Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Выступление на заседании Правительства РФ 25 октября 2001 года Председателя Правительства Республики Карелия, руководителя рабочей группы по вопросам реформы образования Государственного совета Российской Федерации

Уважаемый Михаил Михайлович!
Уважаемые члены Правительства!
Коллеги!

Я благодарен за приглашение на заседание Правительства, посвященное важной для нашего государства и каждого, кто думает о его будущем, теме - теме модернизации образования.

С большим интересом выслушал доклад по проекту Концепции модернизации российского образования и системе мер по ее реализации. Полностью поддерживаю эти документы, так как они в существенной мере соответствуют стратегии, которую определил Президент и Государственный совет Российской Федерации 29 августа этого года, в развитии системы образования на ближайшие годы.

Ключевая идея образовательной политики России, единодушно поддержанная всеми губернаторами, состоит в том, что коренные преобразования в системе российского образования, направленные на приведение его в соответствие с требованиями современности, в соответствие с потребностями социально-экономического развития страны, должны осуществляться государством. В период коренных политических, экономических и социальных реформ жизнедеятельности России государство в полной мере должно вернуть себе инициативу и ответственность в переустройстве такой стержневой и определяющей будущее страны отрасли, как образование.

Принципиальным здесь является придание муниципальным школам статуса государственных учреждений и переход на оплату труда работников общего образования из бюджетов субъектов Федерации. Опыт работы над докладом Госсовета по образовательной политике показал, что эта мысль разделяется и людьми, которые трудятся в самом образовании, и родителями, и широкими кругами общественных, политических и предпринимательских элит в нашей стране.

Рад, что идея о повышении роли государства в управлении процессами развития системы образования поддержана сегодня на Правительстве и звучала или подразумевалась практически в каждом выступлении представителей от различных министерств и ведомств.

Помимо возможности услышать сегодняшние выступления и прозвучавшие в них мысли по поводу проекта Концепции, я предварительно и, надо сказать, весьма тщательно ознакомился со всеми письменными замечаниями, которые поступили на проект Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Среди них есть конкретные и очень важные предложения. Они существенно углубляют положения Концепции или уточняют меры по модернизации образования, а значит - и повышают их эффективность.

К примеру, Министерство труда и социального развития предлагает преодолеть расстыковку государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, включить в процесс обсуждения и принятия этих стандартов работодателей.

Министерство культуры предлагает подчеркнуть в Концепции не только роль образования в сохранении и развитии культуры, но и важную роль культуры в образовательном процессе.

Министерство финансов предусматривает увеличение бюджетного финансирования образования ежегодно не менее чем на 25% в реальном выражении.

Есть и другие конструктивные замечания.

Однако в силу краткости времени отпущенного по регламенту на выступление в прениях хочу обратить Ваше внимание, Михаил Михайлович, и внимание уважаемых участников заседания Правительства, прежде всего на те моменты, которые вступают в противоречие с принятой на Госсовете образовательной политикой России на современном этапе.

Так, считаю, что предложенную Генеральным штабом Вооруженных сил редакцию абзаца 12 (стр.14 проекта Концепции) следует отклонить, т.к. Госсовет принципиально настаивал на необходимости снижения бюджетных затрат на общеинженерное, социально-экономическое и гуманитарное образование офицеров, которое должно вестись в гражданских вузах не по отдельным специальностям, а практически по всем, может быть лишь за редким исключением.

Министерство культуры в разрез с позицией Госсовета предлагает не давать возможность педагогам и учащимся бесплатно или по льготным тарифам обслуживаться государственными учреждениями культуры (имеются в виду музеи, картинные галереи, клубы и т.п.), кроме случаев, установленных законодательством. Может быть, когда зарплата учителя значительно возрастет, то отпадет и необходимость в этой мере, но пока она просто необходима, если мы хотим, чтобы культура действительно играла важную роль в образовательном процессе.

