарушение договорных обязательств по отношению к значительному числу иностранных партнеров, явился лишь одним, но достаточно показательным примером отсутствия гарантий долгосрочного и стабильного сотрудничества.

Среди других элементов, дестабилизирующих инвестиционное сотрудничество, отмечаются отсутствие реформы банковской структуры, до настоящего времени не ориентированной на инвестиционную деятельность, противоречия в законодательных актах, регулирующих налогообложение, заключение договоров о разделе продукции и общий порядок работы с иностранными инвестициями, частые изменения таможенного законодательства и сложности в прохождении таможенных процедур.

Отсутствие правовых и судебных гарантий прав собственника, в т.ч. прав акционера, также не способствует, по оценкам западных экспертов, ведению бизнеса в регионах Российской Федерации.

Конкуренция с другими регионами Российской Федерации

В начале 1990-х годов субъекты Российской Федерации, предприятия и предприниматели получили в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности право на самостоятельное ведение внешней торговли в рамках действующего законодательства. Это привело к появлению значительного количества предприятий, компаний, фирм, осуществляющих экспортно-импортные операции. Поскольку доходы от экспортной деятельности формируют в значительной степени бюджеты регионов, в различных субъектах Российской Федерации формируются различные подходы, призванные способствовать активизации экспорта местных товаропроизводителей. Объективно сложилась конкуренция регионов на зарубежных рынках сбыта продукции.

Аналогичная ситуация складывается в сфере привлечения иностранных инвестиций, приводящая к конкуренции по созданию правовых, организационных механизмов, призванных сформировать наиболее благоприятный инвестиционный климат в каждом регионе.

С середины 1990-х годов, по мере распространения на Российскую Федерацию и ее Северо-западный район действия ряда международных программ и программ технического содействия ЕС, конкуренция возникла и в отношении участия регионов в проектах, реализуемых по линии международных программ.

Угрозу приграничному сотрудничеству представляет не столько сам факт наличия конкуренции, сколько ее производные. К ним относятся: снижение экспортных цен (вплоть до демпинговых) на аналогичные группы товаров, производимых в различных регионах России; подача несогласованных заявок в международные программы по аналогичной тематике, что при объединении усилий нескольких регионов давало бы значительно больший эффект, в т.ч. в плане получения гарантированного одобрения проектов.

Преступность

В последние два года на территории Республики Карелия зарегистрирован рост общего количества преступлений. В сравнении с предыдущим годом он составил в 1998г. 14%, 1999г.- 7,4%. Однако в первом полугодии 2000г. их число снизилось на 10,1% в сравнении с аналогичным периодом 1999г.

С начала 2000г. тенденция к снижению наметилась в таких видах преступлений, как тяжкие и особо тяжкие, стабилизируется обстановка на улицах, меньше свершается преступлений на дорогах.

Наряду с положительными результатами сложная криминогенная обстановка сохраняется в лесопромышленном комплексе, растет количество преступлений, связанных с наркотиками.

Количество выявленных преступлений в лесном комплексе республики за 1999 год возросло по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 40.7% (1998 год - 508, 1999г. - 715). Значителен рост зарегистрированных преступлений в отрасли "Лесное хозяйство" - в 2.8 раза по сравнению с 1998г. Только за первую половину 2000г. общее количество преступлений в лесопромышленном комплексе составило 474, при этом сумма ущерба приблизилась к 15 млн. рублей.

Особое беспокойство вызывает увеличение преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильно действующими и одурманивающими веществами. Несмотря на высокий процент раскрываемости этих преступлений (98% в первом полугодии 2000г.) и значительные меры, принимаемые в борьбе с наркотиками, ситуация сохраняется напряженной. Только за 1998 год их количество увеличилось почти в четыре раза. В 1999 году в сфере незаконного оборота наркотиков выявлено преступлений на 4.12% больше, чем в 1998 году, а в 1 полугодии 2000г. их общее число увеличилось на 82,4% в сравнении с таким же периодом 1999 г.

Дальнейший рост преступности может привести к снижению заинтересованности иностранных бизнесменов и предприятий к сотрудничеству с Республикой Карелия, негативно сказаться на развитии как внутреннего, так и международного туризма.

Дисбаланс между потребностью и наличием кадров определенных специальностей и квалификации на рынке труда Проблема заключается в отсутствии анализа потребности республики в кадрах определенных специальностей и квалификации в среднесрочной перспективе. В настоящее время ни одна структура республиканского уровня не занимается вопросами прогнозирования того, какие специалисты и в каком количестве будут требоваться предприятиям и организациям республики через 2-5 лет. Исследование потребности рынка в кадрах непосредственно связано со стратегией развития республики в целом. По оценкам специалистов уже сегодня существует проблема нехватки высококвалифицированных рабочих, в частности, в таких отраслях экономики как лесной комплекс, металлургия, сельское хозяйство, и ожидается, что эта тенденция будет иметь продолжение. С другой стороны ожидается переизбыток кадров в сфере юриспруденции, бухгалтерского учета, преподавателей, ряда других специальностей. При сохранении этой тенденции в дальнейшем дисбаланс может достичь критической точки, когда отсутствие квалифицированных кадров приведет к торможению приграничного сотрудничества. Кроме того, он впрямую ведет к росту безработицы и снижению уровня жизни населения.

Снижение уровня жизни населения Обострение финансового кризиса в стране (август 1998г.), приведшее к девальвации рубля и росту инфляции до сих пор сказывается на покупательной способности основной части населения, которая остается низкой. Растет стоимость услуг городского и пригородного транспорта, квартирная плата, плата за коммунальные услуги, электричество, газ и другие виды платных услуг. Несмотря на некоторое снижение напряженности в сфере занятости во втором полугодии 2000 года остается высоким уровень безработных от общей численности экономически активного населения. Продолжение снижения уровня жизни и усугубление социальной ситуации (вплоть до состояния кризиса) может сделать не актуальными для значительной части населения Республики Карелия многие виды сотрудничества с зарубежными партнерами, за исключением привлечения гуманитарной помощи.

Техническая поддержка портала
Создано 1 ноября 2000. Отредактировано 3 ноября 2000.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.