Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
III. Направления деятельности и отправные точки приграничного сотрудничества

Введение

Приграничное
сотрудничество 1989-2000гг.


  Предпосылки

  Участие в Рабочей группе

  Взаимодействие с
  программами ЕС


  Еврорегион "Карелия"

Анализ состояния, цели
и задачи приграничного
сотрудничества


  Анализ

    Сильные стороны

    Возможности

    Слабые стороны

    Угрозы

  Цели и задачи
  приграничного
  сотрудничества


Направления деятельности

  Отправные точки

    Традиции общей культуры

    Общая природа

    Общая граница

  Направления деятельности

    Экономическое
    сотрудничество


    Культура
    "прозрачных границ"


    Сотрудничество
    сопредельных территорий


Финансирование

Приложения:

  Перечень проектных
  инициатив


  Справочный материал

  Список сокращений,
  используемых в тексте

1. Отправные точки

В процессе совместной работы карельских специалистов и финляндских партнеров из региональных союзов Финляндии Северной Карелии, Северной Похъянмаа и Кайнуу были определены отправные моменты для приграничного сотрудничества. Ими являются: традиции общей культуры, общая природа, общая граница.

Те же отправные моменты для приграничного сотрудничества определены и в готовящейся Программе Интеррег-IIIА-Карелия. Объединение направлений деятельности и общих отправных точек в сотрудничестве приграничных территорий позволит конкретизировать проекты и определить "фундамент" для их реализации.

Традиции общей культуры

Наиболее известным и показательным культурно-историческим документом, свидетельствующим о родстве двух народов - карельского и финского - является эпос "Калевала". Рунопевческие деревни на территории Костомукшского и Калевальского районов являются, очевидно, наиболее известными местами древних поселений в Карелии. Они неразрывно связаны с рождением "Калевалы"- именно на их территории была записана значительная часть рун эпоса. На территории Финляндии карельские корни в основном сохранились в Северной Карелии, о чем свидетельствуют традиции православия и карельской культуры.

За свою историю граница между Карелией и Финляндией изменялась несколько раз. Влияние культуры Западной Европы с одной стороны и наследие традиций востока с другой - все это, несомненно, нашло отражение в образе жизни населения современных приграничных территорий. Истоком культуры обоих народов всегда была красивая, чистая природа, тишина и просторы нашего края. Материальное воплощение она нашла в своеобразном архитектурном стиле, живописи, народных ремеслах, где также определенно читаются общие корни двух культур.

В Карелии существуют исторические города, первозданный характер которых хорошо сохранился до наших дней, например, Кемь, Пудож. В них расположен ряд построек, имеющих культурно-историческое значение, и примером тому - Успенский кафедральный собор в Кеми. Жемчужина Карелии - остров Кижи с его архитектурными ансамблями, входит в список культурно-исторических памятников ЮНЕСКО. Только на территории, расположенной вдоль Голубой дороги, насчитывается около 40 объектов, имеющих культурно-историческое значение.

Между Республикой Карелия и Финляндией происходит постоянный обмен творческими коллективами, выставками, что подкрепляется большим интересом к подобным мероприятиям со стороны зрителей. Традиционными в Карелии стали международный фестиваль народной музыки "Кантеле", дни карело-финского эпоса "Калевала", фестиваль камерной музыки в г.Костомукше. Имеется положительный опыт проведения Карельских карнавалов в г.Йоэнсуу, Дней Карелии в Оулу. Развитие сотрудничества в этом направлении является весьма перспективным. Хорошо организованные культурные мероприятия, проводимые на постоянной основе, положительно влияют на привлекательность региона с точки зрения туризма.

Помимо того, что культура стала частью нашей повседневной жизни, она является постоянным источником для человеческой деятельности. С одной стороны, технологии будущего, средства информации явились продуктом культуры, а с другой - средствами ее распространения. В свете имеющегося огромного потенциала развития туризма в Республике Карелия сохранению и поддержанию культуры уделяется особое внимание. Для реставрации и содержания культурно-исторических объектов в порядке необходимы денежные средства, достаточным количеством которых Республика Карелия не располагает. По этой причине международное сотрудничество имеет особую важность и в данном секторе. Для развития туризма наличие культурно-исторических объектов исключительно важно, но только в том случае, если они находятся в хорошем состоянии.

Общая природа

Природные условия Республики Карелии мало чем отличаются от условий Восточной Финляндии. Обе территории расположены на одной широте, что обуславливает схожесть климатических и природных условий. Республика Карелия и Восточная Финляндия расположены в зоне тайги, горные гряды типичны особенно для западной и северной частей нашей республики (для Восточной Финляндии, соответственно, для восточной и северной частей) и, наконец, наша республика также богата водными ресурсами, как и ее западный сосед. Благодаря меньшей плотности населения, а также меньшей степени промышленного освоения территории в Карелии сохранилось значительно больше старовозрастных лесов и нетронутых участков природы. В настоящее время ведется активная работа по созданию особо охраняемых территорий, развитию национальных парков. При этом широко используется опыт иностранных партнеров. Например, обустройство национального парка "Паанаярви" осуществляется, в том числе совместно с финскими коллегами, которые работают в соседнем с "Паанаярви" финском парке "Оуланка".

Главным богатством Карелии являются ее леса. Общая площадь земель, занятых лесными массивами, по данным учета лесного фонда, составляет 14,7 млн. га. Общий запас древесины - 912 млн. куб. м. Характерной особенностью лесов является преобладание ценных хвойных пород (сосна, ель), удельный вес которых составляет более 89% всей покрытой лесом площади. Леса являются источником древесного сырья, ягод, грибов и целебных трав и играют важную роль в экономике республики. На современном этапе сохранить леса, повысить их экономическую устойчивость, а на этой основе - продуктивность, и удовлетворить потребности общества в продуктах леса возможно только при условии реализации на практике целостного хозяйственного механизма управления всем долгосрочным процессом неистощительного лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Карельские леса - это и уникальная рекреационная зона, крупнейший источник кислорода в Европе.

