Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Петрозаводский кредит МБРР: мифы и реальность

Еще в 1996 году Петрозаводск вошел в число городов, в честной борьбе выигравших право воспользоваться кредитом Международного банка реконструкции и развития на осуществление проекта "Передача ведомственного жилья в муниципальную собственность".

Свои коррективы в реализацию проекта внес дефолт 1998 года. Двумя годами ранее, конечно, никто не мог предположить, что сумма долга в рублевом эквиваленте в одночасье возрастет в пять раз. Возможно, это был тот единственный момент, когда еще не поздно было приостановить участие города в проекте. Именно такой вариант предлагало городской администрации карельское правительство. Рекомендации республиканских властей, не были услышаны, и реализация проекта, подорожавшего впятеро, продолжилась.

15 ноября прошлого года наступил первый срок возврата кредитных сумм, но начать выплачивать долги город не смог. Паника, охватившая многих чиновников при мысли о том, что расплачиваться с кредиторами все же придется, не могла не найти своего отражения в СМИ. Однако анализ материалов, опубликованных на сегодняшний день, показывает, что позиция авторов основывается более на мифах, чем на фактах.

Миф. Получение международного кредита - большая удача и безусловное благо для города.

Факт. В свое время, когда своих кредитных ресурсов в России практически не было, это действительно могло расцениваться как удача. Возможно, именно поэтому условия участия в проекте были далеки от идеальных. Например, невозможность влиять на выбор подрядчиков или необходимость расходовать не менее 40 процентов всей суммы на так называемые "консультационные услуги" в наше время могут вызвать только недоумение. Консультационные услуги, кстати, тоже скорее относятся к разряду преданий, а консультанты - к разряду мифологических существ. Ни тех, ни других никто ни разу не видел в глаза. Неоднократные запросы членов правительства, письменные и устные, не заставили ни одного консультанта реализоваться во плоти. И по сей день остается тайной, кто получает предназначенные консультантам миллионы долларов.

Интересно, что воспользоваться плодами работ, предусмотренных проектом, смогут только 0,03 процента всех жителей города.

Вопрос на засыпку. Гарантом по Петрозаводскому субзайму является Правительство РК, так что, если Петрозаводск не сможет выполнить свои обязательства перед Минфином России, расплачиваться за это будет республиканский бюджет. Обрадуются ли пудожские лесорубы и олонецкие полеводы возможности заплатить за консультационные услуги, якобы оказанные столице?

Миф. Досрочный выход Петрозаводска из проекта повлечет за собой необходимость уплаты всей суммы долга, включая неосвоенные средства, в трехдневный срок.

Факт. Из семи городов, участвовавших в проекте наряду с Петрозаводском, два - Рязань и Саратов - вышли из проекта соответственно в 2001 и 2002 годах без каких бы то ни было финансовых осложнений, так что информация о том, что выход влечет за собой штрафные санкции, происходит явно не из достоверных источников. Интересна формулировка, с которой вышла из проекта Рязань: "Проект утратил для города какие-либо признаки экономической эффективности". То же мнение фигурирует и в протоколе совещания городов - участников проекта.

Вообще же досрочный выход из проекта представляется заведомо нереальным хотя бы потому, что срок его реализации закончился 31 декабря 2002 года.

Вопрос на засыпку. Петрозаводский заем, вообще говоря, не является займом в полном смысле этого слова: это субзайм, то есть кредит непосредственно у МБРР получало Министерство финансов РФ. Соответственно, и условия договоров разрабатывались при участии российского Минфина. Могло ли вообще федеральное министерство согласиться на условия, выполнение которых с большой долей вероятности приведет к банкротству целых регионов, тем более что в этом случае деньги кредиторам придется отдавать из федерального бюджета?

Миф. Город и рад бы развязаться с кредитом, да боится судебных преследований со стороны контрагентов.

Факт. Если за 7 лет, прошедшие с начала проекта, Петрозаводску удалось освоить в рамках кредита 8,1 миллиона долларов (данные бухгалтерского отчета г. Петрозаводска), то с начала 2003 года общая сумма выполненных работ, по утверждению города, уже превысила 16 миллионов долларов, причем значительная часть контрактов касается не производства работ, а закупки оборудования - при том, что необходимость оплаты уже произведенных и принятых работ представляет для города серьезную проблему.

Вопрос на засыпку. Если городская администрация так боится не выполнить обязательств перед подрядчиками, что заставляет ее столь упорно залезать во все новые и новые долги?

Миф. Минфин бездействует, а воз и ныне там.

Факт. Сотрудники Министерства финансов РК наряду с представителями Петрозаводской администрации участвуют в работе уже не первой по счету комиссии, задача которой - поиск выхода из создавшейся ситуации. Однако ни одно из предложений, прозвучавших со стороны Минфина, городские власти не устроило. В частности, был отвергнут вариант, предполагавший остановиться на сумме 8,1 миллиона долларов и начать расплачиваться по кредиту. Вместо этого городские специалисты сочли целесообразным… взять оставшуюся сумму кредита (на прежних условиях!), чтобы расплатиться с долгами. О том, из каких источников город планирует отдавать эти деньги, информации у членов комиссии пока нет. Предложение привлечь для уплаты долга кредит в российском банке тоже оказалось для города неприемлемым.

Вопрос на засыпку. Чего вообще хочет городская администрация от республиканского Минфина? Уж не безусловного ли погашения всех своих долгов из республиканского бюджета?

Миф. Если город откажется от получения средств из МБРР, многие жизненно важные для петрозаводчан проекты, в частности - строительство очистных сооружений, окажутся под угрозой срыва.

Факт. В настоящее время существует множество источников финансирования подобных проектов. Есть, например, федеральная программа "Чистая вода"; в подобные проекты охотно вкладывают деньги международные экологические организации; наконец, просто взяв кредит в отечественном банке, можно сэкономить огромную сумму.

Вопрос на засыпку. Почему город столь упорно держится именно за этот далеко не самый выгодный кредит, совершенно игнорируя другие возможности финансирования?

Миф. Республиканский бюджет должен помочь городу расплатиться с кредиторами, иначе столица республики окажется банкротом.

Факт. Город фактически уже объявил себя банкротом в тот момент, когда городской совет принял бюджет на 2003 год. В бюджете не заложено ни копейки на то, чтобы расплатиться по субзайму МБРР по наступившим срокам, и принятие такого бюджета равносильно признанию финансовой несостоятельности. Тем не менее, мэр Петрозаводска продолжает подписывать акты приемки работ в отсутствие бюджетного обеспечения оплаты этих работ, что по закону является не чем иным как превышением полномочий главы самоуправления. По состоянию на 15 мая текущего года таких актов подписано еще на 1 миллион 150 тысяч долларов.

Вопрос на засыпку. У кого-нибудь есть еще вопросы?

Тамара Спектор

Техническая поддержка портала
Создано 23 мая 2003. Отредактировано 23 мая 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.