Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Местное самоуправление - было, есть и будет!

Интервью с Главой Республики Карелия С.Л. Катанандовым

- Сергей Леонидович! В своем докладе на Законодательном Собрании Республики Карелия Вы предложили создание при Главе Республики Карелия Совета, куда вошли бы все главы местного самоуправления. Что это будет за орган, каковы его задачи?

- Я предложил создать совет глав местного самоуправления, своеобразный совет республики, на который предполагается выносить проблемы, актуальные для развития местного самоуправления Карелии, совершенствования его нормативно-правовой базы. Например, вопросы четкого разграничения компетенции и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, повышения эффективности взаимодействия между ними, возможности работы жилищно-коммунального хозяйства без сбоев и аварий, подготовка кадров для системы образования, использование культурного наследия в воспитании молодежи и многих других социально значимых вопросов.

Местное самоуправление требует постоянного и пристального внимания. Надо иметь в виду недостаточность его собственной доходной базы. Отсюда - горячие баталии при рассмотрении бюджета, когда каждый глава районной или городской администрации стремится потянуть одеяло на себя. И это вполне объяснимо. Именно с местных органов власти население спрашивает и за исполнение федеральных законов, в частности, закона о ветеранах, и за работу котельных, и за состояние дорог, и за многое другое.

У местного самоуправления должна быть возможность создавать собственные источники формирования бюджета, скажем, за счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель, иной недвижимости. Совет, о котором я говорил, мог бы участвовать в рассмотрении этих проблем, активно влиять на их решение.

Все главы местного самоуправления дали согласие о вхождении в состав Совета, уже внесены первые предложения по вопросам для обсуждения. Уверен, что деятельность Совета будет открытой и обо всех его делах население узнает из средств массовой информации.

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития местного самоуправления в масштабах Российской Федерации?

- То, что местное самоуправление было, есть и будет, сомнений не вызывает. Как институт государственного устройства, оно определено Конституцией, его принципы заключены в Федеральном законе "Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Европейской Хартией.

Сейчас некоторые говорят об изменении пункта Конституции, касающегося местного самоуправления, или его исключении. Я считаю, что все изменения могут быть внесены только при проведении референдума.

Конечно, местное самоуправление в России будет развиваться, причем с учетом местных особенностей, которые есть в каждом регионе.

- Каковы перспективы местного самоуправления в Карелии?

- Оно тоже развивается, поступательно, в сторону совершенствования. В республике разработана и принята Концепция развития местного самоуправления, действует Программа его государственной поддержки. Сегодня во главе угла стоит вопрос о разграничении функций и полномочий органов местного самоуправления и государственной власти. Местная власть должна быть максимально приближена к населению, которому, в свою очередь, необходим эффективный механизм влияния на ее деятельность.

Считаю, что в республике необходимо возродить систему территориального общественного самоуправления, которое пошло на спад с 1994 года, а потом исчезло совсем. Она также является одним из способов влияния населения на деятельность органов местного самоуправления.

Местное самоуправление будет развиваться в соответствии с принципами гражданского общества. Каждый человек должен осознать себя его главным элементом.

- Какие изменения необходимы в законодательстве о местном самоуправлении?

- Республиканские законы отвечают требованиям федеральных и международных. Возможно, потребуется изменение каких-то акцентов, формулировок, но суть нормативных документов останется прежней.

С другой стороны, законодательство неполно и несогласованно, не хватает нормативных документов "О минимальных социальных стандартах", "О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований в Республике Карелия", "О собраниях (сходах) граждан". Необходимо переработать закон 1994 года "Об основах административного и территориального устройства". Нужна новая редакция закона "О территориальном общественном самоуправлении".

- Будут ли в республике создаваться укрупненные округа?

- Идея их создания возникала не только в нашей республике, но и в других регионах. Раньше, в 20-30 годах, районы создавались как экономические, а не политические единицы, поэтому их границы сегодня не соответствуют как по России, так и по Карелии.