Значительная часть карельской древесины идет на экспорт, при этом доля необработанной древесины возрастает с каждым годом (в сравнении с предшествующим годом: 1998г.- на 19,8%, 1999г- на 4%). На карельской древесине работают многие перерабатывающие заводы приграничной Финляндии. С одной стороны увеличение объемов экспорта позволяет значительно пополнить бюджет Республики Карелия, но, с другой стороны, возникает угроза дефицита сырья для собственной деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. При современной государственной политике, когда Россия стремится избавиться от определения "сырьевого придатка западной экономики", Правительство Республики Карелия особое внимание уделяет развитию перерабатывающих отраслей, создавая благоприятные условия и стимулируя капитальные вложения в эти сферы производства.

Государственная граница достаточно четко разграничивает водные системы двух территорий. Это означает, что общих проблем, связанных с загрязнением воды на приграничных территориях, не так много. На территорию Республики Карелия попадают воды со стороны Куусамо и Северной Карелии, что создает хорошие возможности для развития международного водного туризма.

Карелия в большей степени богата минеральными ресурсами, чем Финляндия. В более чем 300 известных месторождениях было обнаружено около 50 видов различных полезных ископаемых. Республика Карелия имеет 86,9% облицовочного и 51,2% строительного камня, 50,8% железных руд, 47,8% мусковита от общих запасов Северного экономического района. Наиболее важной осваиваемой рудой является железная руда. На долю Республики Карелия приходится около 10% добываемой в стране железной руды. Имеются также месторождения титановых, хромовых руд, серебра и меди. Особым богатством в отношении различных минеральных месторождений отличается Лоухский район. Там расположены многочисленные проявления уже отчасти освоенных запасов промышленных минералов, строительных материалов и облицовочного камня. В сфере освоения природных ресурсов ставятся те же задачи, что и в деревообрабатывающей отрасли,- увеличение доли обработанных материалов, изготовление конечной продукции, что позволит Карелии постепенно изменить существующий статус "сырьевого региона".

Общая граница

Протяженность российско-финляндской государственной границы на карельском участке составляет 790 км. С этой территорией связано много исторических событий: войны и изменения границы с одной стороны и налаживание торговых и культурных контактов - с другой. Во времена существования Советского Союза приграничные территории представляли собой зеленую стену, отгораживающую социалистическую Россию от капиталистического Запада. На этих территориях не развивалась инфраструктура, не велась сколько-нибудь активная экономическая деятельности. Их главной функцией была защита западных границ СССР. Граница закрылась в 1920г. в связи с Тартуским мирным договором и оставалась практически закрытой около 60 лет. Приграничное сотрудничество развернулось заново только в 1970-х годах в связи с реализацией крупных советско-финлядских проектов. К первым общим проектам относится создание Пяозерского леспромхоза, строительство города Костомукши и Костомукшского горно-обогатительного комбината.

Начиная с 1990-х годов межгосударственное сотрудничество приобрело новые формы. Облегчилась возможность граждан пересекать границу, и совместная деятельность получила развитие на новой основе - основе собственной инициативы регионов и граждан. Сотрудничество в данном направлении продолжает укрепляться благодаря вступлению Финляндии в состав Европейского Союза.

С открытием на границе двух международных автомобильных пунктов пропуска ("Вяртсиля-Ниирала" в 1995 г. и "Люття-Вартиус" в 1997 г.) значительно увеличился пассажирский и грузовой поток через границу, что свидетельствует о возрастающем интересе к международному сотрудничеству в самых разных сферах жизни. За период с 1995 по 1999 годы поток физических лиц увеличился вдвое, перемещение транспортных средств увеличилось на 80%, а физические объемы перемещаемых через границу грузов выросли на 28%. В 1999 году карельский участок границы пересекло около 1,3 млн. человек. Пункт пропуска "Вяртсиля - Ниирала"- третий по оживленности пункт пропуска на границе России и Финляндии.

Увеличение пассажирского и грузового потоков через границу требует современного оснащения пунктов пропуска, а также открытия новых. На ближайшее время и финляндской и российской сторонами приоритетным для развития обозначен пункт пропуска "Суоперя - Кортесалми", который должен быть обустроен до статуса международного. В настоящий момент на границе установлены 15 пунктов упрощенного пропуска (ПУП), из которых 7 законсервированы и могут быть открыты для целей приграничного сотрудничества. Деятельность любого ПУПа должна быть обоснована с точки зрения экономической эффективности, суть которой заключается в снижении затрат на транспортировку грузов за счет сокращения расстояния между продавцом и покупателем, в первую очередь в отношении лесной продукции. Тем же принципом следует руководствоваться при принятии решения об их развитии и обустройстве или открытии новых ПУПов. Дополнительная функция ПУПов - развитие приграничных гуманитарных, побратимских связей и туризма.

Граница - это территория повышенного интереса со стороны международной преступности, поэтому профилактика преступлений на границе - это сфера совместной деятельности правоохранительных органов обеих стран. В ходе визита комиссара ЕС Мишеля Барнье в Республику Карелия в июне 2000 года борьба с транзитом наркотиков из третьих стран, а также совместные действия по предотвращению чрезвычайных ситуаций были названы в качестве возможных сфер сотрудничества.

Техническая поддержка портала
Создано 1 ноября 2000. Отредактировано 4 ноября 2000.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.