Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале

Пресс-служба Полномочного представителя Президента РФ в Северо-западном федеральном округе

Выступление первого заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации
в Северо-Западном федеральном округе Вьюнова В.И.
на 3-ем Петербургском международном лесном форуме
"Лесопромышленный комплекс России XXI века"
Санкт-Петербург, 16 октября 2001 года

Уважаемые участники форума!

Перспективы развития лесопромышленного комплекса Северо-Запада России, на наш взгляд, имеет три аспекта:

Позвольте по необходимости сжато высказаться по каждому из названных аспектов.

Ресурсный и производственный потенциал

Сказать, что лесопромышленный сектор играет важную роль в хозяйстве Северо-Западного федерального округа, - значит, сказать очень мало. Это один из ведущих секторов экономики Северо- Запада. Его удельный вес в общем объеме промышленного производства в регионе составил в 2000 году почти 17%. В некоторых субъектах этот показатель значительно выше: в Республике Карелия – 55,7%, в Архангельской области – 50,88%. То есть в этих регионах лесопромышленный комплекс является становым хребтом промышленности.

По степени использования лесопокрытой территории, объемам производства лесобумажной продукции, выходу на внутренний и, особенно, на внешний рынок лесопромышленное производство Северо-Запада является на сегодня, пожалуй, самым мощным и самым экспортно-ориентированным в России.

Вот некоторые цифры, характеризующие место и потенциал ЛПК Северо-Запада. На долю его предприятий приходится 60,6% бумаги, 49% товарной целлюлозы, без малого 40% фанеры, 40% деловой древесины, почти 30% пиломатериалов, производимых в России. Доля древесины, подвергаемой глубокой химической переработке, достигает 47%, тогда как среднероссийский показатель 30%. Почти 80% товарной целлюлозы, 60% фанеры, около 50% бумаги, 50% картона идут на экспорт.

Такое сравнительно благополучное положение лесопромышленного комплекса нашего федерального округа определяется рядом факторов. Коротко назову их.

Первое. Более половины, а именно, 54% всей лесопокрытой площади Европейской части России и 67% площади ее ценных хвойных лесов – это территория Северо- Запада. Именно хвойные леса Северо-Западного региона были и остаются источником самой ценной по физико-химическим свойствам древесины в мире. Это признано на международном уровне в результате неоднократно проводившихся тестов.

Второе. Лесопромышленное производство Северо-Запада расположено довольно близко к границам России со странами Европейского Союза, имеет выходы на сухопутные, внутренние водные и морские транспортные коммуникации. Многие лесоперерабатывающие предприятия Архангельской, Ленинградской областей, Республики Карелия расположены на берегу водных магистралей класса "река-море", имеют свои причальные стенки, мощности по переработке грузов, склады. У некоторых компаний есть собственные пароходства. Все это способствует включению предприятий лесопромышленного комплекса Северо-Запада в международные экономические связи, экспортной ориентации их хозяйственной деятельности.

Третье. Лесопромышленный комплекс Северо-Запада имеет развитую производственную базу. Достаточно сказать, что 7 из 11 крупных целлюлозных производств и 7 из 10 крупных бумажно-картонных комбинатов России находятся на территории Северо-Западного федерального округа. Назову такие известные по всей России и далеко за ее пределами предприятия, как Архангельский, Котласский, Соломбальский, Сегежский, Светогорский, Выборгский, Сухонский целлюлозно-бумажные комбинаты, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс.

Лидером по производству коробочного картона на российском рынке является "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат". Не называю ряд других успешно работающих лесоперерабатывающих предприятий только из-за недостатка времени.

Считаю нужным отметить, что основные производства большинства крупных экспортно-ориентированных предприятий ЛПК Северо-Запада оснащено современным оборудованием, применяет прогрессивные технологии. Кроме того, почти все крупнейшие компании являются технологически и структурно замкнутыми холдингами, поскольку объединяют лесозаготовительные предприятия, транспортные хозяйства, снабженческо-сбытовые организации и т.д. Такая технологическая и организационная завершенность предприятий во многом обеспечивает стабильность их работы, помогает снижать издержки производства, оперативно и гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Четвертое. Важным звеном северо-западного ЛПК являются предприятия лесопильно-деревообрабатывающей промышленности. Они имеются во многих субъектах Российской Федерации, входящих в СЗФО.

