Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Прямой эфир Председателя Правительства Сергея Леонидовича Катанандова 20 ноября 2000 года

в передаче ГТРК "Карелия" 20 ноября 2000 года
(ответы на вопросы телезрителей и корреспондента М.О.Хапцовой)

В "Прямом эфире", проведенном карельским телевидением 20 ноября 2000 года, Председатель Правительства Республики Карелия Сергей Леонидович Катанандов ответил на вопросы телезрителей и журналиста М.Хапцовой.

В передаче были затронуты темы:

- Как вы к нам добирались в такую погоду?

- Пришлось пораньше уехать с одного мероприятия, чтобы не попасть в пробку. Буквально несколько минут назад мы говорили с мэром города по поводу прошедшего снегопада и, как я понял, администрация города предпринимает усилия чтобы привести дороги в порядок.

- Мне бы хотелось поговорить о проблемах Петрозаводска.

- На самом деле ситуация в городе непростая. Лишних денег в Карелии нет, в том числе и в Петрозаводске. Их надо зарабатывать своим трудом. Было бы неверно говорить о том, что в городе все проблемы решены, когда не работает радиозавод, другие крупные предприятия, а такие заводы как "Онежский тракторный", "Петрозаводскмаш" или "Авангард" работают не в полную силу. Сегодня в правительстве и администрации в первую очередь нужно решать эти проблемы.

Спросите сегодня, что больше всего беспокоит людей?

Рост цен, отсутствие перспективы. Вот эти проблемы нас беспокоят в первую очередь.

В городе многоплановая, многоуровневая экономика и, соответственно, многоплановое, многоуровневое финансирование. Напомню, что в Петрозаводске работает большое число федеральных чиновников и ведомств: МВД, армия, университеты, училища, техникумы - это все федеральный бюджет. Это огромные средства. Практически все они оседают в Петрозаводске.

Кроме этого федеральные структуры осуществляют инвестиции в город. К примеру, за деньги федерального бюджета строится сегодня здание таможни, здание налоговой инспекции. Сегодня, в том числе и за федеральные деньги, ремонтируется Национальный театр, музей, содержится наш прекрасный памятник "Кижи". Сегодня федеральный Пенсионный фонд вкладывает 32 миллиона рублей в социальную сферу и, в том числе, на покупку слуховых аппаратов.

То есть, идет постоянная подпитка из федеральных средств.

В Петрозаводске работает и республиканский бюджет. За счет республиканских средств содержится сеть республиканских учреждений: больницы, интернаты. За счет республиканского бюджета покупается газ для жителей Петрозаводска.

Республиканский бюджет инвестирует город: строит дороги, совсем недавно мы открыли прекрасную объездную дорогу. Это, кстати, одно из моих предвыборных обязательств. В основном за деньги республиканского бюджета построен храм. И дорога и храм построены с участием республиканского и городского бюджетов. Строится бассейн. Общими усилиями отремонтирован главный корпус университета. Приводится в порядок республиканская больница.

В этом году мы готовились к празднованию 80-летия республики. Вложены огромные средства. И это видно - город приведен в порядок.

Конечно, этого всего недостаточно, но этого и немало. Поэтому сказать о том, что мы забыли о Петрозаводске, это не верно.

Сегодня по нашей инициативе и с участием городской власти принято решение и мы просим Валентину Ивановну Матвиенко возглавить оргкомитет по подготовке к 300-летию города Петрозаводска. В правительстве мы приняли специальное постановление по поддержке столицы, поэтому петрозаводчане могут быть спокойны - мы не забыли их и не забудем.

Марина Олеговна, может по городу Петрозаводску вам стоит сделать специальную передачу? Вопросов накопилось много и, как мне показалось, с уходом Склярского информированность населения упала. И второе, по "горячей линии" сегодня очень много вопросов к администрации города. Наверное, сегодня уже есть резон, чтобы администрация рассказала о своей работе?

По бюджету ситуация сложная. Принят новый Налоговый кодекс. Государством вносится новая идеология бюджета, которая рассчитана на выравнивание доходов: у Москвы, других крупных регионов забираются деньги. Конечно, это не всем нравится, но эти средства будут направляться в регионы.

Такая же политика предпринята и в Карелии. Мы хотим, в том числе и за счет крупных городов, поддержать районы, и мы не скрываем этого.

Проект бюджета внесен в Законодательное Собрание. Там поспорим и там придем к соглашению.

- Достаточно ли в республике топлива, чтобы войти нормально в зиму?

- Мы рассматривали это вопрос сегодня на планерке и на заседании правительства, подводя итоги работы за 9 месяцев. Ситуация непростая. Запасы топлива ограничены. Но, повторюсь, ситуацию мы держим под контролем, хотя срывы есть: есть проблемы в Медвежьегорском районе, были срывы по отоплению на Ключевой, были срывы на комбинате строительных конструкций в Петрозаводске, были проблемы в Беломорске. В Вепсской волости есть недоработки. Но, в принципе, топливо есть.

- Сергей Леонидович, вопрос, который беспокоит многих жителей республики: "Останутся ли "северные надбавки"?"

