Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
19.01.2001 - Дороги, которые мы выбираем

Пресс-служба Председателя Правительства Республики Карелия

Дороги, которые мы выбираем

Карельское "дорожное" чудо

Когда в конце 1998 года председатель дорожного комитета Карелии Владимир Корниенко встречался с представителями министерств Финляндии и рассказывал о планах строительства дорог и мостов в республике, ему, мягко говоря, не верили. Финны - люди вежливые, кивали головами, улыбались, но глаза говорили другое: заливай-заливай, мы-то уж знаем, какие в Карелии дороги и как они строятся...

Когда осенью 1999 года на границе Карелии и Архангельской области встретились руководитель российского дорожного агентства Виталий Артюхов, глава Карелии Сергей Катанандов, губернаторы Архангельской и Вологодской областей и мэр Оулу Эйно Сиуруайнен, - а встретились они по поводу пуска первой очереди участка дороги Пудож - Каргополь на границе Карелии и Архангельской области - отношение к нашей республике у представителей центра и финнов, не говоря уже об отношении архангелогородцев и вологжан, было абсолютно однозначным: строить дороги и мосты в Карелии умеют!

Об этом своеобразном "карельском чуде", свершившимся всего за год, свидетельствует статистика. Если за 1998 год в республике было построено 2,8 км. дорог, то за 1999 год - в двенадцать раз больше - 32,7 км. В 2000 году этот показатель составил 46,5 км. Причем, если все предыдущие десятилетия вводившийся в строй мизерный километраж был только 4-ой - самой обычной - технической категории, то за два последних года у нас появились дороги с усиленным модулем упругости дорожной одежды, позволяющим выдержать нагрузки на наиболее нагруженную ось автотранспорта до 16 тонн. Этот специальный "дорожный" термин не только раскрывает техническое состояние дорог, но, как в фокусе, отражает прежнее отношение государства к собственным автомагистралям: за границей строят дороги с нагрузкой до 16 тонн, а ездят не более, чем с 10 тоннами грузов; мы же рассчитывали свои дороги для транспорта куда как менее, чем на 10 тонн, а эксплуатировали на все 16...

За 1999-2000 годы в республике были введены в строй участки автодорог Пудож-Каргополь - более 20 км, Вологда - Кириллов - Пудож - Медвежьегорск - более 11 км, Пряжа - Леметти - более 15 км, реконструированы более 22 км на трассе Вологда - Пудож -Медвежьегорск, реконструированы три путепровода (соединение авто- и железной дорог) в южных районах. Построены новые мосты: по два в Лоухском, Калевальском, Муезерском районах, три - в Беломорском, поворотный мост через ББК в Сегежском, по одному мосту в Олонецком, Лахденпохском, Сортавальском районах. Реконструированы участки дорог в Лоухском, Кемском, Калевальском, Муезерском, Прионежском районах, отремонтированы и реконструированы 8,3 км дорог на Валааме, построены там 3 деревянных моста, уложена каменная брусчатка на территории монастыря. Все это - под эгидой республиканского дорожного комитета. Кроме того, строительство объездной дороги вокруг Олонца ( а это федеральная трасса Санкт-Петербург - Мурманск и у нее свое управление и финансы) проводилось с привлечением карельских организаций.

Просто коридор - или транспортный узел?

За два с половиной года работы в Карелии нового правительства под руководством Сергея Катанандова изменилась не просто статистика строительства дорог и мостов, но политика по отношению к инфраструктуре народного хозяйства: первостепенное значение отдается транспортным магистралям.

Возглавив республику, С.Катанандов предложил пересмотреть подход к значимости объетов дорожного строительства. Главное, считает С.Катанандов, использовать геополитическое положение Карелии, добиться, чтобы республика стала воротами России на Запад, в страны Северной Европы.

Следует особо сказать о том, что в конце 1998 года Федеральной дорожной службой России был подготовлен проект создания Северного транспортного коридора через Карелию, соединяющего Скандинавию с внутренними российскими регионами бассейна Волги и Урала. "Но в том-то и состоит главная заслуга Сергея Леонидовича Катанандова, - считает председатель дорожного комитета Карелии Владимир Корниенко, - что он нам всегда доказывал: быть "только коридором" - этого мало. Мы должны стать узлом международных трасс, находящимся на стыке Западной и Восточной Европы."

- Если первоначальный проект предполагал развитие только северной Карелии с ориентацией международных потоков на морские коммуникацим Финляндии в Оулу, - продолжает Владимир Александрович, - то наши специалисты доказали также необходимость развития магистралей южной Карелии с ориентацией грузоперевозок на порты Санкт-Петербурга. Таким образом "включались" в инфраструктуру не только северные районы, но и даже такие изолированные в "дорожном" отношении, как Питкярантский, Суоярвский, Лахденпохский, Сортавальский. Нас полностью поддержали в дорожном агентстве России.

"Раскрыть" южную Карелию было непросто. Тот, кто знает южные дороги, согласится: трасса от Сортавала до Лахденпохьи хороша для ралли - поворот за поворотом. А возраст мостов - ладно, если они советской постройки. Например, каменный мост через речку Ихаланийоки был возведен 100 лет назад и представлял опасность даже для легкого транспорта: закрытый поворот с дороги, спуск 15 метров, мост, подъем 15 метров и вновь закрытый поворот. С вводом в действие нового моста (старый оставили как памятник) на дороге Лахденпохья - Санкт-Петербург грузоперевозки возросли в несколько раз: прежний мост, недаром прозванный в народе "чертовым", сковывал движение тяжелого транспорта с января по март.