Особенно развито лесопиление в Архангельской области, где функционирует около 30 крупных лесопильно- деревообрабатывающих комбинатов, поставляющих продукцию главным образом на экспорт. В их числе - крупнейший в Европе Соломбальский ЛДК.

Пятое. Северо-Запад занимает ведущее место в России в области научного и кадрового обеспечения лесопромышленного комплекса. Здесь находится одно из старейших в Европе специализированных высших учебных заведений – санкт-петербургская Лесотехническая академия, которая в 2003 году отметит свое 200-летие, Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров, Архангельский лесотехнический университет, ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций. Таковы в сжатом виде черты лесопромышленного комплекса Северо-Запада. Из них следует, что комплекс обладает немалыми конкурентными преимуществами и, следовательно, должен быть привлекательным для инвесторов – отечественных и зарубежных. К сожалению, реальность такова, что сегодня эти преимущества, мягко говоря, используются не в полной мере.

Состояние и перспективы

Застарелая болезнь лесной промышленности страны – слабое вовлечение в хозяйственный оборот имеющейся лесосырьевой базы. Напомню, в России огромные возобновляемые запасы лесосырьевых ресурсов, которые позволяют без экологического ущерба ежегодно заготавливать около 700 млн. куб. метров древесины. Однако в последние годы заготавливается не более 90 млн. куб. метров древесины, то есть примерно 13% ее запасов. На этом фоне ЛПК Северо-Запада выглядит неплохо.

Расчетная лесосека у нас составляет 83 млн. куб. метров, в 1999 и 2000 годах вырубалось около 36 млн. куб. метров, то есть 44% расчетной лесосеки. Лучше всего этот показатель в Республике Карелия, самый низкий – в Мурманской области и Республике Коми, но и там он в пределах 30% - в 2 раза выше, чем в среднем по России.

Однако картина выглядит гораздо хуже, если сравнивать российские показатели ежегодной заготовки древесины с аналогичными показателями за рубежом. Так, в Финляндии этот показатель составляет 76%, Швеции – 66%, Канаде – 54,8%, США – 53,8%.

Считаю, что мы не имеем права удовлетворяться достигнутым. И наши нынешние результаты, и дальнейшие перспективы следует оценивать, исходя из того, какой мы видим роль лесопромышленного комплекса Северо-Запада в экономике СЗФО, в целом России в обозримом будущем. Нам эта роль представляется очень значительной, большей, чем сейчас. Обосную эту позицию.

Даже сегодня, несмотря на то, что в 90-е годы объем заготовки леса, выпуск различных видов лесобумажной продукции в России сократился в среднем в 3-4 раза, лесопромышленный комплекс занимает, тем не менее, 5-е место в структуре ВВП России (2,9%) и 4-е место – в структуре российского экспорта (5%). Здесь трудится 8% всех занятых в отечественной промышленности. Последние десять лет устойчиво растет спрос на лесную и бумажную продукцию за рубежом. Наметившиеся сейчас кризисные явления в мировой экономике, по всей видимости, скажутся на этом спросе. Но вряд ли надолго. Эксперты оценивают увеличение спроса на продукцию лесопромышленного комплекса примерно в 1,5-1,8 раза к 2006-2007 году.

В последние два года начал увеличиваться платежеспособный спрос на лесобумажную продукцию и в нашей стране. Это очень важно, потому что даже в лучшие времена наша страна существенно отставал от многих других государств по потреблению лесобумажной продукции. Сейчас отставание еще больше. В России на душу населения пиломатериалов потребляется в 7 раз меньше, чем в Финляндии, бумаги картона – в 30 раз. В странах ЕС ежегодное потребление мебели на душу населения составляет в среднем 120-130 долларов, у нас – 10 долларов.

За этими цифрами стоит не только уровень жизни и комфорт населения, но и неэффективная структура экономики, использующая более дорогие в производстве материалы, усугубляющая экологические нагрузки на природу. Вывод может быть только один: емкость рынков лесной и лесоперерабатывающей промышленности будет неуклонно увеличиваться. Это общемировая, устойчивая, долгосрочная тенденция. В ее основе все более жесткие требования к производству и потреблению с точки зрения снижения материалоемкости, энергоемкости, экологической чистоты выпускаемой продукции, обеспечения безопасности окружающей среды.

