Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия  Русская версияEnglish versionSuomalainen versio 
Беломорско-Балтийский канал

Вид с самолета на северный участок канала близ г.Беломорска

Вид с самолета на северный участок канала близ г.Беломорска

Беломорско-Балтийский канал

Беломорско-Балтийский канал

Канал, соединяющий Белое море (в районе г. Беломорска) с Онежским озером (у поселка городского типа Повенец). Водный путь из центра страны на север был известен уже в 16-17 вв. Летом 1702 через эти места тысячи русских крестьян проложили знаменитую «Осудареву дорогу». Неоднократно разрабатывались проекты строительства канала в 19 в. Однако ни один из них не был реализован из-за большого объема работ, требовавших огромных финансовых затрат.

Решение о сооружении канала было принято в феврале 1931 г. Советом труда и обороны (СТО) СССР. Эта задача была возложена на специально организованный Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь. Силами заключенных (более 100 тысяч человек) через 21 месяц стройку удалось завершить, и летом 1933 ББК был сдан в эксплуатацию. В результате водный путь между Балтийским и Белым морями сократился в 4 раза, улучшилась транспортная связь между северными районами страны, с одной стороны, центральными и южными — с другой, создавались условия для хозяйственного освоения обширных территорий.

Сооружение до сих пор считается уникальным: канал средней глубиной 5 м, длиной 227 км (из них искусственные пути составляют 37 км) включает более 100 сложных гидротехнических сооружений — 15 плотин, 19 шлюзов, 49 дамб, 12 водоспусков и других устройств. Он имеет 2 склона: южный (Балтийский) и северный (Беломор.), соединенных водораздельным бьефом. Южный склон расположен в долине реки Повенчанки; его длина — 10 км, разность уровней воды — 70 м. На нем построены 7 шлюзов. Водораздельный бьеф длиной 22 км состоит из нескольких озер (Узкое, Выгозеро и др.) и водораздельного канала. На северном склоне протяженностью 190 км трасса ББК проходит по озерам, спрямленным руслам рек (в основном реки Нижний Выг) и каналам, соединяющим отдельные озера и реки. Разность уровней воды (102 м) преодолевается здесь за счет 12 шлюзов.

В годы Великой Отечественной войны гидротехнические сооружения канала подверглись значительным разрушениям (в том числе 8 шлюзов, 19 плотин и дамб). После освобождения в 1944 г. всей зоны канала были осуществлены восстановительные работы. В 1946 г. судоходство по всей линии ББК возобновилось.

Канал входит в состав единой глубоководной системы европейской части страны. При его проектировании судоходная задача рассматривалась как часть комплексной программы — сооружения в последующем при плотинах канала крупных гидростанций. К началу 21 в. водная система ББК представляет собой каскад водохранилищ и гидроузлов.

В. А. Карпечко, В. Г. Макуров
Энциклопедия «Карелия» выпущена Издательским Домом «Петропресс» ©
г. Петрозаводск, пр. Первомайский, д. 48

Создано 22 мая 2009. Отредактировано 30 июня 2009.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.