Платите деньги, господа...

Чтобы изменить политику отношения к дорогам, предстояло полностью пересмотреть распределение финансов и увеличить их поступление. В прежние годы 70 процентов денег республика тратила на восстановление существующих дорог, на их ремонт - воистину, дороги Карелии были золотыми! Уже в течение двух лет мы строим - именно на эти цели идет до 80 процентов денег, которые аккумулирует государство в лице дорожного комитета. Мы стали в последнее время покупать новую и на местах ремонтировать старую дорожную технику. Наконец, мы содержим и существующие дороги - только теперь это уже не "главная" статья расходов. Я говорю "мы" именно потому, что в разговоре со мной специалисты дорожного комитета постояно подчеркивали, что деньги дорожного фонда, на которые строятся и содержатся коммуникации, покупается и ремонтируется техника, - это деньги налогоплательщиков.

С 1998 году руководители комитета стали договариваться с промышленными предприятиями республики об отчислении средств в территориальный дорожный фонд ( т.е., об оплате налогов) "живыми" деньгами. Напомню: на конец 1998 года пришелся пик дефицита налички. Главным аргументом дорожников был следующий: не построим новых трасс и мостов - не сможем возродить экономику. АО "Кондопога", Сегежский ЦБК, Костомукшский ГОК, Надвоицкий алюминиевый завод - руководители этих и других предприятий поддержали инициативу Правительства РК и даже в самые трудные месяцы вкладывали деньги в будущее, в строительство дорог. Если в 1998 году дорожный фонд получил "живыми" деньгами 44 процента всех средств, то в 1999 - 55, а в 2000 - уже 74 процента.

Федеральный центр тоже поддержал Карелию средствами. И в 1999 году республике пришлось доказывать на деле, что она за двенадцать месяцев в состоянии справиться с объемами работ, на которые прежде уходила пятилетка. Так было с участком дороги в Пудожском районе в направлении на Каргополь. Чтобы выполнить свои обязательства, в конце 1999 года здесь по двенадцать часов в сутки работали не только подрядчики - дорожники Пудожского ДРСУ, но практически три месяца находились в командировке специалисты заказчика - дорожного комитета. Результатом был не только участок трассы российского значения, но и вдвое увеличенное Москвой финансирование на продолжение работ в 2000 году.

Программа и люди

В Российском дорожном агентстве и в министерстве транспорта Российской Федерации Программу развития и совершенствования сети автомобильных дорог и мостов в Карелии, разработанную в 1998 году с учетом рекомендаций федерального центра, стран Евросоюза и с учетом стратегии социально-экономического развития Карелии, считают лучшей в стране. Виталий Артюхов, ныне заместитель министра транспорта Российской Федерации, дает такую оценку с учетом выполнения всех пунктов этой Программы, а Сергея Катанандова называет одним из лучших дорожников России, оценивая его вклад в разработку стратегии транспортной инфраструктуры севера России.

Сергей Катанандов не раз повторял, что дорожная отрасль Карелии, несмотря на все трудности, осталась цельной, организованной, эффективной, и что любая программа реализуется людьми. Коллектив дорожников республики насчитывает сегодня более 5 тысяч человек, дорожный комитет работает более чем с двадцатью подрядными организациями. Лидерами являются ПСК "Строитель", ГУП "Мост", мостоотряд 117, Петрозаводские МРСУ и ДРСУ, Карелстроймеханизация, хорошие результаты хозяйствования у дорожников Пудожа, Костомукши, Сегежи, поселка Хийтола Лахденпохского района. Из 18 ДРСУ республики с убытками сработали лишь пять. Средняя зарпалата в системе автодора Карелии - три с половиной тысячи рублей.

Приходите завтра

Вернее - приезжайте в Карелию через год, два, три... Темпы, вязятые Правительством РК и дорожниками, позволяют надеяться на то, что дороги республики будут "золотыми" не в смысле вкачивания денег в их содержание, а в смысле строительства новых современных трасс и мостов, по качеству не уступающих дорогам Скандинавии или Европы.

В 2001 году объем дорожных работ остается на уровне предыдущего года: более, чем 400 млн. руб. будет вложено в строительство новых объектов, чуть меньшая сумма - в реконструкцию дорог и мостов, предусмотрена покупка новой современной дорожной техники. Продолжится строительство автодорог Пудож - Каргополь; Медвежьегорск - Пудож - Вологда; Олонец - Сортавала; Ладва - Ревсельга; Пряжа - Леметти; реконструкция трассы Сортавала - Санкт- Петербург; возведение мостов в Медвежьегорском, Прионежском, Муезерском, Лоухском, Калевальском районах, в Кеми, Сортавале и других районах; ремонт дорог Кемь - Лонка; Пряжа - Леметти; ремонт моста на 3-ю слободку в Беломорске; ремонтные работы по безопасности движения.

В январе комитет по строительству, эксплуатации и содержанию автомобильных дорог РК первым отчитался перед Правитедьбством республики об итогах работы за 2000 год. Глава республики С.Катанандов, оценивая работу коллектива, возглавляемого В.Корниенко, отметил, что при всех существующих трудностях и проблемах дорожникам удалось достичь соответствия слова и дела, доказать, что они рабтают единой командой, что коллективу по плечу самые сложные задачи.

Наталья Волкова

Техническая поддержка портала
Создано 19 января 2001. Отредактировано 19 января 2001.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.