- Встреча с Президентом состоялась. Президент очень занятый человек и всего 2-3 губернатора могут попасть на такие встречи в течение месяца. Мы обсуждали этот вопрос очень серьезно, и, как мне показалось, Владимир Владимирович на нашей стороне. Он хорошо знает эту проблему и, я думаю, что нам удастся с его помощью убедить Правительство не делать в этом плане резких движений. Хотя проект бюджета говорит о том, что там некоторые поползновения есть.

Пока никаких тревог не должно быть. Мы следим за этим вопросом.

- Нам очень глубоко и серьезно приходится вникать в проблемы наших предприятий. Совсем недавно я встречался с руководством завода "Петрозаводскмаш", "Онежского тракторного завода". Есть очень серьезные вопросы. В частности, до настоящего времени не решена судьба собственника "Петрозаводскмаша". Взбудоражен коллектив. Новые хозяева ведут себя агрессивно. Мы вынуждены через судебную процедуру защищать коллектив, вынуждены поощрять скупку акций от имени трудового коллектива. В общем, серьезная проблема. Хотя там надо заниматься конкретным делом: искать заказы, нужно директору решать проблемы, а он занят сохранением коллектива. Это нас очень беспокоит, но я надеюсь, что нам удастся договориться.

"Онежский тракторный завод". Завод снижает объемы, потому, что сегодня в лесозаготовительной отрасли ситуация осложнилась. Думаю, мы будем вынуждены отдельно встречаться с лесниками потому, что они снижают объемы лесозаготовок - трактора не нужны. Это не неожиданные проблемы. Мы об этом говорили, готовились, но думали, что мы легче выйдем из создавшейся ситуации.

На "ОТЗ" нужно вести газ, нужны кредиты. Я договаривался со "Сбербанком" чтобы они помогали заводу.

Мы ведем переговоры по заводу "Авангард". Ситуация сложнейшая, связанная с тем, что нет заказов и у самого руководства завода пока не видно "огня в глазах". Там сменился хозяин и сейчас мы пытаемся найти общий язык по перспективам.

Единственное хорошее пятно - ПЛМК. Там все в порядке. Но там остался долг за старым предприятием, и мы эту проблему пока не решили.

Радиозавод вроде бы обретает вторую жизнь. Мы договорились с руководством в Санкт-Петербурге, с господином Турчаком. Сегодня подписаны новые мероприятия по возрождению завода. Я думаю, за несколько лет мы эту проблему решим.

У "Светланы" пока ситуация патовая. Все наши переговоры ничем не заканчиваются. Видимо нам придется принимать жесткие меры и действовать примерно так, как мы работали в Сегеже, в Питкяранте, в Лахденпохье, когда сами искали людей, которые возглавят предприятия. В принципе, на этих заводах сейчас ситуация хорошая и мы считаем, что мы нашли достойных руководителей и хозяев.

- Куда пойти работать молодежи, окончившей ВУЗы? В какой степени Правительство влияет на эти процессы?

- В своей предвыборной программе я обещал найти деньги на именные стипендии для лучших студентов и вот сегодня мы все-таки нашли в бюджете по решению Законодательного Собрания средства, чтобы поощрить молодых людей молодых людей. Я вручал сертификаты на эти стипендии. Представилась возможность поговорить с молодежью, со студентами техникумов, ВУЗов. В выступлении одного из молодых людей прозвучали такие слова: "Я заканчиваю университет. Буду врачом. Но как можно прожить на 600 рублей, если я буду интерном? И как можно жить, если нет жилья?"

Мы поддерживаем обучающуюся молодежь и стараемся, чтобы ребята учились. Мы сделали все, чтобы не сократить бесплатное образование. Мы сделали все, чтобы нормально работали детские сады и школы.

Следующий этап - это рабочие места. В Карелии за годы нашей работы безработица резко сократилась: с 45 тысяч до 14 тысяч человек. Но, тем не менее, очень много проблем и, конечно, в первую очередь проблемы трудоустройства молодых. Поэтому я и обращаюсь к ребятам: учитесь так, чтобы вы были востребованы, учитесь так, чтобы вы могли использовать свои знания на практике. Что же касается тех, кто хочет получить профессии, зависящие от выплат из бюджета, - надо честно признать, ситуация очень сложная. Не только молодые врачи сегодня получают крайне низкую зарплату.

С 1 января мы всем бюджетникам Карелии повысим зарплату на 20 процентов. Но это мало. К сожалению собственных средств не хватает. Мы рассчитываем, что все-таки в государстве изменится политика по поддержке наших докторов, учителей. И я, как член Совета Федерации, не раз выступал на эту тему. Но для этого еще не созданы предпосылки. Все-таки слишком мы бедны.

Но, что мы все-таки делаем? Мы привлекаем большие деньги, чтобы содержать медицину. Покупаем оборудование. Сейчас мы одновременно ремонтируем взрослую республиканскую больницу, кожно-венерологический диспансер, больницу в Сегеже, строим больницу в Сортавале, в Пряже. Рассчитываем, что и в других районах будем это потихоньку делать.

