Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия   
Глава Республики Карелия Сергей Катанандов считает: "Экономика не может развиваться без инвестиций"

Экономика не может развиваться без инвестиций, поэтому так важно использовать возможности рынка финансовых услуг. Это прописная истина. Вопрос в другом - где взять инвестиции: заработать их в своем регионе, привлечь внешних инвесторов, использовать кредиты банков или же других участников финансового рынка? Каждый регион решает эти проблемы по-своему.

Карелия решала их шаг за шагом. Программа, с которой я в 1998 году шел на выборы Председателя Правительства Республики, так и называлась: "Сделай шаг!". К этому подтолкнула ситуация, которая тогда сложилась в Карелии. Экономика находилась в глубоком кризисе. Большинство предприятий, в том числе и ведущего лесного комплекса, простаивали, люди месяцами не получали зарплату. Долг Республики был почти равен ее годовому бюджету.

Такие проблемы одним махом не решить. Начали с элементарного наведения порядка, укрепления дисциплины, повышения ответственности - повсеместно: на рабочих местах, среди руководителей различных рангов, во властных структурах. В лесной отрасли, например, была такая острая проблема. Заготовку леса вели более пятисот фирм и фирмочек и половина не платила лесные подати. Так что количество лесозаготовителей мы ровно вдвое и сократили. Сумели настолько увеличить сбор налогов, что уже через год стали выплачивать пенсии за счет собственных средств и прибавили зарплаты бюджетникам. Подобрали на предприятия грамотных менеджеров, которые сумели запустить производство, восстановить позиции комбинатов - экспортеров на мировом рынке. Реструктуризировали долг Республики и стали его гасить. Результат "первого шага" (на самом деле это четыре года работы нового правительства): по уровню социально-экономического развития Карелия поднялась с 51 на 20 место среди регионов Российской Федерации. По уровню интегрированного рейтинга кредитоспособности занимаем 26 место (в 1998 году были на 52-м). Республика Карелия относится к числу немногих регионов, которые последовательно работают над исполнением своих долговых обязательств.

Сегодня некоторые наши предприятия имеют достаточно прибыли для того, чтобы вкладывать ее в модернизацию производства. Если речь идет о серьезном техперевооружении, берут солидные кредиты (банки нашим предприятиям-экспортерам доверяют). Привлекаем российские инвестиции: с Москвой, Санкт-Петербургом, соседними регионами заключены взаимовыгодные договоры. Успешно развивается международное сотрудничество.

Приведу некоторые цифры. За четыре года объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах вырос почти в три с половиной раза. По этому показателю Карелия значительно опережает среднероссийские темпы. Увеличился объем экспорта. С 66% до 74% возросло использование расчетной лесосеки. Этот показатель является одним из лучших в России. Объем промышленного производства вырос в среднем на 30 процентов. Более чем вдвое сократилась безработица. Увеличились реальные доходы населения.

За последние годы мы добились заметного оживления в экономике Республики, смогли направлять больше средств в развитие социальной сферы, на решение социальных проблем. И все же нынешние темпы развития экономики нас не устраивают. Слишком много накопилось проблем, и люди устали ждать, когда же они все будут решены. Вот почему на выборах Главы Республики Карелия в апреле прошлого года была представлена более динамичная, более жесткая и по срокам, и по цифрам программа. В соответствии с ней мы планируем за четыре года добиться роста экономики не менее чем на 30 процентов. Это притом что темпы роста в минувшем году в Карелии, как и в целом по России, замедлились. К тому же в Карелии дефицитный бюджет.

Достичь 30-процентного роста мы намерены за счет перехода на интенсивный путь развития, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, поддержки эффективных собственников. Механизм решения этих проблем прописан в Основных направлениях деятельности правительства Карелии по социально-экономическому развитию республики на 2002-2006 годы. Безусловно, потребуются серьезные средства. Кроме тех источников, о которых я уже говорил, намерены задействовать возможности различных секторов финансового рынка. Надо признать, что на сегодня эти возможности у нас используются еще явно недостаточно.

Что они собой представляют? В первую очередь, банковский сектор.

