Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Конституционный Суд Республики Карелия в системе органов государственной власти республики

Конституция (Основной Закон) Республики Карелия, принятая 24 декабря 1993 года, в статье 1 провозгласила Республику Карелия государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории.

После принятия в 1994 году Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" 10 ноября 1994 года был сформирован первый состав суда, состоящий из председателя и двух судей, и именно с этой даты суд стал выполнять возложенную на него задачу обеспечения верховенства права на территории республики с целью защиты конституционных прав и свобод граждан.

Как известно, суды общей юрисдикции и Арбитражный суд в Республике Карелия являются федеральными органами судебной власти, то есть входят в структуру органов государственной власти Российской Федерации.

С созданием Конституционного Суда в республике при наличии двух действующих ветвей власти - законодательной и исполнительной - впервые была создана третья ветвь государственной власти республиканского уровня - судебная. С этого момента на уровне субъекта Российской Федерации действует федеральная схема организации и взаимодействия властей.

В этом году и Конституционный Суд Республики Карелия отметит свой десятилетний юбилей. За прошедший период с ходатайствами, жалобами и заявлениями в суд обратилось более 260 юридических, общественных организаций, депутатов Законодательного Собрания и граждан. С вынесением постановлений, решений и определений рассмотрено 120 дел. Основными субъектами обращений являются граждане. С каждым годом число обращающихся лиц растет, что свидетельствует о росте общественного сознания и понимании предназначения самого института конституционной юстиции и ее роли в защите гарантированных Конституцией прав и свобод.

В статье 1 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечислены конституционные принципы деятельности органов государственной власти субъекта. Среди них:

  • единство системы государственной власти;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, а также другие принципы.

Именно на названных принципах хотелось бы остановиться отдельно. Один из них - разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную - имеет своей главной целью то, чтобы каждая власть была сильной, осуществлялась строго в рамках своих полномочий, не позволяла другим властям вторгаться в ее пределы. Только так можно предотвратить возвышение одной власти над другой, установление культа личности и диктатуры. Прежние конституции связывали осуществление государственной власти только с Советами народных депутатов, а такие государственные органы, как органы исполнительной власти и судебные, в названной связи в них даже не упоминались. Несмотря на то, что каждый орган государственной власти обладает определенной спецификой, своими полномочиями и различными формами деятельности, все они объединены в некое единое целое, а именно - в органы государственной власти, участвующие в решении задач и выполнении функций государства, осуществляющие свои полномочия от его имени и по поручению, выполняющие государственно властные полномочия.

Вышесказанное подводит нас к другому конституционному принципу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации - единства системы государственной власти. Он неразрывно связан с первым, поскольку базируется на концепции единой государственной власти, основанной на принципе разделения властей. Принцип единства системы государственной власти обусловливает формирование и функционирование системы органов государственной власти.

Соблюдение данного принципа позволяет самостоятельным органам власти взаимодействовать по вопросам структуры этих органов, назначения должностных лиц, контрольных функций. Так, законодательная власть принимает законы, являющиеся правовой основой организации и деятельности исполнительных и судебных органов. Исполнительная власть решает финансовые и организационно-технические вопросы судебной власти, а последняя осуществляет правосудие путем разрешения споров между другими ветвями государственной власти, или между ними и органами местного самоуправления, способствуя тем самым укреплению правопорядка и конституционной законности на территории республики.

В качестве примера раздельного функционирования трех ветвей власти в Республике Карелия на основе их разделения, самостоятельности и сбалансированности можно привести обобщенный анализ одной категории рассмотренных судом дел, касающихся ежегодного принятия бюджета Республики Карелия. Эти дела являются наиболее сложными, поскольку в первую очередь очень сложным является сам механизм принятия законов о бюджете, прописанный в Конституции Республики Карелия.

