Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Карельское землячество предлагает воссоздать музей деревянных кораблей

Правду говорят, хорошие новости еле плетутся, а плохие несутся вскачь. В тот день, когда пожар уничтожил музей кораблей в Петрозаводске, десяток человек сообщило об этом событии: кто - то увидел по телевидению или услышал по радио, кто-то вычитал в Интернете.

А ведь совсем недавно я был в этом музее вместе с его создателем Виктором Дмитриевым. В который раз поражался его грандиозности, зажигался новыми идеями и снова верил, что они осуществимы.

В музее были представлены основные моменты истории Клуба "Полярный Одиссей" и тех вояжей и экспедиций, которые совершали его члены на новоделах старинных судов.

Началось мое знакомство с бессменным руководителем Клуба "Полярный Одиссей" Виктором Дмитриевым ещё в 1984 году. Мне его "передал по наследству" Юрий Русанов, в то время секретарь Карельского Обкома комсомола.

Свое первое судно "Полярный Одиссей" Виктор соорудил из списанного железного буксира. Но железная посудина не утолила его жажды к судовождению. Поиски в древних книгах дали жизнь идее: воссоздать корабли, на которых когда-то коренные жители Северных побережий поморы бороздили морское пространство.

С этой идеей он и пришел в очередной раз в Обком Комсомола. Чертежи сделал сам, ссылаясь на старинные источники. Не хватало базы для строительства.

Не скрою: идеи Виктора выглядели, мягко говоря, фантазиями. Как бы вы отнеслись к человеку, который, проплыв по Онего на буксире, решил своими руками создать деревянное нечто и на нем пройти по морям Северного Ледовитого океана? Но и что-то зажигательное было в нём.

Таки подбил он меня договориться о встрече с Валерием Судаковым, руководителем завода "Авангард", чтобы убедить выделить площадку и оборудование под строительство нового судна под названием "Коч".

Пришли. Объясняем суть визита. Виктор разворачивает чертежи, и я к своему ужасу вижу, что чертежи вовсе не те, которые он мне показывал накануне. Сразу посетили недобрые предчувствия: если они так часто меняются, что же будет, когда дело дойдет до воплощения их в жизнь? Но выяснять детали было уже поздно: нужно сохранить лицо.

К некоторому моему удивлению Судаков поддался уговорам, дав возможность морским "самоделкиным" заняться строительством судна.

Позже я спросил у Дмитриева: почему так кардинально изменились чертежи? Он ответил, что мысль пришла к нему неожиданно ночью: не может быть, чтобы дно судна было плоским, его тогда просто раздавит во льдах. После чего он порылся в литературе и действительно нашел рисунок судна с корпусом, похожим на скорлупу от грецкого ореха, тут же набросав новый чертеж.

Как показали дальнейшие исследования: провидение не подвело Капитана. Лес дали... Время такое было: под хорошую идею можно было и попросить.

Строители работали на общественных началах. Параллельно уточнялась по старинным рисункам и чертежам оснастка. Так, примерно за год, был создан "Поморский Коч".

Была целая история о том, как ко Дню Города безуспешно выгоняли "Коч" со стапелей "Авангарда". Народ уже собрался на Набережной в предвкушении развлечения, ключевым моментом празднования которого было запланировано появление нашего "Поморского Коча". Люди ждут, а его нет: команда до последнего мгновения доделывала, докрашивала, довязывала, да так и не успела выйти с пробным рейсом на воду. Да и сам "Коч" повел себя безобразно: плыл, куда хотел, а не туда, куда вела его неумелая команда. Если бы не супернепотопляемая конструкция, может быть, здесь, у причала, и закончился бы его путь. Но моряки постепенно освоились, что-то переделали на ходу, что-то добавили, как-то приноровились и дело пошло. Потом ещё много лет "Поморский Коч" бороздил просторы и родного Онего, и Белого моря, и Баренцева и многих, многих других озёр и морей.

Потом были другие суда, среди них ладьи "Вера", "Надежда", "Любовь". Никогда не забуду наш переход на них от Петрозаводска до острова Кижи под парусами, в период белых ночей!

Благодаря Виктору, я взялся за организацию первого Международного конкурса "Полярный Робинзон". То, что мы видим сейчас в "Последнем Герое", цветочки по сравнению с теми испытаниями, которым подверглись наши юные робинзоны на островах в Белом море!

Потом был создан морской центр, фрегаты "Святой Дух" и "Петр Великий", но наш "Коч" был первым и самым родным. И вот теперь в результате пожара он сильно пострадал вместе с музеем и реликвиями дальних походов. Это тяжелая потеря не только для Виктора Дмитриева и тех, кто был причастен, но и для Карелии, и в целом для мировой культуры. "Полярный Коч" уникален, ведь именно по его бортам хлестали волны десятков морей!

Его очень жаль, но, я думаю, будет несправедливо ограничиваться одним сочувствием. Необходимо приложить силы для воссоздания утраченного. И это мы можем: главное, есть люди и опыт. Дело за ресурсами. Вот я и предлагаю найти их общими силами, воссоздать лучшее из того, что было, и реализовать новые проекты! Карельское Землячество готово участвовать в этом.

Держись, Виктор! Впереди много дел, Капитан!

Вениамин Каганов, вице-президент РОО "Карельское Землячество в Москве"

Техническая поддержка портала
Создано 18 февраля 2003. Отредактировано 18 февраля 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.