Наличие на территории Республики 135 банковских учреждений в целом удовлетворяет потребность экономики в проведении расчетов, в том числе наличными деньгами. Одновременно оживление экономики способствует росту финансовых ресурсов банковского сектора.

Суммарный объем банковских ресурсов Республики составляет более 6,5 млрд. рублей.

Банковские операции в Республике осуществляют Национальный банк Республики Карелия (подразделение Центрального банка России) со своими расчетно-кассовыми центрами, 11 филиалов иногородних банков (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Мурманск), 10 отделений Северо-Западного банка Сбербанка России и собственно карельский банк ОАО "Банк-Онего" с двумя филиалами.

В 2002 году завершена реализация акций шестой эмиссии ОАО "Банк-Онего". На начало 2003 года доля Республики Карелия в уставном капитале этого банка составила 86,9%, что расширяет его возможности по привлечению ресурсов и их реализацию. Крупнейшим банком в части аккумуляции средств является Северо-Западный банк Сбербанка России, его доля в общем объеме банковских ресурсов республики составляет более 50%.

Основным источником пополнения банковских ресурсов остаются вклады населения Республики. За минувший год объем вкладов увеличился более чем в полтора раза. Почти вдвое возросла сумма вкладов сроком свыше одного года, формирующих в основном долгосрочную ресурсную базу кредитных организаций.

При этом наблюдается достаточно высокий темп прироста денежных средств из-за пределов Республики, что свидетельствует об укреплении иногородних кредитных организаций, активно привлекающих средства из-за пределов Республики. Кредитные вложения за 2002 г. возросли по сравнению с 2001 г. в 1,8 раза и составили более 11 млрд. рублей. Основными направлениями кредитных вложений были промышленность, торговля, общественное питание. Основной объем кредитов направлен на пополнение оборотных средств предприятий.

Объем кредитов, предоставленных банковским сектором, по состоянию на конец 2002 года составил 4,4 млрд. рублей. Это в 1,8 раза выше уровня соответствующего периода 2001 года. Однако доля долгосрочных кредитов в общем объеме составила всего 23%, что не позволяет в полной мере удовлетворять потребности реального сектора экономики в инвестициях.

Существенная роль в этом направлении принадлежит головным банкам, через филиалы которых на территории Республики к началу 2003 года размещено 1,8 млрд. рублей ресурсов. За 2002 год выдано 11 инвестиционных кредитов. Работают 4 кредитные линии, открытые карельским предприятиям головными банками филиалов, расположенных на территории Республики. В том числе их получили ОАО "Сегежский ЦБК", ОАО "Кондопога", ОАО "Карелия Импэкс" и ряд других предприятий на общую сумму 900 млн. рублей.

Препятствием для получения предприятиями инвестиционных кредитов является недостаточный опыт специалистов, занимающихся стратегическим планированием, разработкой бизнес-планов, а также отсутствие собственных средств, ликвидных залогов и гарантий. Как правило, за кредитами обращаются предприятия малого бизнеса. Несмотря на снижение процентных ставок по кредитам, для большинства предприятий уровень их остается достаточно высоким. В условиях низкой платежеспособности предприятий это служит препятствием к привлечению банковских кредитов в качестве дополнительных финансовых источников развития.

Продолжают расти объемы кредитной помощи населению и предпринимателям без образования юридического лица. На конец 2002 года их объемы составили соответственно 280 и 26 млн. рублей. Банковские ссуды на жилищное строительство выданы 162 гражданам Республики, 21 из них получили ипотечные кредиты. Объем ссудной задолженности по жилищным кредитам на конец 2002 года составил 12,1 млн. рублей. Тем не менее, роль банковского сектора в развитии инвестиций и жилищного строительства граждан остается пока незначительной.

Понимая это, в утвержденной недавно "Инвестиционной политике Правительства Республики Карелия на 2003-2006 гг." мы особо выделили раздел "Банковское кредитование". Поиск приемлемых направлений содействия долгосрочному кредитованию реального сектора экономики будет продолжен в рамках традиционных встреч руководства Республики с руководителями Национального банка Карелии, кредитных организаций, головных банков филиалов, расположенных на территории Республики, предприятий. Мы намерены укреплять наше взаимодействие на рынке банковских услуг.