Однако, ломать административно-территориальное устройство республики никто не собирается. Возможно, укрупненные округа будут преобразовываться. Это нормальный живой процесс, который не повлияет на политическую ситуацию, работу органов местного самоуправления, по крайней мере, в худшую сторону.

Если экономика продиктует необходимость создания таких округов, значит, они появятся.

- Будет ли развиваться местное самоуправление на уровне волостном, населенных пунктов?

- Я уже говорил о необходимости приближения органов местного самоуправления к населению. Наиболее близкая народу власть - в населенном пункте, где он проживает.

Через процесс совершенствования законодательства, поддержки различных инициатив населения должны создаться условия для постепенного перехода к преимущественно поселенческому принципу организации местного самоуправления.

Исполнение сугубо местных функций не требует создания органов местного самоуправления на больших и малонаселенных территориях. Оно неизбежно само организуется на более компактных территориях, чем сейчас. Это даст возможность местному самоуправлению эффективно исполнять полномочия, связанные с коренными жизненными интересами и потребностями граждан по месту их жительства, объединив в себе задачи публичного управления и развития самоуправления местных сообществ.

Такая тенденция в республике уже есть. Мы не будем препятствовать процессу, но и содействовать разрушению сложившейся системы тоже. Если население пожелает, будем работать в этом направлении.

- Что, на Ваш взгляд, более эффективно: избрание Главы местного самоуправления всенародно, избрание его из состава Совета или назначение?

- Все зависит от того, как депутаты подойдут к этому вопросу. Закон о местном самоуправлении не ставит обязательные выборы должностного лица.

Будет ли должность главы, определяет Устав местного самоуправления. Возможны два варианта: или есть глава, или нет. Во втором случае назначается глава администрации, т.е. управленец. Он может также избираться всенародно или из состава Совета. Такие попытки в республике уже предпринимаются. Например, в Вепсской волости пришли к пониманию того, что выборный глава местного самоуправления не нужен. Если говорить о других городах, то в Санкт-Петербурге существуют все три формы.

Правительство республики в этот процесс не вмешивается, мы будем внимательно следить за теми процессами, которые зреют на самоуправляющихся территориях.

- Будут ли изменения в территориальном устройстве республики?

- В ближайшей перспективе никаких изменений не намечается, да они и не нужны. Одним из первых проектов Законов, которые мы рассмотрим на заседании Совета, будет Закон "Об административно-территориальном устройстве". Думаю, что в нем зафиксируется административно - территориальное деление республики, которое существует сейчас. Как есть у нас сегодня 18 городов и районов, так они и останутся, однако в перспективе могут быть изменения.

- Насколько в вопросах местного самоуправления нам важен опыт Финляндии?

- Нам интересен и важен любой опыт, как России, так и зарубежных стран, потому что в каждом из них есть и свои плюсы и минусы. Финляндия интересна больше других, так как она ближе расположена, наша республика тесно с ней контактирует. Хотя не все в области местного самоуправления этой страны нам подходит. Финляндия еще сама что - то меняет, реформирует, и не все у нее получается хорошо. Есть свои огрехи. Нам нужно их не повторять.

Мы намерены продолжать сотрудничество в этой области с Финляндией, Швецией. С Ленинградской областью, как вы помните, недавно подписано соглашение по сотрудничеству, в том числе и в области местного самоуправления.

- Будут ли введены представители Главы республики на территориях?

- Да, будут, учитывая те чрезвычайные ситуации, которые произошли в некоторых районах республики, где местная власть показала свою беспомощность.

Власть, подчеркивал в своем Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин, обязана быть эффективной, последовательной в своих действиях, служить людям, а не наоборот. Словом, должна быть такой, чтобы народ ей доверял.

Поэтому, мы должны обеспечить, чтобы, в случае необходимости, в районе была государственная власть, влияющая на положение дел.

Беседу вел Юрий Русанов
Газета "Карелия"

Техническая поддержка портала
Создано 24 июля 2002. Отредактировано 24 июля 2002.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.