Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Выступление Главы РК С.Л. Катанандова на собрании республиканского хозяйственного актива
11 марта 2004 года

Уважаемые участники собрания!

Сегодня обсуждаются итоги прошлого года, перспективы на год нынешний. И в докладе, и в выступлениях дан обстоятельный анализ нашей работы, внесено немало конкретных предложений, реализация которых поможет более уверенно двигаться вперед.

Карелия, несмотря на трудности, живет полнокровной жизнью. Самое главное - удалось сохранить положительную динамику основных экономических показателей. Успешно работают лесопромышленный комплекс, предприятия черной и цветной металлургии, ведется строительство жилья, сдаются в эксплуатацию новые участки автомобильных дорог. Развивается железнодорожная сеть, вошли в строй новые объекты здравоохранения и образования. Удалось ликвидировать в районах последствия холодной зимы, нынешний отопительный сезон проходит в основном без чрезвычайных ситуаций на объектах жизнеобеспечения. Активно привлекаются инвестиции в экономику республики.

Эти результаты достигнуты совместными усилиями правительства, органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, рядовых тружеников. Меняется, хоть и медленно, психология людей, растет престиж труда и образования. В республике сохраняется политическая стабильность, отсутствует напряженность в межнациональных и межконфессиональных отношениях.

Однако никакого головокружения от успехов быть не должно. Многочисленные социально-экономические проблемы сохраняются. Уровень жизни почти четверти наших граждан остается низким - на грани или даже за чертой бедности. Это обязывает нас сосредоточить усилия на сфере материального производства, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Хотел бы обратить ваше внимание на одно обстоятельство. Когда речь заходит о спаде производства, у нас нередко ссылаются на внешние обстоятельства - несовершенство законодательства, невнимание центра, нехватка средств. О собственных промахах и просчетах, о недостатках в организации труда, о неэффективном управлении говорят менее охотно.

Вызывает озабоченность рост числа убыточных предприятий. Мне кажется, и экономисты, и бизнесмены, и финансисты должны более тщательно разобраться в этой ситуации. В чем дело? Неэффективное управление? Плохой маркетинг? Продукция не удовлетворяет современным требованиям? Низка конкурентоспособность? Таким образом, важно выяснить: этот рост неприбыльных предприятий - объективный процесс в условиях рынка или субъективный - грубые просчеты в планировании?

Я надеюсь, что в кратчайшие сроки будут тщательно проанализированы причины отставания в выработке электроэнергии, в машиностроении, в других секторах экономики, где допущено снижение объемов производства, и предложены конкретные меры по ликвидации отставания.

Хочу подчеркнуть, что без мобилизации внутренних резервов, без учета требований сегодняшнего дня, без четкого знания конъюнктуры рынка трудно будет добиться существенных перемен в лучшую сторону - какой бы отрасли это не касалось.

Прошедший год был богат на события и в политической и в хозяйственной жизни республики.

В числе значительных, памятных событий минувшего года следует назвать празднование 300-летия Петрозаводска. В юбилейных торжествах приняли участие все районы Карелии, большое число гостей со всей России, из зарубежных городов-побратимов. Готовясь к знаменательной дате, столица Карелии стала еще краше. Многие объекты были построены или приведены в порядок - Музей изобразительных искусств, Национальный театр, центр музея "Кижи", новый учебно-лабораторный комплекс Петрозаводского университета, Губернаторский парк, вторая очередь Онежской набережной, отремонтированы многие дороги и улицы. Республиканский штаб, который мне довелось возглавлять, держал на контроле весь ход подготовки к юбилею. Большую работу провела городская администрация. Деятельное участие в подготовке к праздничным торжествам приняли десятки тысяч петрозаводчан.

В июле прошлого года Карелию посетил президент страны Владимир Владимирович Путин. Он осмотрел Петрозаводск, побывал в Кондопоге, пообщался с жителями. Главным событием его визита стало участие в работе совещания работников лесной и лесоперерабатывающей промышленности, которое состоялось в питомнике "Вилга" Петрозаводского лесхоза. В своем выступлении президент отметил, что сегодня востребовано устойчивое неистощительное лесопользование. Состоялся конкретный разговор о том, чтобы лесная отрасль приносила максимальную прибыль и стране, и Карелии. В ходе нашей встречи с президентом я рассказал ему о наших планах реформирования лесопромышленного комплекса, о межбюджетных отношениях с федеральным центром, о привлечении инвестиций в экономику Карелии.

Президент регулярно встречается с руководителями субъектов Федерации. На заседаниях Госсовета обсуждаются, как правило, вопросы общероссийского уровня, например, стратегия развития страны до 2010 года, реформа жилищно-коммунальной отрасли. Большая работа проведена комиссией Госсовета по модернизации образования, которую я возглавлял по поручению президента.

На подобных совещаниях есть возможность донести до главы государства локальные проблемы конкретных регионов, выработать единую политику в экономике и социальной сфере с учетом местных особенностей.

В минувшем году в Санкт-Петербурге Владимир Владимирович Путин провел совещание с главами регионов Северо-Запада.

Президент отметил, что богатый потенциал округа используется недостаточно эффективно. Здесь в силу географического положения открываются широкие возможности для деловой инициативы, развития приграничного сотрудничества, прямых деловых контактов. На Северо-Западе имеется немало перспективных сфер для долгосрочных и масштабных капиталовложений. В их числе - топливно-энергетический комплекс, транспортные коридоры, лесопромышленный комплекс, рыбное хозяйство, туризм.