Правительство Республики Карелия, как один из органов исполнительной власти, в соответствии с частью 3 статьи 57 Конституции Республики Карелия разрабатывает для представления Главой Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия проект республиканского бюджета, обеспечивает его исполнение, готовит отчет об исполнении бюджета Республики Карелия.

Глава Республики Карелия, также осуществляющий в республике исполнительную власть, представляет Законодательному Собранию Республики Карелия бюджет и отчет о его исполнении (часть 5 статьи 51 Конституции РК).

Законодательное Собрание Республики Карелия своим законом утверждает бюджет Республики Карелия и отчет о его исполнении, представленные Главой Республики Карелия (пункт 1 части 2 статьи 41 Конституции).

Осуществляя судебную власть путем конституционного судопроизводства Конституционный Суд Республики Карелия по обращениям заинтересованных лиц проверяет соответствие Конституции Республики Карелия норм закона о бюджете.

На протяжении всего периода деятельности Конституционного Суда Республики Карелия практически ежегодно предметом его рассмотрения были нормы законов о бюджете Республики Карелия за разные годы или нормы других нормативных правовых актов, касающихся утверждения и исполнения бюджета республики.

Так, из девяти рассмотренных дел данной категории, по восьми вынесены постановления суда, девятое находится на стадии вынесения постановления. Пять из них - о проверке конституционности непосредственно законов о республиканском бюджете. Так, по закону бюджете на 2000 год было рассмотрено два дела.

Одно: по ходатайству прокурора Республики Карелия, оспорившего положения Закона, согласно которым доходы целевых бюджетных фондов поступают на специальные бюджетные счета Министерства финансов Республики Карелия, функции по расчетному обслуживанию которых осуществляются ОАО "Банк "Онего", и норму Закона, которой приостановлено действие части 7 статьи 19 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия" в части выплаты премии государственным служащим и лицам, замещающим государственные должности, введено ограничение выплаты надбавок за особые условия службы в пределах фонда оплаты труда. Оспоренные нормы Постановлением суда от 24.01.2001 года были признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия.

Второе: по ходатайству депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия Попова В.А., оспорившего положения статьи 5 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 год" в части установления процентной доли собственных доходов республиканского бюджета, а также закрепленных за республикой федеральных налогов и сборов, переданных бюджету Олонецкого района по отдельным видам доходов. Конституционный Суд Республики Карелия в Постановлении от 16.03.2001 г. признал соответствующими республиканской Конституции положения о передаче собственных доходов субъектов РФ местным бюджетам. Суд указал при этом, что передача собственных доходов местным бюджетам, как на планируемый финансовый год, так и на постоянной основе на определенный срок является правом, а не обязанностью субъекта РФ.

По обращению Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия проверялась конституционность Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год" по порядку его принятия, поскольку в установленный семидневный срок этот Закон не был рассмотрен Палатой Республики. Фактически Закон был принят только Палатой Представителей Законодательного Собрания РК. Признавая данный Закон соответствующим Конституции Республики Карелия, Конституционный Суд указал, что "Закон о республиканском бюджете на 2001 год является основным финансовым планом образования, распределения и использования денежного фонда республики, по которому она функционирует более пяти месяцев, структура его построения имеет специфические особенности, заключающиеся в системной взаимосвязи основных норм этого закона. Рассмотрев на заседании Закон Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год" и проголосовав за его одобрение, тем самым Палата Республики одобрила и оспариваемый закон о республиканском бюджете в целом".

По ходатайству Главы самоуправления города Кеми и района А.Д. Коккова предметом рассмотрения суда была норма части 2 статьи 28 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2003 год". Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 21.04.2003г. она признана не соответствующей Конституции Республики Карелия. Судом установлено, что оспоренной нормой нарушаются права муниципальных образований на самостоятельное решение вопросов местного значения, в том числе на формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов и допускается возможность нарушения запрета на ограничение прав местного самоуправления в рамках его полномочий.

В настоящее время на стадии вынесения постановления находится дело по ходатайству Прокурора Республики Карелия о соответствии республиканской Конституции норм Закона РК "О республиканском бюджете на 2004 год".

