Вы находитесь на неактуальной версии Официального интернет-портала Республики Карелия.
Переход на модернизированную версию Официального интернет-портала Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/.
Обращаем внимание, что модернизированная версия Официального интернет-портала Республики Карелия находится в статусе бета-тестирования.

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Социально-экономическое развитие Республики Карелия 2013

  Введение

  Стратегическое
  планирование

  Экономическая политика

    Промышленное
    производство

    Агропром.комплекс

    Строительство

    Туризм

    Малый и средний бизнес

    Инновационная политика

    Сотрудничество

    Природопользование

    Торговля

  Инвестиции

  Финансы

    Бюджетная политика

    Налоговая политика

    Банковская система

  Услуги

  Социальная политика

  Национальная политика

  Правопорядок

  Государственное
  управление

  Задачи 2014

Управление региональными финансами
Бюджетная политика

Деятельность Правительства Республики Карелия в области бюджетной политики в 2013 году основывалась на Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013—2015 годах», основных направлениях бюджетной политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, стратегических целях развития Республики Карелия, сформулированных в Концепции социально- экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года и основных положениях Бюджетного послания Главы Республики Карелия на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Исходя из ключевых приоритетов социально-экономического развития республики, бюджетная политика в отчетном периоде была направлена на обеспечение финансовой стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, реализацию структурных реформ и безусловное выполнение принятых социальных обязательств.

В течение всего 2013 года ситуация с исполнением бюджета Республики Карелия характеризовалась, с одной стороны, значительным сокращением поступления доходов, а, с другой, — существенным ростом и необходимостью приоритетного финансового обеспечения социальных расходов бюджета.

Основная проблема исполнения бюджета Республики Карелия в отчетном году обусловлена резким сокращением поступлений налоговых доходов в результате создания консолидированных групп налогоплательщиков в соответствии с Федеральным законом от 16 ноября 2011 года No 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». Реализация указанного Федерального закона затронула деятельность крупнейшего налогоплательщика Карелии — ОАО «Карельский окатыш», формировавшего ранее до 50 % поступлений налога на прибыль, зачисляемого в консолидированный бюджет республики. Только по данному налогоплательщику бюджет Республики Карелия в 2013 году недополучил 2,4 млрд рублей, а в целом, в связи с общеэкономическими тенденциями замедления роста экономики — 3,7 млрд рублей.

Одновременно в отчетном году существенно увеличился объем расходных обязательств, связанных с необходимостью выполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы и мер социальной поддержки.

В этих условиях Правительство Республики Карелия в течение года принимало все возможные меры по мобилизации дополнительных доходов в бюджет и оптимизации расходов бюджета.

В результате проведенной работы удалось привлечь бюджетные кредиты из федерального бюджета в сумме 1,9 млрд рублей, а также дополнительную финансовую помощь в виде дотации на сбалансированность в сумме порядка 1 млрд рублей, частично компенсировав «выпадающие» доходы по налогу на прибыль и потребность в средствах на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

В 2013 году продолжена практика резервирования средств для софинансирования федеральных проектов и программ, что позволило дополнительно привлечь в республику из федерального бюджета 1,4 млрд рублей.

Средства направлены на реализацию государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», 5 федеральных целевых программ и 32 мероприятий по софинансированию федеральных проектов в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, развитие малого предпринимательства.

Учитывая критическое положение с поступлением доходов в бюджет Республики Карелия, в целях финансового обеспечения в сентябре—декабре 2013 года наиболее социально значимых программ, выполнения социальных обязательств Республики Карелия, в условиях жестких бюджетных ограничений был принят Указ Главы Республики Карелия от 24 сентября 2013 года No 77 «О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения бюджета Республики Карелия в сентябре—декабре 2013 года».

Для обеспечения своевременного исполнения утвержденных расходных обязательств Республики Карелия был использован механизм аккумулирования средств автономных и бюджетных учреждений, временно свободных поступивших федеральных целевых средств, привлекались рыночные кредитные ресурсы.

В результате проведенных мероприятий были ограничены все непервоочередные расходы бюджета и сконцентрированы ресурсы на обеспечении в полном объеме выплаты заработной платы работникам учреждений Республики Карелия, исполнены все социальные обязательства республики перед гражданами и долговые обязательства, удалось обеспечить ликвидность счета бюджета Республики Карелия.

