Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Развитие конституционной демократии в Республике Карелия

Конституционное правосудие в России и ее субъектах начало свое развитие, отталкиваясь от мирового опыта. 7 сентября 2001 года Федеральный Конституционный суд Федеративной Республики Германии отпраздновал свой 50-летний юбилей. "Федеральный Конституционный суд (далее - ФКС) ФРГ относится к лучшим образчикам механизмов поддержания правового конституционного порядка. Как в историческом, так и в правовом смысле ФКС представляет собой институт, который стал прочным фундаментом для развития демократии и первого стабильного правового государства на немецкой земле. Конституционное правосудие относится к великим интеллектуальным достижениям страны"(1).

Конституция (Основной Закон) Республики Карелия, принятая 24 декабря 1993 года, в статье 1 провозгласила Республику Карелия государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории.

В нашей республике во исполнение Конституции Республики Карелия в 1994 году был принят Закон "О Конституционном Суде Республики Карелия", а "днем рождения" суда считается 10 ноября 1994 года, когда парламентом республики были назначены председатель и двое судей Конституционного Суда. Именно на их плечи легла сложная задача организации конституционного правосудия, нового не только для республики, но и для России. Это был период, когда в России только закладывались основы демократического правового государства.

С созданием Конституционного Суда в республике при наличии действующих двух ветвей власти (законодательной и исполнительной) впервые была создана третья ветвь государственной власти республиканского уровня - судебная. С созданием Конституционного Суда Республики Карелия на уровне субъекта Российской Федерации действует федеральная схема организации и взаимодействия властей на основе их разделения, самостоятельности и сбалансированности.

Суды общей юрисдикции и Арбитражный суд в Республике Карелия являются федеральными органами судебной власти. В соответствии со статьями 3 и 4 Федерального Конституционного Закона "О судебной системе Российской Федерации" Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации являются составляющей единой судебной системы в России. Однако с учетом федерального регулирования субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют порядок организации и деятельности этих судов и могут расширить перечень вопросов, поставленных перед ними, исходя из того, что эти дополнительные полномочия соответствуют юридической природе и предназначению данных судов в качестве судебных органов конституционного (уставного) контроля в субъектах Российской Федерации.

Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации самостоятельны в своей деятельности в пределах полномочий, установленных их Конституциями (Уставами), и не находятся в иерархических отношениях с Конституционным Судом Российской Федерации, то есть последний не является вышестоящей инстанцией для Конституционных (Уставных) судов субъектов и не вправе пересматривать принятые ими решения.

Однако безапелляционность вынесенных Конституционными (Уставными) судами субъектов Российской Федерации решений не означает, что они не могут быть изменены либо отменены в последующем.

Все законы субъектов Российской Федерации о Конституционных (Уставных) судах содержат положение, согласно которому их решения являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат (в частности, это часть 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", часть 1 статьи 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" и другие). Субъект обращения либо другая сторона по делу, не согласные с вынесенным постановлением, имеют возможность поставить спорный вопрос на разрешение Конституционного Суда Российской Федерации. При наличии всех необходимых условий для принятия обращения (подведомственность вопроса Конституционному Суду Российской Федерации; обращение является допустимым; заявитель - надлежащий субъект обращения и так далее), нормативный акт, конституционность которого оспаривается, может быть проверен Конституционным Судом Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации. В этом случае, если правовая позиция, выработанная Конституционным Судом Российской Федерации, будет противоположной той, что выработал Конституционный (Уставный) Суд субъекта Российской Федерации, последний будет обязан пересмотреть свое решение.

Конституционный Суд Республики Карелия в соответствии со статьей 34 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" может также по собственной инициативе пересмотреть свое решение, если: 1) открылись новые существенные обстоятельства, не известные Конституционному Суду Республики Карелия в момент постановления решения; 2) изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение.

Учитывая, что в стране идет процесс восстановления единого правового пространства, выработка правовых позиций при рассмотрении аналогичных дел в Конституционном Суде Российской Федерации и в Конституционных (Уставных) судах субъектов в основном единообразна. Этому способствует, во-первых, то обстоятельство, что при рассмотрении дел Конституционными (Уставными) судами субъектов, они, помимо проверки нормативного правового акта на соответствие собственной Конституции (Уставу), исходят из верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Конституции Российской Федерации. (Часть 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия прямо предписывает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Карелия, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.) Во-вторых, если Конституционным Судом Российской Федерации выработана правовая позиция по какому-либо вопросу, то Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации обязаны по аналогичному вопросу основывать свое решение с учетом этой позиции.

Полномочия Конституционного Суда Республики Карелия, сформулированы в статье 68 Конституции Республики Карелия. Это: разрешение дел о соответствии Конституции Республики Карелия законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления Республики Карелия; толкование Конституции Республики Карелия. Поскольку перечень полномочий Конституционных (Уставных) судов субъектов Российской Федерации, установленный федеральным законодателем, не является исчерпывающим, в проекте нового Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" предусматривается его расширение.

Кроме того, наша республика допускает более широкий круг субъектов обращения в Конституционный Суд Республики Карелия по сравнению с другими субъектами РФ. Статья 40 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" допускает возможность обращения любого физического или юридического лица в Конституционный Суд Республики Карелия с ходатайством о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия, а также органов местного самоуправления Республики Карелия. Таким образом, данная норма закона дозволяет осуществление абстрактного нормоконтроля по заявлению любого заинтересованного лица, независимо от того, нарушены ли его права оспариваемым нормативным актом в конкретном деле.