На Западе одним из важнейших инструментов инвестиционной деятельности являются страховые компании. Они аккумулируют средства сравнимые, а иногда и превосходящие банковские ресурсы. К сожалению, в Республике Карелия страховые компании (а их около 30) еще не набрали необходимых оборотов в аккумуляции денежных средств. Общая сумма страховых премий за 1 полугодие прошлого года по добровольным видам страхования всех страховых компаний составила немногим более 80 млн. рублей, в т. ч. по имущественному страхованию - 56 млн. рублей, по личному страхованию - 23,5 млн. рублей, по страхованию ответственности - 4,5 млн. рублей.

Наиболее крупными компаниями являются: ОАО "Росгосстрах Карелия", ОАО "Карелингосстрах", ОАО "Энергогарант", ОАО "Ресогарантия" с объемом страховых премий до 30-40% по отдельным видам страхования от общей емкости регионального рынка.

В соответствии с Концепцией развития страхового рынка Республики Карелия одним из важнейших видов страхования должно стать внедрение обязательного страхования ответственности владельцев автотранспортных средств. Другим важным направлением развития страхования может стать создание системы цивилизованного страхования жизни, в том числе и дополнительного пенсионного страхования населения. Привлекательность этого вида страхования должна обеспечиваться, с одной стороны, налоговой политикой государства, с другой стороны, благоприятной инвестиционной ситуацией.

В минувшем году в Петрозаводске состоялась научная конференция "Социальные приоритеты развития страхового дела в России" с участием страховых компаний Северо-Западного региона России. Главная цель конференции - обобщение и использование имеющегося опыта.

Несколько лучше обстоит дело с лизингом, как одним из важнейших способов обновления оборудования, модернизации производства. В настоящее время в Республике зарегистрированы и действуют 5 лизинговых организаций, в том числе 2 филиала лизинговых компаний из г. Санкт-Петербурга: ЗАО ФК "Балт-инвест" и 000 "Глобус-Лизинг". Хотя до создания цивилизованного рынка лизинговых услуг, конечно же, еще далеко. Например, в 2001 году затраты крупных и средних предприятий Республики на приобретение оборудования по лизингу составили 11,5 млн. рублей - это всего 0,1% в общем объеме инвестиций. И хотя в прошлом году этот показатель вырос почти в десять раз - стоимость. имущества переданного в лизинг, составила 110 млн. рублей, - все же это очень мало. В России аналогичный показатель составляет около 5% в общем объеме инвестиций. В развитых странах он достигает 20-30%.

Тем не менее, для предприятий с недостаточной платежеспособностью лизинг - своеобразная палочка-выручалочка. Да и в техперевооружении предприятий, более-менее прочно стоящих на ногах, он играет существенную роль. Общеизвестно, что по уровню техники, технологии мы отстаем от развитых стран не на одно десятилетие. Для экспортно-ориентированной экономики Республики это отставание особенно болезненно. Для того, чтобы его преодолеть, необходимы огромные средства. Финансовые возможности предприятий ограничены, тут-то и выручает лизинг. Не случайно большая часть инвестиционных проектов такого известного в Республике предприятия-экспортера, как АО "Сегежский ЦБК", связана с лизингом. Его примеру следуют и другие.

Предприятия Карелии имеют прекрасную возможность приобретать оборудование в лизинг по импорту. Однако расхождение между Федеральным законом "О лизинге" и таможенным законодательством РФ в части уплаты таможенных пошлин препятствует этому.

Мы намерены активизировать лизинговую деятельность в Республике. В этих целях устанавливаем более тесные контакты с Северо-Западной лизинговой ассоциацией. Налаживаем связи с иностранными лизинговыми компаниями. С помощью депутатов Госдумы от Карелии добиваемся устранения противоречий между законом "О лизинге" и таможенным законодательством.

Одним из важнейших каналов привлечения инвестиций для крупных предприятий является выпуск корпоративных ценных бумаг (облигаций). Рынок корпоративных ценных бумаг развивается достаточно динамично. Этому способствуют реформа пенсионного законодательства и принятие закона "Об инвестировании накопительной части пенсий", что должно повлечь за собой возникновение новых пенсионных фондов на рынке корпоративных облигаций и рост объема инвестиций.