Судом были проверены на соответствие Конституции Республики Карелия нормативные правовые акты, касающиеся процесса утверждения и исполнения бюджета.

В 1996 году Конституционный Суд Республики Карелия, рассмотрев ходатайство Председателя Правительства Республики Карелия В.Н.Степанова, оспорившего Закон Республики Карелия "О порядке рассмотрения и утверждения республиканского бюджета на 1996 год", признал положение его статьи 6 не соответствующим Конституции Республики Карелия в части принятия Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 1996 год" Палатой Республики Законодательного Собрания. Согласно этому положению Закон РК "О республиканском бюджете на 1996 год" считался принятым только после согласованного решения обеих Палат Законодательного Собрания. В то время как Конституцией Республики Карелия было предусмотрено самостоятельное принятие законов каждой из Палат по вопросам, отнесенным к ведению данной Палаты. Судебным постановлением по существу был разрешен спор о порядке и сроках деятельности в бюджетном процессе различных властных структур.

По ходатайству Администрации города Петрозаводска и Прокурора Республики Карелия суд рассмотрел дело о проверке конституционности Постановления Председателя Правительства Республики "О порядке исполнения республиканского бюджета в 1 квартале 1998 года", которым были определены нормативы зачислений доходов и налогов в 1 квартале 1998 года в бюджеты городов, районов, Вепсской волости и в республиканский бюджет".

По данному делу судом было установлено, что в ситуации, когда предыдущий бюджетный год заканчивался, Закон о бюджете на 1998 год не был принят, а законодатель устранился от регулирования бюджетных вопросов на период до его принятия, что вынудило Председателя Правительства в рамках действующего законодательства Республики Карелия и Российской Федерации принять решение, обеспечивающее дальнейшее функционирование бюджетной системы республики. Оспоренное в части постановление формально не противоречило действующему законодательству, однако, частично признавая его не соответствующим Конституции Республики Карелия, суд отметил, что "признание правомерности решений Председателя Правительства, принятых вне рамок полномочий, установленных Конституцией Республики Карелия и законодательством, означало бы введение в конституционную практику Республики Карелия института "скрытых (подразумеваемых)" полномочий, что может привести к нарушению принципа разделения властей (статья 4 Конституции Республики Карелия), других конституционных принципов и норм.

Конституционный Суд Республики Карелия рассмотрел дело по ходатайству Палаты Представителей ЗС РК о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия нормы Закона "О внесении дополнений в Закон Республики Карелия "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия", которой была предусмотрена возможность изменения сроков представления и рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете, установленных другими статьями этого же закона, путем вынесения Законодательным Собранием постановления по предложению Председателя правительства республики.

29.09.1999 года судом было вынесено постановление, которым оспоренная норма была признана неконституционной, поскольку создавала правовую ситуацию, когда Постановлением Законодательного Собрания могли быть изменены нормы действующего закона в то время, как основные принципы законодательного процесса урегулированы Конституцией, а принятые в рамках конституционных полномочий и с соблюдением установленных процедур законы обязательны для применения всеми органами, должностными лицами и гражданами республики.

Приведенные примеры демонстрируют возможности конституционной юстиции в разрешении споров, возникающих по сложнейшим вопросам в процессе утверждения и исполнения республиканского бюджета как между органами законодательной и исполнительной власти, так и между органами местного самоуправления и органами государственной власти в республике.

Учитывая аспект правового государства на основе разделения властей, соотношение республиканского законодательства и конституционного правосудия в республике можно назвать правовым компромиссом, когда возникающие разногласия, в том числе политические, могут быть разрешены правовым путем. То есть существует реальная возможность для конституционного правового выхода из любых тупиковых ситуаций.

Судья-секретарь Конституционного Суда РК
Е.М. Переплеснина

Техническая поддержка портала
Создано 25 мая 2004. Отредактировано 25 мая 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.