Для сравнения можно привести содержание статьи 72 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном Суде Санкт-Петербурга", когда в порядке абстрактного нормоконтроля "правом на обращение в Уставный суд с запросом о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, обладают губернатор Санкт-Петербурга, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, группа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не менее пяти человек, органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Санкт-Петербурга". А граждане и их объединения вправе обращаться в Уставный суд Санкт-Петербурга только в порядке конкретного нормоконтроля. Такая жалоба допустима, "если требует проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга или их отдельных положений, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде, применявшем Закон Санкт-Петербурга" (статьи 78 и 79)(2).

Аналогичные ограничения по допустимости обращений граждан и их объединений содержат законы о Конституционных (Уставных) судах всех субъектов Российской Федерации, принявших такие законы, в частности: Конституционный Закон Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" (статьи 88 и 92), Областной Закон "Об Уставном Суде Свердловской области" (статьи 81 и 83), Конституционный Закон Республики Саха (Якутия) "О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" (статьи 97 и 100) и другие.

Перечисленные выше законы, определяя пределы допустимости по субъектам обращений в Конституционные (Уставные) суды, по существу аналогичны нормам Федерального Конституционного Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", которые также предусматривают по индивидуальным или коллективным обращениям граждан лишь конкретный нормоконтроль. То есть проверяется на соответствие Конституции Российской Федерации обжалуемый закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле (статья 96). Таким образом, круг возможных обращений в Конституционные (Уставные) суды граждан и их объединений в других субъектах Российской Федерации значительно уже, чем в Республике Карелия. Однако такое положение в республике было принято не сразу. Норма статьи 40 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" в изложенной выше редакции была принята 4 января 2002 года и явилась очередной ступенью в развитии конституционной демократии в республике.

Примером для принятия этого решения законодателем нашей республики опять же послужил богатый 50-летний опыт развития конституционной юстиции Федеративной Республики Германия, где "правом на обращение с конституционной жалобой наделяется, как правило, "каждый", то есть любое физическое или юридическое лицо. Основанием для обращения служит предполагаемое жалобщиком нарушение его конституционных прав со стороны публичных земельных властей"(3). Такая возможность обращения в конституционный суд с индивидуальной конституционной жалобой делает его более популярным в широких слоях населения, существенно влияет на уровень активности и авторитета конституционного суда.

Надо отдать должное законодателям Республики Карелия, которые, приняв решение о создании Конституционного Суда в 1994 году, не побоялись судебного контроля за результатом собственной законодательной деятельности. А внесением изменений в Закон Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" 4 января 2002 года еще более расширили возможности конституционного контроля в республике.

На сегодняшний день в 56 субъектах Российской Федерации в Конституциях (Уставах) предусмотрена необходимость создания Конституционных (Уставных) судов, в 15 субъектах, в том числе в Карелии, они созданы и успешно работают. В других идут процессы их формирования.

Вместе с тем, руководители многих субъектов Российской Федерации вовсе не спешат создавать такие суды, не желая лишнего контроля за собственной деятельностью.

Наглядным примером нежелания допустить судебный контроль над своей работой могут служить те республики (края, области) Российской Федерации, в которых создание Конституционных (Уставных) судов всячески затягивается (например, Тюменская область)(4).

Особенно интересна в связи с этим судьба Конституционного Суда Республики Мордовия, который был упразднен бывшим Президентом этой республики за то, что признал неконституционным республиканский нормативный акт. Критическую оценку фактам воспрепятствования развитию конституционной юстиции дал начальник Управления Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Борис Александрович Страшун. В частности, он сказал, что в непрекращающихся попытках ликвидации тем или иным способом конституционной юстиции сказывается феодальная психология многих наших политиков и чиновников, для которых суд, если он независим и решает не всегда в их пользу, - институт неудобный, даже вредный(5).

Сказанному выше можно противопоставить результаты работы Конституционного Суда Республики Карелия. Уже за первый год работы суда из 10 вынесенных в 1995 году постановлений, в семи случаях оспоренные нормативные акты полностью или в части были признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия. В дальнейшем аналогичное соотношение сохранялось. В 2002 году в пятидесяти процентах случаев рассмотрения дел по существу с вынесением постановления законы и иные нормативные акты законодательной власти и органов местного самоуправления Республики Карелия признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия.

Такая статистика, даже со скидкой на случайность проводимых проверок, зависящих от намерения обратившихся лиц, подтверждает независимость конституционного контроля, существующего в республике.

Объективность в рассмотрении дел, подчинение любого рассматриваемого нормативного акта Конституции Республики Карелия доказывает, что за 9 лет работы суда создана дееспособная система конституционного правосудия.

Следует особо отметить, что постановления Конституционного Суда Республики Карелия другими ветвями власти и органами местного самоуправления исполняются в разумные сроки и без какого-либо понуждения к этому. При таких обстоятельствах можно с уверенностью утверждать, что третья ветвь власти функционирует в полном объеме, заняв свое место в структуре органов государственной власти республики.

1) Р.Шольц, Ш.Детьен. Пятьдесят лет Федеральному Конституционному суду ФРГ./ Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга. - 2002. - №2(3). С.151.
2) Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга. - 2001. - №1. - С. 10-35.
3) Брусин А.М. "Двойное" конституционное правосудие: ненужная роскошь или насущная необходимость? / Вестник Уставного Суда Санкт-Петербурга. - 2002. - №2(3). С.143.
4) Дайджест оперативной информации. Акты конституционного правосудия Российской Федерации./ Москва. - 2002. - №12. С.46.
5) Страшун Б. Перспективы демократии и конституционное правосудие/ Альманах. Конституционное правосудие в новом тысячелетии. - Ереван, - 2002. - С.220.

Е.М. Переплеснина
Конституционный Суд Республики Карелия

Техническая поддержка портала
Создано 21 февраля 2004. Отредактировано 21 февраля 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.