Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
25.06.2001 - Пресс-служба Председателя Правительства Республики Карелия

Пресс-служба Председателя Правительства Республики Карелия

ОДИН ДЕНЬ В МОСКВЕ

Продолжаются заседания рабочей группы Госсовета по развитию образования в России, руководит которой Председатель Правительства РК, член Президиума Госсовета Сергей Катанандов

Рабочая группа по развитию образования19 июня в Москве, на базе комитета образования столицы состоялось очередное, третье заседание рабочей группы Госсовета по развитию образования, руководит которой Председатель Правительства Республики Карелия, член Президиума Госсовета Сергей Катанандов.

Участники группы уехали из Петрозаводска - напомню, что второе заседание проходило в Карелии - в конце мая. За три неполных недели был пройден очень важный этап: если в мае была готова лишь структура базового документа о развитии образовании в России, то сейчас на руках у членов рабочей группы и всех участников заседания был уже проект текста этого документа. Именно обсуждением его и занималась рабочая группа на совещании в Москве: по страницам, по абзацам, по строчкам.

Министр образования и по делам молодежи РК Галина Разбивная, также член группы Госсовета, на заседании 19 июня была не самой активной. "Практически все, что хотела, я сказала еще вчера,"- объяснила она. Оказывается, Галина Анатольевна приехала в Москву за неделю до заседания и вместе с коллегами, участниками редакционной группы, на базе Высшей школы экономики буквально дни и ночи работала над текстом базового документа. Окончательный вариант проекта был готов 18 июня к 23 часам. Усталость в глазах министра свидетельствовала о том, какую нагрузку и ответственность несет "карельская сторона" - министр, ее подчиненные, все те специалисты, которых Сергей Катанандов подключил к деятельности рабочей группы Госсовета. То, что документ создавался непросто, подтвердил и Председатель Правительства РК, который накануне заседания был с коллегами допоздна: "Шли постоянные дискуссии."

И в Петрозаводске, и в Москве члены рабочей группы говорили о том, что не стремятся работать "с чистого листа" и подвергать сомнению уже имеющийся в России план Правительства по реформированию образования. Поэтому практически все участники единогласно пришли к выводу, что говорить надо не о реформировании, а о развитии образования в стране, интегрируя в базовый документ все те наработки, которые появились в России в последние годы.

"Мы видим свою задачу в том, чтобы готовить не отраслевой документ, - прокомментировал Сергей Катанандов, - а в том, чтобы сделать, если хотите, манифест образовательной политики государства. Хотелось бы предложить новый взгляд на образование как на стратегический ресурс безопасности России."

Рабочее название базового документа - "Современная образовательная политика России". Здесь три части: в первой сделана попытка объяснения необходимых изменений в образовании, это по сути политическая часть документа; во второй - анализ ситуации в целом по отрасли и экономическая основа; в третьей предлагается система первоочередных мер по модернизации российского образования.

На заседании рабочей группы по развитию образованияПредседатель правления НОО "Институт проблем рефлексивной акмеологии", член рабочей группы Сергей Степанов не скрывает, что "работа в рамках задачи, поставленной перед Сергеем Катанандовым Президентом России Владимиром Путиным, безумно сложна." С самого начала обозначился большой потенциал не просто "разных позиций, но и конфликтов по ключевым вопросам образования." Как их совместить? "Прошло два месяца - и мы видим даже не компромисс, потому что здесь никто никому ничего не уступает, но конструктивный диалог, который позволяет приходить к правильным решениям,"- убежден С.Степанов.

Член-корреспондент Российской Академии образования, сопредседатель экспертно-аналитического центра министерства образования России академик Олег Лебедев также подтверждает, что в группе собрались люди, которые представляют не просто разные сектора сферы образования, но и имеют разные подходы к проблеме. "Однако нас объединяет заинтересованность в том, - говорит он, - чтобы улучшить качество российского образования в целом, и вот этот интерес и определяет готовность к сотрудничеству и определенным компромиссам."

Расшифровывать документ сегодня еще рано: он будет обсуждаться на большом совещании, которое пройдет в Подмосковье в начале июля с приглашением представителей всех регионов России, затем в середине июля - в Поволжье. Понятно, что текст претерпит еще несколько редакций. Сергей Катанандов, подводя итоги третьего заседания, заметил, что "результат может быть только после того, как пройдет Государственный Совет." "Я не стал бы делать промежуточных выводов,"- заметил он чуть позже в интервью журналистам, уходя от каких бы то ни было оценок.

