СЪЕЗД ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИКОВ
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Лесной кодекс требует доработки
Из выступления Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия Николая ЛЕВИНА


Лесные ресурсы Карелии, несмотря на их колоссальный для страны сырьевой, промышленный, финансовый, валютный, экологический, социальный потенциал, используются все еще неудовлетворительно.
    Скажем честно - это нас ни в коей мере не устраивает. Ведь опыт соседней Финляндии показывает, что продуктивность лесов в Карелии в аналогичных условиях может быть повышена более чем в 2 раза. Отдача с одного заготовленного кубометра древесины у наших северных соседей на порядок выше, выше и уровень жизни. Мы продолжаем проигрывать развитым лесопромышленным странам по многим показателям, они общеизвестны.
    Мы прекрасно это понимаем. Понимаем и то, что без совершенствования законодательства вам всем очень сложно работать.
    Поэтому нас не может не беспокоить ситуация, сложившаяся в лесопромышленном комплексе - основе экономики республики, уровень управления лесными ресурсами. Нас очень беспокоят попытки одномоментно кардинально изменить систему управления лесопользованием, проведя через законы необоснованные эксперименты одновременно по всей лесной территории России, которая только пытается, но никак не может стать лесной державой. Мотивируя эту идею сиюминутным эффектом, экспериментальный подход предлагается ввести в ранг нового Лесного кодекса.
    Нужно учесть, что глобальные изменения могут привести к возникновению очередного финансового кризиса лесопромышленных предприятий, способного нанести непоправимый удар по экономике страны.
    Поэтому Законодательное Собрание РК активно работает над совершенствованием лесного законодательства путем направления соответствующих предложений в Госдуму, Правительство РФ. Продуктивно работает в ЗС РК группа депутатов от лесопромышленного комплекса, в составе которой известные республике имена: Барбалюк, Преминин, Спиридонов, Шегельман, Матросов. Они систематически и убедительно отстаивают права лесопромышленников, и как депутаты, и как профессионалы отрасли. Причем делают это на всех уровнях - в нашем ЗС, на заседаниях Госдумы. Доказывали они свои позиции и президенту В. Путину, посетившему Карелию прошлым летом.
    Я поднимал вопросы на заседании Совета законодателей при Президенте России и вынужден к ним же вернуться. Это проблема не карельская, а всех лесопромышленных регионов. Без грамотного законодательства нам никогда не стать лесной державой, имея для этого все: лесные ресурсы, усилившиеся контакты с бизнесом, квалифицированные кадры. Без этого нельзя создать систему эффективного содержания и использования лесного фонда России, модернизировать промышленный потенциал отраслей ЛПК, развивать социальную сферу лесных районов, реализовать инвестиционные проекты технического перевооружения отрасли. А без этого не удастся решить поставленную В. Путиным задачу удвоения ВВП от лесной промышленности.
    Мы доказываем, что в проблемах лесопользования надо предоставить регионам более действенные права, многие вопросы можно решить на месте грамотнее и оперативнее.
    Считаем также, что определение победителей аукционов только по величине повышения ставки арендной платы лишает возможности федеральные органы и органы государственной власти субъектов Федерации устанавливать для лесопользователей конкретные условия передачи участков лесного фонда исходя из экономической, социальной, бюджетной эффективности.
    Конструктивным был бы вариант использования механизма как аукционов, так и конкурсов. Решение о форме проведения торгов - аукцион или конкурс - необходимо отнести к компетенции субъектов Российской Федерации.
    Больной для всех вопрос заключается в том, что неудовлетворительно развивается сеть лесных (лесовозных) дорог, необходимых как для экономики, так и для жизнеобеспечения, развития инфраструктуры лесных поселков и повышения экономической доступности лесов. Лесозаготовительные предприятия в тяжелейшей ситуации, так как лишены возможности определиться с таким дорогостоящим мероприятием, как строительство лесовозных дорог, которое должно быть рассчитано на длительную перспективу. Недостаточно развита дорожная сеть для ведения побочного пользования лесом - заготовки лесных ягод, грибов, лекарственного и технического сырья и других. Обеспеченность лесного фонда дорожной сетью в Карелии примерно в 4 раза меньше требуемого.
    Ситуация со строительством лесовозных дорог не дает возможности повысить экономическую доступность лесных ресурсов Карелии. Увеличение объемов строительства новых лесовозных дорог и поддержание существующих в проезжем состоянии силами и средствами лесозаготовительных предприятий весьма проблематично. От развития лесотранспортной сети зависит экономическая доступность лесных ресурсов и должна зависеть отпускная (корневая) стоимость древесины.
    Поэтому предложения депутата ЗС РК И. Шегельмана о разработке государственной программы обеспечения экономической доступности лесных ресурсов, в том числе за счет строительства лесовозных дорог, были приняты Министерством природных ресурсов России на выездном заседании в Сегеже.
    В соответствии с п. 1 ст. 11 проекта Лесного кодекса РФ перевод лесных земель в нелесные земли относится к полномочиям Российской Федерации. В соответствии со ст. 47 Лесного кодекса РФ перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом в лесах II и III групп, относится к полномочиям субъектов РФ. Считаем, что для более оперативного решения вопроса перевода лесных земель в нелесные необходимо оставить действующий порядок, внеся соответствующие изменения в Земельный кодекс РФ.
    Мы считаем, что Лесной кодекс РФ не должен ущемлять полномочия субъектов РФ. Особенно при рассмотрении условий и особенностей договоров аренды лесного участка для различных видов лесопользования, порядке предоставления лесных участков в аренду, организации проведения открытых аукционов.
    Мы считаем, что очередной проект Лесного кодекса написан в спешке и несовершенен как с учетом норм действующего законодательства, так и с учетом явного ущемления полномочий субъектов РФ в области лесных отношений.
    Мы продолжим нашу законодательную деятельность. Уверен, что нам в этом поможет и сегодняшнее обсуждение.

Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2004