ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

На благо республики и всей страны

Журналисты из "Российской лесной газеты" побеседовали с вице-премьером карельского правительства Юрием ПОНОМАРЕВЫМ. Речь шла о том, что изменилось в ЛПК после визита Президента РФ.

- Юрий Иванович, как идет сегодня выполнение Программы по совершенствованию управления лесопромышленным комплексом республики, подписанной Главой Республики чуть больше года назад?
    - Расчетная лесосека республики составляет более 9 миллионов кубометров ежегодного лесопользования. На сегодня в аренду до 49 лет по конкурсу передано 3,3 миллиона кубометров. При этом каждый арендатор подписал договор, согласно которому заготовленная древесина будет переработана на нашей территории, 10 процентов от арендной платы (помимо обязательных платежей) будет перечислено в бюджет местного самоуправления, на заготовки будут привлечены преимущественно специалисты из числа местного населения. Обременены арендаторы и социальной нагрузкой, однако самое главное - условия аренды способствуют развитию перерабатывающих отраслей.
    В Карелии уже сегодня началась реализация ряда крупных инвестиционных проектов, в том числе и с участием зарубежного капитала на общую сумму 5 миллиардов рублей. В следующем году согласно бизнес-планам, представленным победителями конкурсов, инвестиции вырастут вдвое. Выручка предприятий лесопромышленного комплекса также должна удвоиться, а бюджетные отчисления вырастут на 10 процентов. Сверх минимальных ставок лесных податей в республиканский бюджет поступит 163 миллиона рублей.
    Программа, я считаю, работает продуктивно на благо республики и всей российской экономики, поскольку ее условия обеспечивают максимальную отдачу для бюджетов всех уровней.

- В чем особенности карельского опыта лесопользования? Какой вам видится система лесопользования в будущем в целом по стране?
    - Эти особенности всегда были обусловлены нашим географическим положением. Протяженность границы с Финляндией - более 800 километров, и соседи, исчерпавшие потенциал своей сырьевой базы, использовали наши ресурсы, тем более что проводимая в последнее время таможенная политика России способствовала вывозу из страны необработанного сырья.
    В Карелии в отличие от других регионов сохранились все бывшие советские леспромхозы, большинство из которых к тому же является градообразующими предприятиями. Конечно, хозяева у них поменялись, у некоторых не по одному разу, и в положении они находятся самом различном. Однако работают все, и процент освоения расчетной лесосеки у нас один из самых больших среди регионов России. Еще одна особенность -в Карелии работает холдинговая компания "Кареллеспром", контрольный пакет акций которой принадлежит республике, что позволяет проводить государственную политику в работе тех предприятий, акционером которых в свою очередь является компания.
    Что касается других регионов, то они оказываются в более сложном положении: запасы древесины в России огромны, но далеко не все они экономически доступны. В этой связи необходима единая государственная политика их освоения, предусматривающая обеспечение интересов жителей регионов, обладающих сегодня запасами спелых и перестойных лесов. Пока в проекте нового Лесного кодекса эта политика не просматривается. Более того, преимущественная передача леса в аренду на аукционах разваливает уже существующую систему работы лесопромышленного комплекса страны.

-Что надо сделать для создания благоприятного инвестиционного климата?
    - В принципе, для того чтобы обеспечить приток инвестиций в отрасль, нужно сделать не так уж много. Мы и сейчас не испытываем острой нехватки денег, как я уже сказал, благодаря реализации упомянутой программы. Еще следует отметить, что притоку инвестиций в тот или другой регион должна способствовать политика, проводимая региональными властями. У нас и Глава Республики, и правительство постоянно контролируют осуществление каждого проекта, с большинством крупных инвесторов подписываются соглашения, в которых республика берет на себя определенные обязательства по сопровождению проекта.

- Проблема сертификации в Карелии. Что сделано в этом направлении в республике?
    - Отдельные наиболее крупные и благополучные предприятия работают в этом направлении, а для большинства лесозаготовительных предприятий сертификация пока слишком дорога. Но я думаю, что вступление России во Всемирную торговую организацию процесс сертификации сильно подстегнет.

- Сейчас много говорят о создании института концессии. На-сколько это приемлемо сегодня?
    - Эта тема могла бы быть интересной для лесопромышленного комплекса страны, имея в виду, что освоению значительных лесных запасов препятствует элементарное отсутствие дорог. Однако кроме единственной статьи действующего Лесного кодекса нет у нас ни одного подзаконного акта, ни одного документа, регламентирующего участие зарубежных партнеров в работе комплекса на условиях концессии.

- Передача лесов в частные руки и национальные интересы: ваш взгляд на эту проблему.
    - По идее частная собственность для экономики - всегда благо. Однако во многих отраслях в нашей стране мы имеем примеры обратного порядка, и я не думаю, что нам сейчас следует пороть горячку. К тому же аренда на 49 лет мало чем по сути отличается от той же собственности: за это время уже точно станет ясно, кто сможет быть владельцем леса, а кто окажется временщиком. Вот тогда и поговорим о частной собственности.

- Вопросы финансирования лесного хозяйства: что здесь должна сделать федеральная власть, а что должна взять на свои плечи республика?
    - Ответственность за лесовосстановление должна делиться в той же пропорции, в которой поступает в бюджеты разных уровней плата за пользование ресурсами. После того как минимальная попенная плата стала поступать в федеральный бюджет, мы потеряли около 200 миллионов рублей в год - эти средства были предназначены именно на лесовосстановление.
    Федеральный бюджет на эти цели денег не выделяет вовсе. И теперь укоренилась порочная, на мой взгляд, практика, когда лесхозы сами зарабатывают деньги: лесному хозяйству это явно не на пользу. К тому же постоянно растут долги перед арендаторами, восстанавливающими лес практически за собственный счет.

- Год назад Г.Греф на страницах печати обещал на уровне правительства разработать меры для стимулирования лесоперерабатывающей отрасли. Что в республике изменилось после этих обещаний?
    - На российском уровне обещанные меры воплотились в очередной проект Лесного кодекса, предполагающего передачу леса в аренду на аукционах. Каким образом аукционы могут способствовать развитию переработки, мне не ясно, ведь арендатор в этом случае не обязан ее развивать! А руководствуясь сиюминутными интересами, большинству лесозаготовителей, особенно работающих вблизи границы, необработанную древесину продавать выгоднее.

Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003