Оценки делали его коллеги и журналисты.

-Сергей Леонидович в рабочей группе играет очень важную роль, - говорит Сергей Степанов. - Ему удалось очень быстро войти в специфику образовательной отрасли и одновременно остаться политиком, способным делать определенного рода стыковки позиций. Я считаю, он просто замечательно работает!

-Более оптимального руководителя для нашей рабочей группы найти трудно, - убеждена Любовь Кезина, председатель комитета образования Москвы. - Я с Сергеем Леонидовичем познакомилась впервые в группе, до этого его не знала. Вижу, что своими деловыми качествами он способен организовать, мобилизовать разных людей. Только прогрессивные, умные люди, к которым я с глубоким уважением отношу Сергея Катанандова, понимают, что залог успехов нашего общества - в образовании.

Начальник управления образования Северо-Восточного округа Москвы Валентина Кобозева была приглашена на заседание группы вместе с другими московскими педагогами - директорами школ, детских объединений, институтов. "Мне очень понравились люди, работающие в группе, очень понравился своими деловыми качествами Сергей Леонидович, - говорит В.Кобозева. - Я уверена, что будущий документ учтет все необходимые моменты, потому что к разговору приглашены мы, практики из разных регионов России, кто каждый день сталкивается с проблемами образования и кому предстоит воплощать в жизнь идеи этого документа."

Журналисты атаковали Сергея Катанандова в течение рабочего дня дважды: он провел две пресс-конференции. Если поначалу вопросы были достаточно жесткими ("Не считаете ли вы, что как губернатор отдаленного региона вы попадете под влияние московских политиков?" или "Зачем нужна еще одна комиссия, если уже создавалось столько других?"), то под конец даже самые острые на язычок коллеги меняли тон и искренне желали руководителю Карелии успехов. Виктория Молодцова, обозреватель "Российской газеты", в разговоре со мной призналась, что шла на пресс-конференцию с ироничным настроением "вот приедет Катанандов - он нас и рассудит?" А после ответов Сергея Леонидовича на вопросы увидела "умного, проницательного, делового человека", с которым ей, как журналисту, было бы интересно сделать интервью.

Сегодня, наверное, трудно предположить, каким получится (даже по объему) окончательный вариант базового документа об образовании, который к 1 августа должен лечь на стол Президента России Владимира Путина и обсуждаться на заседании Госсовета. "Мы не сможем предложить стопроцентных рецептов в систему образования, очень многое, наверное, останется за кадром, - высказал свое мнение на заседании Сергей Катанандов. - Но мы должны передать ощущение того, каким должно стать образование в России. Общество должно быть образованным, человек - учиться постоянно, к образованию должен быть равный доступ для всех."

Главное, в чем сходятся все члены рабочей группы и участники совещаний из регионов, - бесплатное образование, государственные гарантии в этой сфере. Модернизация пройдет в три этапа: самые первоочередные меры необходимо предпринять уже в этом году и в 2002, следующий этап - до 2005, третий - до 2010 года. На новом, чем прежде, уровне рассматривается статус учителя, возможности материального поощрения учителей со стажем и молодых педагогов, привлечения в школу педагогов-мужчин с отсрочкой их от воинской службы.

Сдержанность Сергея Катанандова в оценке того, что уже сделано рабочей группой, вполне объяснима. Слишком долго наше общество только рассуждало об образовании. Совершенно другое дело - выполнить задачу, поставленную Президентом России, о его реальном развитии. Министр образования России Владимир Филиппов в этом также был солидарен с руководителем рабочей группы и рассказал журналистам, например, о том, как долго (с 1992 года!) в Госдуме шли лишь разговоры о необходимости принятия закона о стандартах общего и среднего образования, и что только в последние месяцы пройдена "мертвая точка" в этом вопросе.

Для Сергея Катанандова и его коллег июль будет решающим месяцем, месяцем напряженных действий. В Петрозаводске и Москве я увидела главное: стремление всех членов рабочей группы поддержать Президента России Владимира Путина в его, как сказал С.Катанандов, "попытках поставить точку в бесконечных дискуссиях по поводу развития российского образования".

Наталья Волкова


Первая страница
webmaster@gov.karelia.ru
Создано 25 июня 2001
Отредактировано 26 июня 2001
Техническая поддержка портала
Создано 25 июня 2001. Отредактировано 26 июня 2001.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.