Несмотря на сложности формирования и исполнения бюджета республики, оказана существенная финансовая поддержка местным бюджетам в сумме более 8 млрд рублей, в т. ч. в части софинансирования расходных обязательств по решению вопросов местного значения, что позволило органам местного самоуправления обеспечить реализацию мероприятий по таким наиболее значимым направлениям, как организация питания учащихся общеобразовательных школ из малоимущих семей, обеспечение дополнительным питанием учащихся начальных классов, развитие дошкольного образования, ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства для подготовки к осенне-зимнему периоду, капитальное строительство и реконструкция объектов муниципальной собственности, развитие дорожного хозяйства, ремонт военно-исторических объектов. В целях укрепления доходной базы местных бюджетов продолжено стимулирование органов местного самоуправления, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала. Принимались меры, направленные на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

Предусмотренные в бюджете Республики Карелия средства позволили к концу 2013 года по большинству из установленных указами Президента Российской Федерации категорий работников государственных и муниципальных учреждений республики (педагогических работников образовательных учреждений общего образования, учреждений дополнительного образования детей, работников учреждений культуры, среднего медицинского персонала) достичь целевых значений показателей средней заработной платы, утвержденных на 2013 год в региональных планах мероприятий («дорожных картах») по развитию отраслей социальной сферы.

Продолжено реформирование бюджетного процесса, в том числе с целью внедрения программно- целевого бюджетирования, при котором государственные программы становятся ключевым механизмом, увязывающим стратегическое и бюджетное планирование.

В Республике Карелия разработана вся необходимая нормативная правовая база в сфере государственных программ. Утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Карелия, перечень государственных программ Республики Карелия, включающий 17 государственных программ, а также методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Карелия и методические рекомендации по оценке эффективности расходов на реализацию указанных программ.

В течение 2013 года ответственными исполнителями подготовлены проекты всех государственных программ, что позволило при формировании бюджета Республики Карелия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформировать аналитическое распределение бюджетных ассигнований по государственным программам Республики Карелия, расходы в рамках которых составили более 94 % от общего объема расходов бюджета.

Переход на программно-целевые принципы бюджетного планирования сопровождался внедрением единой интегрированной информационной системы управления бюджетным процессом, в которой решаются задачи по взаимоувязке всех инструментов бюджетирования, ориентированного на результат: реестр расходных обязательств, реестр государственных услуг и среднесрочное финансовое планирование, государственные задания, оценка эффективности деятельности государственных учреждений и главных распорядителей средств бюджета.

Все долгосрочные целевые программы Республики Карелия в 2013 году подвергнуты формализованной оценке эффективности их реализации, по сравнению с 2012 годом уровень программ с высокой и достаточной эффективностью возрос на 22 процента.

Продолжена реформа общественного сектора Республики Карелия. Происходит переход от структурных преобразований к качественным изменениям деятельности учреждений, работающих в новых условиях оказания государственных (муниципальных) услуг.

Проводилась работа по разработке показателей оценки эффективности деятельности учреждений, включающих механизм оценки качества услуг с привлечением опросов общественного мнения населения. В целях закрепления ответственности работников учреждений за результаты оказания услуг внедрялась система «эффективного контракта».

Растущие социальные обязательства бюджета в совокупности со снижением налоговых доходов обусловили рост государственного долга до предельных его значений (91 % от годового объема собственных доходов регионального бюджета по итогам 2013 года и до 100 % в ближайшей перспективе), что потребовало выработки новых подходов к проводимой долговой политике региона.

В частности, кроме успешно проведенных мероприятий по снижению стоимости обслуживания государственного долга, позволивших сократить расходы бюджета на 28 млн рублей, решалась задача улучшения структуры долга с целью обеспечения приоритета такого прогрессивного долгового инструмента, как ценные бумаги Республики Карелия (35 % в структуре долга по итогам 2013 года и 50 % в ближайшей перспективе). В отчетном году республика значительно продвинулась в данном направлении, разместив очередной облигационный заем в объеме 2 млрд рублей на 5,5 лет по рекордно низкой ставке — 8,29 % годовых.

Также важно было в сложившихся условиях равномерно распределить платежи по долговым обязательствам. Для этого была проведена работа по удлинению сроков долговых обязательств, в результате чего 95 % заимствований удалось привлечь на среднесрочной и долгосрочной основе и максимально снизить возможные риски рефинансирования долга, а значит и риски неисполнения бюджетных обязательств.

Проводимая долговая политика была на достаточно высоком уровне оценена международным рейтинговым агентством Fitch Ratings, которое подтвердило в 2013 году кредитный рейтинг Республики Карелия на уровне BB– (по международной шкале) и А+ по национальной шкале с прогнозом «стабильный».

Техническая поддержка портала
Создано 12 мая 2014. Отредактировано 12 мая 2014.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.