Правительство проводит переговоры с предприятиями о возможности привлечения инвестиционных средств путем выпуска корпоративных бумаг. Этот вид привлечения займов имеет минимальный порог - 300-500 млн. рублей из-за слабой ликвидности займов меньших размеров. Поэтому он возможен только для крупнейших предприятий Карелии, таких как АО "Сегежский ЦБК", ОАО "Кондопога", Костомукшский ГОК.

Что касается небольших предприятий, фирм, то их в Республике насчитывается около 1300, из них большая часть - закрытые акционерные общества. Каждый квартал в Карелии регистрируется в среднем до 10 АО. За первое полугодие прошлого года зарегистрировали выпуск акций 23 карельских эмитента. В большинстве случаев это обыкновенные именные акции в бездокументарной форме. Общий объем эмиссии составил более 35 млн. рублей. Из 23 эмитентов всего 4 - открытые АО: "Онежский тракторный завод", целлюлозный завод "Питкяранта", леспромхоз "Суккозеро" и завод камнелитых изделий и минерального сырья. Общий объем выпуска акций только этих предприятий составил более 30 млн. рублей от общего объема. Пик активности пришелся на 1999 год: 54 выпуска объемом эмиссии 199,5 млн. рублей.

На рынке ценных бумаг работает и Правительство Республики Карелия. Выпущено в обращение два вида облигаций: государственные именные облигации Республики Карелия и государственные сберегательные облигации Республики Карелия. Первичное размещение государственных именных облигаций Республики Карелия состоялось 19 апреля 2002 года на аукционе на Санкт-Петербургской валютной бирже. Объем - 150 млн. рублей, срок обращения - два года. Успешное размещение займа стало возможным благодаря большой работе, проделанной генеральным агентом - Северо-Западным банком Сбербанка России и эмитентом - Министерством финансов Республики Карелия по привлечению широкого круга инвесторов. С 22 апреля началось обращение облигаций на вторичном рынке.

20 ноября 2002 года выпущены в обращение государственные облигации в объеме 30 млн. рублей. Номинальная стоимость каждой - 1000 рублей, срок обращения - 2 года. В течение месяца облигационный займ был размещен в полном объеме. Министерство финансов как эмитент своевременно и в полном объеме обеспечило свои обязательства по выплате четырех купонов сберегательного займа 2001 года и двух купонов рыночного займа 2002 года.

Всего за время обращения облигаций на вторичном рынке было заключено 726 сделок, общий их объем составил 49,8 млн. рублей. Увеличению активности участников рынка наших облигаций способствует информационная открытость исполнения республиканского бюджета, состояния и структуры государственного долга Республики Карелия.

За счет средств облигационного займа будут финансироваться проекты, одобренные по итогам конкурса, имеющие важное социально-экономическое значение для нашего региона. В их числе проекты, связанные с лесопереработкой, развитием пищевой отрасли, расширением и реконструкцией первого русского курорта "Марциальные воды", на котором бывал Петр I. Мы надеемся, что успешная реализация этих проектов позволит укрепить экономику Республики, решить ряд социальных проблем.

Около 14 организаций профессионально работают на рынке ценных бумаг. В их числе ЗАО "Регистрационный депозитарный центр", ОАО "ИФК Карельский фондовый центр", ЗАО "Первая брокерская компания", ОАО "Федерально-Инвестиционная палата". Рынок ценных бумаг находится в стадии развития, но темпы этого развития нас пока не устраивают. Понимая, что одна из главных функций рынка ценных бумаг - привлечение инвестиций в экономику Республики, мы сейчас стремимся увеличить объем общедоступной информации о предприятиях.

Что касается в целом рынка финансовых услуг в Республике Карелия, то одним из важных аспектов его развития, безусловно, является создание равных условий для всех участников.

Принятый в декабре 1999 года Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" направлен на антимонопольное регулирование на финансовых рынках. Иными словами - на создание конкурентной среды.