Одна из главных политических или социальных, как хотите, проблем - это проблема жилья. Мы ищем выход, но нет его пока в государстве. Вроде бы все решено - банки должны давать ссуду, предприятия должны быть гарантами перед банками за своих работающих. Но сегодня нет ни денег в банках, ни возможности брать их под проценты у нашего народа, потому, что зарплата мизерная. Мы сейчас договорились с "Промстройбанком", он выиграл конкурс. Будем делать займ, и часть средств направим на толчок в ипотечном кредитовании, чтобы часть молодых людей могла с помощью государства вернуть эти злополучные проценты и получить стартовый капитал на начало. Остальное придется уже зарабатывать. Надеюсь, что это разрядит ситуацию.

Телезритель: Перед выборами в Москве было обещано повышение пенсий. Будет ли что-нибудь аналогичное в Петрозаводске?

- Мы не имеем права повышать пенсии самостоятельно, но я еще раз напоминаю, все повышения, которые производит государство, мы обеспечиваем за счет собственных доходов.

Телезрительница: Может быть, можно как-то поднять пенсии за счет того, что мы хорошо собираем в Пенсионный фонд?

- Я уже говорил, что Пенсионный фонд нас поощряет. 32 миллиона выделено на покупку оборудования для интернатов, приобретение слуховых аппаратов. Ремонтируется интернат в Видлице. Нам грех обижаться.

А что касается повышения пенсий, то здесь должно быть решение Президента Российской Федерации и Государственной Думы.

Вопрос по почте: В Кестеньге Лоухского района зарплату работникам ЖКХ не платят с 1998 года. В этом году тоже не платят.

- Не только в Лоухах, но и в ряде других ЖКХ оплата производится в виде авансов и складывается впечатление, что люди ничего не получают, долги по зарплате растут.

Здесь две проблемы. Первое, недостаточность средств в местных бюджетах и эта проблема объективна. Сегодня, к сожалению, экономика многих районов работает не так, как бы мы хотели. Второе, это задолженность по квартирной плате. Так вот, если наши граждане погасят эту задолженность, то можно рассчитывать на то, что все долги по зарплате в ЖКХ будут закрыты.

Вопрос по почте: Как долго будет терпеть Сергей Леонидович руководство Вепсской волости?

- До выборов, пока граждане не решат судьбу нового главы местного самоуправления. Председатель Правительства может давать оценку деятельности главы местного самоуправления на совещаниях, на встречах, но снимать с работы имеет право только тот, кто его поставил.

- Кстати, а вы имеете право?

- По закону имею право снимать главу местного самоуправления за нарушение законодательства. Мы предложили ряду руководителей отменить свои незаконные решения. Сейчас посмотрим, какова будет реакция. Если будут упрямиться - будем принимать меры.

- Кстати, а вы чувствуете какой-то контроль Президента над вами?

- Безусловно. С появлением Полномочного представителя Президента в Санкт-Петербурге и после того, как Президент поставил жесткие задачи по наведению порядка в законодательстве - мы руку чувствуем. И не только я. Думаю, об этом могут сказать и руководители Законодательного Собрания, и судейские работники, и прокуратура. Сейчас, веселей стало работать.

Я это приветствую. Я сторонник употребления власти во благо народа, в правильном направлении и с хорошими усилиями. Безвластие вредно. Другой разговор, что не надо злоупотреблять властью, надо уметь пользоваться ею. Это сложная тема. Мне кажется, что пока государственные люди действуют в нужном направлении.

- Очень сложная ситуация со многими железнодорожными ветками: Токари, Медгора, Кемь...

- По дороге у нас много дебатов, но договориться, пока не удается. Усилий предпринято много. Вели переговоры все, в том числе и я. Встречался с министром. Виктор Николаевич Масляков встречался с руководителем дороги. Нам было обещано, что, по крайней мере, на Костомукшу поезд сохранится. И все равно решение принято вот такое жесткое. Эту тему мы попытаемся обсудить снова на предстоящей в конце ноября моей встрече с Министром путей сообщений.

- Но ведь нас уверяют, что денег не собирается. Но у меня есть информация, что денег собирают достаточно.

- Проблема гораздо серьезней. Дело в том, что мы готовы давать дотацию, готовы платить железнодорожникам, потому, что мы понимаем важность перевозок по ряду направлений. Но у железнодорожников сейчас нет людей, нет составов. В общем, сложная проблема. Но есть и объективные причины. К примеру, в поезде на Костомукшу очень низкая загрузка, особенно в зимний период. Высказывались идеи в Москву, в Санкт-Петербург ездить через день. Проблемы, которые приобретают социальный аспект, мы держим в руках, но, все-таки тут пока пересиливает ведомство.

Но, с другой стороны, железная дорога - это главный работодатель. Кто у нас главные работодатели? Железная дорога, а потом бюджет. Железная дорога принципиально важна для нас, поэтому мы ведем диалог.

- Да, нельзя рубить сгоряча.

Техническая поддержка портала
Создано 4 декабря 2000. Отредактировано 7 декабря 2000.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.