Для некоторых стран, например, для Финляндии, лесопромышленный комплекс является надежной опорой экономики на протяжении десятков лет. Так может и должно быть и у нас. Россия уже сейчас располагает многим из того, чтобы занять прочную, ведущую позицию на рынках лесной и бумажной промышленности. Поэтому мы должны ставить целью выход в обозримом будущем на показатели передовых в этом отношении стран. Я имею в виду в первую очередь такие показатели, как объем ежегодной заготовки древесины, эффективность работы предприятий, ассортимент и качество выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность. Хотел бы остановиться на тех проблемах, которые мне представляются в этом плане наиболее важными.

1. На первое место мы ставим низкую конкурентоспособность продукции предприятий лесопромышленного комплекса Северо-Запада, да и России в целом. Наши изделия уступают зарубежным по качеству, экологическим требованиям, точности обработки, товарному виду, включая упаковку. В результате цены на отечественную продукцию на 30-40% ниже мировых. Ни для кого не секрет, что этим искусно пользуются другие страны, которые приобретают российскую лесопродукцию по низким ценам, дорабатывают ее, улучшая потребительские свойства и товарный вид, а затем реализуют на тех же рынках, на которых действует и Россия, но по гораздо более высокой цене.

Что нужно предпринять для того, чтобы российский лесопромышленный комплекс стал работать гораздо более эффективно, а выпускаемая им продукция была конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках не только благодаря низкой цене, но и благодаря качеству? На наш взгляд, сейчас российские предприниматели, занимающиеся лесным бизнесом, специалисты, ученые, Правительство Российской Федерации имеют достаточно четкое представление об этом. Есть многочисленных разработки, подготовленные Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России, рядом научных организаций. Есть документы федеральных министерств и ведомств, в том числе Министерства промышленности, науки и технологий, Министерства природных ресурсов, Министерства имущественных отношений.

Все сходятся в том, что в первую очередь следует изменить структуру лесопромышленного производства. Сегодня в ней слишком велик удельный вес продукции первичной обработки. Достаточно сказать, что в общем объеме валютной выручки от лесного экспорта свыше 30% поступлений приходится на древесину низкой степени обработки. Акцент должен быть сделан на лесопереработку и целлюлозно-бумажную промышленность. Это нужно как для внутреннего потребления, так и для выхода на мировые рынки. Это даст существенное увеличение валютных поступлений.

Далее, мы существенно отстаем по такому показателю, как глубина переработки древесного сырья. Из одинакового объема заготавливаемой древесины мы изготавливаем в разы меньше фанеры, целлюлозы, бумаги и картона, древесной массы, чем те же Финляндия, Швеция, США, Канада. По разным позициям разрыв от 2 до 5 раз.

Наконец, мы сильно отстаем от наших конкурентов по качеству выпускаемой продукции. За последние годы оно стало достаточно хорошим по критериям внутреннего потребления, но все еще далеко отстает от международных стандартов.

Ясно, что решение этих задач требует коренного обновления основных фондов комплекса. Как уже отмечалось, на ведущих предприятиях ЛПК Северо-Запада, производящих продукцию на экспорт, такая работа медленно, в недостаточных масштабах, но все же ведется. Назову для примера реконструкцию ОАО "Светогорск". Осуществляются инвестиционные проекты на Котласском ЦБК. Началось строительство крупного деревообрабатывающего комплекса, осуществляемое группой "ЛЕМО".

Однако в целом по России основные производственные фонды в ЛПК существенно устарели физически и морально. Износ большинства машин и оборудования достигает 57%, их средний возраст – 25 лет. Коэффициент обновления сократился за 10 лет более чем в 2 раза.

В этой аудитории нет нужды подробно объяснять, чем чревата такая ситуация. Ее преодоление упирается в проблему инвестиций. В последние годы они увеличиваются. Однако их недостаточно для решения задачи таких масштабов, как та, что стоит перед комплексом. За последние годы в ЛПК России пришло примерно 9 млрд. рублей инвестиций. Из них порядка 200-300 миллионов рублей в год – инвестиции из федерального бюджета. Требуется же 17 миллиардов рублей ежегодно.

Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий, удельный вес которых в инвестициях превышает 80%. Давно известно, что на таком источнике далеко не уедешь. Во всем мире основной источник инвестиций – банки, инвестиционные компании, привлечение денег с фондовых рынков. У нас возможности использования этих инструментов для большинства предприятий крайне ограничены.

Есть и другая сторона. Сейчас 70% доходов рентабельных отраслей сосредоточены в нефтяной промышленности и в черной и цветной металлургии. На все остальные рентабельные отрасли приходится 30% доходов. ЛПК относится к этим остальным.

Уровень рентабельности большинства предприятий невысокий. Для инвесторов это сдерживающий фактор. Не приходится удивляться, что зарубежные инвестиции в предприятия ЛПК очень малы, по России в целом не более 3-5% от общего объема инвестиций. Правда, у нас на Северо-Западе немного больше. В этих условиях дождь инвестиций на ЛПК не прольется. В лучшем случае можно рассчитывать на точечные вливания под особо выгодные проекты.

Такова в основных чертах ситуация в лесопромышленном комплексе. Она требует стратегического решения.

Одобренная Правительством Российской Федерации стратегия социально-экономического развития России до 2010 года должна быть конкретизирована в программах, определяющих направления развития ключевых народнохозяйственных комплексов, в том числе и ЛПК. Речь идет, подчеркиваю, о стратегическом планировании.

Для субъектов хозяйственной деятельности такое планирование носит не директивный, а ориентировочный характер. Предприниматели знают намерения власти, государства в конкретной сфере экономики, понимают, на какую поддержку со стороны власти могут рассчитывать. Такие программы - нормальный инструмент государственного регулирования в условиях рынка. Он применялся в передовых государствах, что и обеспечило стратегический прорыв лесоперерабатывающих отраслей в этих странах.

И нам в России не надо бояться государственного воздействия на развитие ЛПК. Он нуждается в государственной программе, отвечающей нынешним реальностям России и мировой экономики. Затраты на нее окупятся сторицей и достаточно быстро, учитывая хорошие перспективы лесопромышленного комплекса как внутри страны, так и на мировых рынках.

Инвестиционные ресурсы в стране имеются. По оценке специалистов, в последние годы норма валовых сбережений составляет порядка 33-34% валового внутреннего продукта. Это значительный инвестиционный ресурс. Однако в действительности на инвестиции идет около 20% валового внутреннего продукта, может быть, даже меньше. Остальное – накопление золотовалютных резервов или же вывоз капитала в разных формах.

Задача, которую в состоянии решить только государство, только его целенаправленная политика, - создать механизмы трансформации валовых сбережений в инвестиции, сформировать каналы движения инвестиций в приоритетные с точки зрения государственных интересов отрасли. Словом, вести активную политику, которой в сфере лесопромышленного комплекса сейчас практически нет. Устойчивый и динамичный рост ЛПК даст импульс развитию отечественного машиностроения, химии, потребительским отраслям. Он действительно может стать локомотивом экономического роста, особенно на Северо-Западе.

Хотел еще сказать о том, что в соответствии с указом Президента Российской Федерации, определяющим функции его полномочных представителей в федеральных округах, в СЗФО идет работа над подготовкой стратегии социального и экономического развития Северо-Запада России на период до 2015 года. В этом документе лесопромышленный комплекс рассматривается в качестве одной из стратегических точек роста всей экономики Северо-Запада.

2. Устойчивость ЛПК в большой степени зависит от работы лесозаготовительных предприятий. Сегодня уровень работы многих из них таков, что объективно они являются ограничителем экономического роста в комплексе, снижают его эффективность. Опыт Северо-Запада свидетельствует о том, что ситуация меняется в лучшую сторону, когда лесозаготовительные предприятия включаются в состав крупных вертикально интегрированных лесоперерабатывающих предприятий. Вместе с тем есть спрос на лесную продукцию с низкой степенью обработки и со стороны других потребителей: населения, социальной сферы, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Поэтому курс на поголовное включение предприятий- лесозаготовителей в состав вертикально интегрированных компаний вряд ли будет полезным для страны. Лесозаготовка как самостоятельная подотрасль должна сохраниться.

Вместе с тем нужно думать над мерами укрепления экономического, финансового, социального положения этих предприятий. Думаю, что без их укрупнения не обойтись. Только оно поможет решить вопросы обновления техники, получения крупных заказов, предоставления кредитов.

