Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Республиканский семинар-совещание "Конституционно-правовые основы взаимоотношений государства и религиозных объединений"

25 марта 2003 года
Зал заседаний Правительства РК

Взаимоотношения государства и религиозных объединений - совокупность форм взаимосвязей между институтами государства и религиозными образованиями, одна из основных частей внутренней и внешней политики любого государства. Следовательно, субъектами отношений государства и религиозных объединений выступают: со стороны государства - органы законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления и их учреждения, Вооруженные Силы и другие институты государства; со стороны религиозных объединений - местные религиозные организации, религиозные центры и образуемые ими духовные образовательные учреждения, религиозные группы.

Конституция (лат.constitutio - устройство, установление) занимает ведущее положение в правовой системе страны. Ее положения являются первичными, выступают юридической базой для развития всех отраслей права и нормативных правовых актов, которые должны соответствовать ей.

Что касается непосредственно отношений государства и религиозных объединений, то Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, прежде всего, подтвердила в качестве их правовой основы такую цивилизованную норму, как светский характер государства (ст.14). При этом безусловным достоинством главного нормативного акта страны стало юридическое закрепление за Россией статуса светского государства. Ранее ни одна из действовавших в нашей стране конституций официально не использовала этот термин, ограничиваясь провозглашением отделения церкви от государства.

Важнейшими принципами нормативно-правового регулирования свободы совести являются также декларирование в Конституции РФ равенства граждан перед законом и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии (ст.19); равенства религиозных объединений перед законом (ст.14); права граждан на объединение и свободы деятельности общественных объединений (ст.30); свободы мысли и слова, распространения любым законным способом информации, запрета на пропаганду религиозного превосходства, разжигания религиозной вражды и ненависти (ст.29).

Механизм реализации конституционных принципов определяется в федеральных законах, нормативных актах Президента и Правительства Российской Федерации, иных федеральных ведомств, законодательстве субъектов Российской Федерации. Все эти акты должны разрабатываться и приниматься на основе Конституции Российской Федерации и не должны противоречить ей.

По вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, к которым, в частности, относится регулирование отношений в области прав и свобод человека, принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты федерального уровня. Так, исключительно в ведении федерального центра находится законодательное закрепление религиозных прав и свобод человека и гражданина.

В настоящее время на федеральном уровне действует более 80 законов, где в том или ином аспекте упоминаются религия или религиозные объединения. Условно их можно разделить на несколько групп.

К первой следует отнести законодательные акты, специально принятые для регулирования правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу совести, а также правового положения религиозных объединений. Прежде всего, это Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях". Этот Федеральный закон защищает российские национальные интересы, как они понимаются подавляющим большинством граждан нашего общества сегодня, он закладывает основные направления и характер дальнейшего развития государственно-конфессиональных отношений и соответствующего им законодательства.

В Республике Карелия государственно-конфессиональные отношения в целом строятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ФЗ от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией и иными нормативными правовыми актами Республики Карелия. Современная Карелия - это не только многонациональный, но и многоконфессиональный край. Реализация конституционных принципов свободы совести и вероисповедания, федеральных законов от 25 октября 1990 года "О свободе вероисповеданий" и от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" вызвала в 90-ые годы прошлого XX века резкое изменение религиозной ситуации, значительный рост числа конфессий и религиозных течений в республике. Если в 1990 году в Карелии функционировало 17 зарегистрированных религиозных объединений трех конфессий, то в настоящее время - 179 религиозных организаций 18 различных конфессий и течений, включая религиозные центры и управления, приходы, монастыри и подворья, духовные учебные заведения. Темпы их роста в республике стабилизировались в начале XXI века, к концу 2001 года. Главной особенностью религиозной ситуации в Республике Карелия в минувшем 2002 году является то, что впервые за последние 12 лет в регионе не произошло увеличения числа конфессий и религиозных течений, а численность зарегистрированных религиозных организаций увеличилась незначительно. Если в 2000 году было зарегистрировано 18 религиозных объединений, в том числе 9 - православных, 1 - ислама и 8 - различных протестантских течений, в 2001 году - 15 религиозных объединений, в том числе 5 - православных, 4 - ислама, из них 1 - религиозный центр (Духовное Управление мусульман РК, Карельский Муфтият) и 3 - религиозных организации, 5 - протестантских, 1 - Ассоциации церквей объединения (Муна), то в прошлом 2002 году только 9 религиозных объединений, в том числе 7 - православных, 1 - католиков и 1 - ингерманландской Евангелическо-Лютеранской Церкви (Церкви Ингрии). Таким образом, религиозную ситуацию в современной Карелии характеризует достижение свободы вероисповедного самовыражения граждан.

Вопросы деятельности религиозных объединений, включающей в себя не только культовую практику, но и миротворческое, культурно-просветительское, образовательное и иные направления, как известно, сложны и щепетильны. Органам исполнительной власти и местного самоуправления Республики Карелия в минувшем 2002 году в основном удалось отрегулировать некоторые сложности, возникшие в государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношениях в 2000-2001 годы.

В решении самых различных вопросов отношений государства и религиозных объединений важная роль принадлежит Комиссиям по вопросам религиозных объединений. Указом Главы Республики Карелия С.Л.Катанандова от 5 декабря 2002 года № 185 образована Комиссия по вопросам религиозных объединений при Главе Республики Карелия. Комиссия на первом своем заседании, состоявшемся 19 февраля 2003 года, рекомендовала образовать при главах органов местного самоуправления городов и районов Республики Карелия комиссии по вопросам религиозных объединений, используя Положение о подобной Комиссии при Главе Республики Карелия. Главная функция как республиканской, так и местных комиссий, - обеспечение реализации конституционных принципов свободы совести и вероисповедания, в том числе в деятельности религиозных объединений, достижение в этих вопросах взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения.

Республиканский семинар-совещание по теме: "Конституционно-правовые основы взаимоотношений государства и религиозных объединений", на который приглашены как представители органов исполнительной власти всех уровней, журналисты СМИ, так и руководители и священнослужители зарегистрированных религиозных центров и объединений Республики Карелия, проводится по инициативе республиканской Комиссии по вопросам религиозных объединений по согласованию с Главой Республики Карелия С.Л.Катанандовым.

В укреплении государственно-конфессиональных отношений, по мнению Комиссии, как на общероссийском, так и на региональном уровнях, должны быть объединены усилия всех сторон: государства, общества и религиозных объединений. Результатом общих усилий всех указанных выше сторон должно быть достижение диалога, корректности в их взаимоотношениях, строгое соблюдение ими конституционных принципов и действующего законодательства о свободе совести и вероисповедания, что, в свою очередь, имеет важное значение в сохранении политической стабильности, гражданского мира, спокойствия и согласия в обществе.

Комиссия по вопросам религиозных
объединений при Главе Республики Карелия

Техническая поддержка портала
Создано 21 марта 2003. Отредактировано 21 марта 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.