Сеть из 100 центров дополнительного профессионального образования службы занятости, которая была создана в последние годы и все еще продолжает наращиваться, отвлекая из бюджета значительные финансовые ресурсы, никак не сможет тягаться с более чем 6,5 тысячами учреждениями начального и среднего профессионального образования ни по объему, ни по качеству образовательного потенциала, особенно в сфере подготовки и переподготовки современных рабочих и среднетехнических кадров, в которых страна год от года испытывает острейший дефицит.

Думаю, поэтому Министерству труда, ссылающемуся на установленный порядок о конкурсном отборе образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги безработным гражданам и незанятому населению, не стоит отказываться от предложенного Госсоветом повышения эффективности дополнительного профессионального образования рабочих кадров, высвобождающихся работников и незанятого населения за счет его осуществления преимущественно на базе учреждений начального и среднего профессионального образования.

Министерство финансов настаивает на модернизации, а значит, и на частичной сохранности в системе оплаты труда педагогических работников единой тарифной сетки. Проблема ЕТС была предметом долгой и серьезной дискуссии на рабочей группе Госсовета. Мы провели консультации с ЦК профсоюзов, проработали этот вопрос на организованной совместно с Министерством образования общероссийской конференции для руководителей образования и социальной сферы субъектов Федерации. Мнение было единым - ЕТС сегодня является реальным тормозом для наращивания зарплаты учителям, преподавательскому составу и руководителям образовательных учреждений, а также лишает возможности быстро привести в соответствие качество педагогической деятельности и уровень ее материального вознаграждения.

Отрицание Минфином необходимости, во-первых, перевода соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции (субсидии), направляемые в регионы через органы казначейства, а во-вторых, выделения централизованных средств на повышение квалификации и переподготовку педагогов может понизить эффективность предлагаемых Госсоветом России мер по повышению ответственности государства за образование, в том числе за наращивание профессионального уровня педагогических кадров.

Кроме того, предлагаемое снятие возможности налогового - а значит самого эффективного - стимулирования инвестиций в сферу образования, может резко ограничить ресурсную базу модернизации образования. Мне кажется над этим стоит еще подумать.

Предложенная в Концепции модернизации образования формулировка о необходимости создания системы государственно-общественного контроля качества образования поглощает в себе уточнение Минюста о том, что в Законе "Об образовании" предусмотрена государственная система аттестационно-диагностических центров.

И последнее - может быть, самое главное, хотя и не впрямую относящееся к проекту Концепции, но принципиально затрагивающее образование.

Сегодня особую тревогу вселяет проблема формирования региональных бюджетов по статье финансирования зарплаты работникам бюджетной сферы и, в первую очередь, работникам образования. Так как заявленное Президентом и Правительством Российской Федерации увеличение в 2002 году зарплаты в 1,8-2 раза на уровне бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов в бюджет не закладывается, в одних случаях - из-за нехватки средств, в других - из-за отсутствия соответствующих указаний из Минфина. По нашим данным, которые мы получаем от членов рабочей группы Госсовета, в региональных бюджетах в лучшем случае пока предусматривается увеличение зарплаты в 1,2 раза. В связи с тем, что рассмотрение и утверждение бюджетов будет закончено в ближайшее время и скорректировать их будет уже крайне трудно, необходимо принять срочные меры к тому, чтобы не допустить срыва выполнения поручений, данных Владимиром Владимировичем Путиным по данному вопросу, поскольку грозящие возникнуть из-за этого политические и социально-экономические последствия негативного характера для темпов разворачивания модернизации образования могут быть весьма ощутимыми.

Я высказал мнение от имени Госсовета лишь по самым главным, как мне кажется, моментам. Есть соображения и по менее существенным, но не менее важным. Готов обсудить их в рабочем порядке с заинтересованными ведомствами.

Уважаемый Михаил Михайлович, еще раз благодарю за возможность участвовать в сегодняшнем заседании. Уважаемые коллеги, спасибо за внимание.

Техническая поддержка портала
Создано 29 октября 2001. Отредактировано 29 октября 2001.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.