Укрупнение особенно актуально для огромного количества мелких государственных унитарных предприятий, сохраняющихся в ЛПК. Большинство из них влачит жалкое существование или просто недееспособно. Они сохраняются лишь усилиями своих руководителей, которых нынешнее положение устраивает.

Какие-то из таких государственных унитарных предприятий можно и нужно объединять, укрупнять. Какие-то следовало бы акционировать, приватизировать, продавать. Наконец, некоторые предприятия необходимо ликвидировать. Словом, способы решения проблемы могут быть разными.

Федеральным министерствам и ведомствам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления вместе с лесозаготовительными предприятиями следует продумать этот вопрос и начинать практически решать его.

3. Полагаю, что большой интерес для лесопромышленного комплекса представляют концессионные договоры.

Что, конкретно, я имею в виду? В вопросах, связанных с предоставлением и функционированием концессий, Лесной кодекс недостаточно учитывает интересы регионов. А это в принципе неверно. Интересы субъектов Российской Федерации, ее населения должны быть учтены в политике концессий. Это аксиома.

С другой стороны, Российское государство, субъекты Российской Федерации должны предоставить концессиям надежные гарантии соблюдения условий концессии, особенно в том, что касается сроков и условий аренды, имущественных прав, а также налогообложения.

4. Проблема, значение которой год от года возрастает, - качество менеджмента. Позитивные сдвиги здесь налицо, в первую очередь в том, что касается технического, технологического руководства.

Хуже обстоит дело в том, что касается экономического, финансового управления, маркетинга. Наше финансово- экономическое образование, система ведения бухгалтерии, обеспечения прав инвесторов, контроль за деятельностью высших менеджеров, функционирование судебной системы и многое другое все еще недостаточно сориентированы на международные стандарты. Это факт, что многие, в том числе крупные компании ЛПК, заинтересованы не столько в капитализации, сколько в извлечении прибыли.

По некоторым вопросам – переход на международные стандарты ведения бухгалтерии и аудита, защита интересов инвесторов, осуществление судебной реформы – решения на государственном уровне приняты. Дело за тем, чтобы как можно полнее претворить их в жизнь.

Вместе с тем, мы отстаем по части подготовки кадров современных менеджеров. До кризиса 1998 года эта работа велась активно, мы направляли за рубеж немалое число и студентов, и управленцев. Сейчас эта волна пошла на спад, больше полагаемся на собственные образовательные ресурсы. Это преждевременно. Все мы видим: то, что нам преподносилось в романтический период реформ, и то, что есть в реальной жизни стран с рыночной экономикой, существенно различается. Надо восстановить направление студентов, специалистов за рубеж с тем, чтобы они получили знание современного менеджмента, управления финансовыми потоками, маркетинга из первых рук.

5. Сегодня только ленивый не жалуется на действия естественных монополий. "Газпром", чтобы вылезти из финансовых трудностей, которые обрушились на него в текущем году, поднял цены на свою продукцию на 40%. Растут железнодорожные тарифы на грузовые перевозки.

Сейчас прибыль предприятий ЛПК, в особенности работающих на экспорт, в значительной мере возникает благодаря сравнительно низкой доле оплаты труда в себестоимости продукции, разнице внутренних и мировых цен на электроэнергию и сырье, а также разрыву между реальным паритетом покупательной способности рубля и его курсу по отношению к доллару. Действиями естественных монополий названные преимущества могут быть сведены на нет.

Создание Единого тарифного органа говорит о том, что Правительство РФ уделяет серьезное внимание регулированию тарифной политики естественных монополий.

Другой фактор, который может обесценить конкурентные преимущества лесопромышленного комплекса России, - вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию.

Оба названных фактора лишний раз подчеркивают необходимость активных действий предприятий ЛПК, направленных на модернизацию основных фондов, снижение издержек производства, улучшение управления. Государство может и должно своей налоговой, таможенной, тарифной политикой помочь в решении этой задачи. Надо побуждать его делать это более активно и целенаправленно.

Но главная ответственность за использование создаваемых государством условий ложится на сами предприятия, его руководителей.

Благодарю за внимание.

Техническая поддержка портала
Создано 16 октября 2001. Отредактировано 16 октября 2001.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.