Закон требует определенной доработки. В частности, он не стыкуется в ряде положений с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и рядом других.

С учетом действия закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" мы пытаемся отслеживать ситуацию по прозрачности конкурсов по выделению бюджетных средств, по расходованию фонда обязательного медицинского страхования, по размещению пенсионных фондов.

Очевидно, что необходимо создавать систему контроля за прозрачностью финансовых потоков, открытостью процессов выделения бюджетных средств. Государственные органы должны иметь возможность влиять на устранение недостатков в этих вопросах.

Важная роль при этом отводится антимонопольным органам, которым в соответствии с законом предоставлены конкретные полномочия по проведению конкурентной политики на финансовых рынках.

В апреле в г. Петрозаводске планируется провести совещание с участием глав субъектов Федерации Северо-Западного федерального округа по вопросам защиты конкуренции на рыке финансовых услуг. Целесообразно, на ной взгляд, обсудить вопросы взаимодействия субъектов Федерации в рамках федерального округа по проведению конкурсов на использование финансовых ресурсов, в том числе бюджетных средств, по предотвращению возможных нарушений. Назрел вопрос о создании в Северо-Западном федеральном округе Совета по взаимодействию на финансовых рынках.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Республика Карелия расположена на северо-западе России, входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.

Площадь Карелии - 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории РФ). Протяженность территории Республики с севера на юг достигает 660 км. С запада на восток по широте г. Кеми протяженность составляет 424 км. На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге - с Ленинградской и Вологодской областями, на севере - с Мурманской, на востоке - с Архангельской областью. На северо-востоке Республика омывается Белым морем. На западе граница Карелии совпадает с государственной границей РФ и Финляндии и имеет протяженность в 723 км.

Население Республики Карелия на 01.01.2000 г. составило 766,4 тыс. человек. Городское население составляет 74,1% (567,9 тыс. чел.), сельское - 25,9% (198,5 тыс. чел.). Около 40% населения проживает в столице Республики - г. Петрозаводске. Плотность населения Республики - 4,2 чел. на 1 кв. км.

Средний возраст населения Республики - 36,5 лет. Численность населения в трудоспособном возрасте составляет 471,3 тыс. чел., численность пенсионеров 215,0 тыс.чел.

Национальный состав населения: русские - 73,6%, карелы - 10%, белорусы - 7%, украинцы - 3,6%, финны - 2,3%, вепсы - 0,8%.

Более 49% площади Республики покрыто лесом (основные породы: сосна и ель), 25% территории составляет водная поверхность. В Карелии более 60 тыс. озер и 27 тыс. рек. Самые крупные озера-Ладожское (площадь 17,7 тыс. кв. км) и Онежское (площадь 9,9 тыс. кв. км). Наиболее крупные реки - Водла (400 км.), Выг, Ковда, Кемь, Суна, Шуя. Общая протяженность водной сети составляет почти 83 тыс. км.

В недрах Карелии выявлено более 50 видов полезных ископаемых, расположенных более чем в 400 месторождениях и рудопроявлениях. Полезные ископаемые: железная руда, титан, ванадий, молибден, благородные металлы, алмазы, слюда, строительные материалы (граниты, диабазы, мраморы), керамическое сырье (пегматиты, шпат), апатит-карбонатные руды, щелочной амфибол-асбест.

Республика Карелия имеет благоприятное экономико-географическое положение (близость к центральным индустриально высокоразвитым районам России и Западной Европы, наличие развитой воднотранспортной системы), а также значительные запасы природных ресурсов.

Место Карелии в народнохозяйственном комплексе России определяется прежде всего отраслями, использующими местные природные ресурсы (лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, черная металлургия, промышленность строительных материалов), а также отраслями, работающими на привозном сырье, - машиностроение и цветная металлургия.

На долю Республики приходится 10% добываемой в РФ железной руды, 23% - производимой в РФ бумаги, 9% - целлюлозы, 7,3% - деловой древесины, 4,0% - пиломатериалов, около 60% - бумажных мешков.

"Конкуренция и рынок", апрель 2003

Создано 10 апреля 2003. Отредактировано 10 апреля 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.