Преодолеть многие региональные трудности можно лишь при поддержке на федеральном уровне - скажем, межбюджетные отношения, пошлины на экспорт отечественной продукции, контроль за деятельностью монополистов. Тем не менее с собственными проблемами каждая республика или область должны справляться сами. Курс развития - общий, стратегия и тактика движения регионами определяются самостоятельно.

После создания округов федеральная власть стала ближе к регионам. По мнению президента, настало время перенести на окружной уровень исполнение некоторых федеральных функций, приближенных к территориям. Россию только из центра не поднять и не возродить. Нужны согласованные действия с регионами. Президент высоко оценивает роль субъектов Федерации и местного самоуправления в развитии страны.

В конце января этого года Карелию посетил Полномочный представитель Президента России в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. В ходе нашей встречи мы обсудили перспективы по увеличению внутреннего валового продукта и вопроса повышения инвестиционной привлекательности республики. Особой темой беседы стал обмен мнениями по работе лесопромышленного комплекса. Полпред справедливо считает, что если удастся повысить эффективность управления лесной отраслью, то подтянутся и другие отрасли промышленности.

Обсуждение этих вопросов продолжилось в феврале, когда мы встретились с Ильей Клебановым в Санкт-Петербурге. От Карелии ждут более заметных достижений в ряде сегментов экономики. Скажем, Карелия должна занять достойное место на Северо-Западе и в России в развитии лесопромышленного комплекса. Пока наши "лесные" возможности используются не полностью. Мы должны добиться более заметного роста объемов производства лесобумажной продукции. Кроме того, мы вправе рассчитывать на повышение конкурентоспособности продукции лесопромышленного комплекса. Для этого нам надо добиться глубокой переработки древесины, что в свою очередь требует широкого внедрения современных технологий, существенной модернизации производства, активного использования новейшей технологии.

Мы располагаем мощной базой в лесопромышленном комплексе: 30 предприятий по заготовке древесины, 5 целлюлозно-бумажных предприятий, более десятка по деревообработке и лесопилению. Республика производит около четверти российской бумаги, 10 процентов целлюлозы. Такой мощный производственный потенциал позволяет ставить амбициозные задачи. Лесной комплекс может и должен стать подлинной визитной карточной экономики Карелии. Об этом должны в первую очередь позаботиться сами работники лесной отрасли. Активное привлечение инвестиций, техническое перевооружение позволят вывести лесопромышленный комплекс по меньшей мере на уровень наших финских соседей.

Мы будем поддерживать предприятия, где думают о завтрашнем дне, заботятся о перспективах своего развития, о привлечении инвестиций, о подготовке высококвалифицированных кадров, об увеличении заработной платы. Поддерживать тех, кто делает максимум для своего предприятия, своих работников, для отрасли, для Карелии - наш долг.

Сильное государство - это социальная защита населения, защита прав и свобод граждан, регулярная выплата зарплаты и пенсий, это пользующаяся доверием и эффективно работающая милиция, поддержка бизнеса и производства - всего, что формирует налоговую базу и создает рабочие места. С точки зрения управления, сильное государство - это гарант того, что принимаемые решения не увязнут на различных этажах власти в бесплодных дискуссиях, это высокая исполнительская дисциплина.

Сегодня суть многих наших проблем - в застарелом недоверии к государству, в унаследованной из прошлого подозрительности к нему, в отсутствии подлинного равенства и партнерства между государством и его гражданами.

Наша общая задача - работать таким образом, чтобы гарантировать улучшение жизни всех слоев населения, способствовать улучшению делового климата, обеспечить законность и порядок. Чем доверительнее будут отношения власти и общества, тем быстрее удается достичь экономического процветания, решения накопившихся социальных проблем.

Наше собрание проходит на фоне значительных общероссийских событий. Неделю назад правительство России возглавил Михаил Ефимович Фрадков. Кандидатуру нового премьера предложил президент. Считаю такое решение очень важным. Президент продемонстрировал этим шагом то, что он является в полной мере самостоятельной фигурой, целиком и полностью несущей ответственность за судьбу страны.

В первых публичных выступлениях Михаил Фрадков обозначил основные направления своей будущей деятельности: повышение конкурентоспособности страны и проведение административной реформы, которую он предполагает начать с правительства.

Президентом Российской Федерации утвержден новый состав Правительства. Это определяет и для нас вектор преобразований.

В прошедшие четыре года в стране сделано немало. В стране восстановлен конституционный правопорядок, укреплена вертикаль исполнительной власти. Восстановлено единое правовое пространство.

Изменилась экономическая ситуация. Рост ВВП за последние четыре года составил почти 30 процентов, в три раза упал уровень инфляции. Более заметным стал приток инвестиций, России присвоен инвестиционный рейтинг. Эти положительные сдвиги в экономике позволили сделать заметные шаги по укреплению жизненного уровня россиян.

В ближайшее воскресенье состоятся выборы Президента Российской Федерации. Я надеюсь, что жители Карелии исполнят свой гражданский долг, придут на избирательные участки и проголосуют за свое будущее и будущее своих детей.

В предстоящее четырехлетие мы вступаем с надеждой. Есть все возможности решать намеченные задачи: удвоить ВВП, повести решительное наступление на бедность, более эффективно осуществлять модернизацию народного хозяйства.

Карелия располагает для этого необходимым производственным и интеллектуальным потенциалом. Думаю, общими усилиями мы достойно ответим на новые вызовы времени и успешно справимся с намеченными планами.

Желаю вам всем успеха в этой работе.

Техническая поддержка портала
Создано 11 марта 2004. Отредактировано 11 марта 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.