Вы находитесь на неактуальной версии Официального интернет-портала Республики Карелия.
Переход на модернизированную версию Официального интернет-портала Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/.
Обращаем внимание, что модернизированная версия Официального интернет-портала Республики Карелия находится в статусе бета-тестирования.

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Сколько ветеранов имеют инвалидность? От этого зависят объемы финансирования транспортных льгот

Начало дачного сезона для многих граждан, имеющих право на льготу по оплате проезда в городском и пригородном транспорте, стало событием не радостным: добраться до родного участка теперь гораздо труднее. Резко сократилось количество рейсов пригородного транспорта. К тому же с улиц столицы практически исчезли муниципальные автобусы. Основная причина того, что с городским и пригородным транспортом не все благополучно, - отсутствие денег в республиканском бюджете и противоречия в федеральном законодательстве, определяющем порядок предоставления транспортных льгот.

О том, как развивается ситуация с финансированием общественного транспорта, рассказывает заместитель министра финансов РК Ирина Ахокас.

- Из всех льгот, предоставляемых федеральным законодательством, непосредственно федеральный бюджет оплачивает только льготы по проезду водным и железнодорожным транспортом, а также льготы, предоставляемые инвалидам войны, героям Советского Союза и России и гражданам, пострадавшим от сталинских репрессий. Это очень небольшая доля в общем объеме финансирования, а основные тяготы, связанные с реализацией этого законодательства, ложатся на местные и региональные бюджеты. До сих пор мы справлялись с этой нагрузкой, но в текущем году экономическая ситуация в республике изменилась, и вопрос об объеме финансирования этих льгот встал очень остро.

Самая главная проблема заключается в том, что законодательство не ограничивает количество бесплатных поездок льготников и соответственно не ограничивает суммы, которые требуются для компенсации этих льгот. Но предоставлять неограниченные льготы при ограниченных ресурсах в принципе невозможно, и ограничение количества рейсов - мера вынужденная.

- Ирина Илмаровна, как вообще определяются размеры суммы, необходимые на компенсацию затрат перевозчиков?

- В том-то и беда, что такой методики не существует. Количество льготных поездок в пригородном транспорте еще поддается учету - достаточно выдавать льготникам бесплатные билеты, а затем предъявить эти расходы в бюджет. Организовать подобный учет в городском транспорте почти невозможно. Опыт других субъектов федерации (а проблема оплаты льготных поездок существует везде) показывает, что как только региональные власти пробуют адресно выдать своим гражданам определенную сумму денег или определенное количество талонов на бесплатный проезд, тут же следуют протесты прокуратуры: попытки ограничить количество поездок не соответствуют федеральному законодательству. А невозможность организовать учет, в свою очередь, влечет за собой бесконечные споры с администрацией Петрозаводска (в нашей республике это единственный город, где без общественного транспорта не обойтись) об объемах финансирования.

- Не с этим ли связано то, что муниципальных автобусов на улицах становится все меньше?

- Количество муниципального транспорта, выходящего на линию, зависит только от количества машин в на автопредприятии и от их технического состояния. С городской администрацией у нас проблема другого плана. Транспортники утверждают, что невозможно точно сосчитать количество льготников, и вместо этого механически суммируют количество льгот. Допустим, в Петрозаводске определенное количество ветеранов труда, инвалидов, ликвидаторов Чернобыльской аварии и так далее - все это суммируется, и получается, что в городе 110 тысяч льготников - больше трети всего населения! Но ведь тот же ветеран труда или чернобылец может иметь (и, как правило, имеет) инвалидность, то есть один и тот же человек может одновременно проходить по двум, а то и по трем категориям. По нашим подсчетам, за счет таких совпадений число людей, которые реально пользуются льготами, должно сократиться минимум в полтора раза.

Но и это еще не все. Предоставление льгот зависит от того, оказываются ли вообще в данном населенном пункте подобного рода услуги и в каком объеме. В Петрозаводске муниципальный автопарк насчитывает 20 автобусов, из которых добрая половина постоянно находится в ремонте. Такое предприятие в принципе не может обслужить 110 тысяч льготников, но требует от республиканского бюджета компенсаций в полном объеме, на что мы, конечно, пойти не можем.

- Можно ли ожидать изменений к лучшему?

- Когда экономическая ситуация была более благоприятной, бюджет мог позволить себе увеличивать расходы, и на право пенсионеров каждый день ездить на дачу никто не покушался. Рассчитывать на то, что в какой-то момент в бюджете появится достаточно денег и это будет навсегда, не приходится. Проблему нужно решать, не рассчитывая на внезапный финансовый рост, причем на федеральном уровне, а не на карельском. В сентябре этого года в Петрозаводске в рамках Проекта технического содействия реформе бюджетной системы пройдет семинар на тему "Расходы на общественный транспорт", в котором примут участия представители Астраханской и Саратовской областей. Надеюсь, что на семинаре удастся выработать приемлемые решения общих проблем, однако, пока федеральное законодательство остается прежним, вероятность этого невысока.

В любом случае хотелось бы, чтобы и сами льготники поняли: мы просто вынуждены сопоставлять их потребности с возможностями бюджета. Если этого не делать, мы можем потерять даже то, что имеем сейчас.

Техническая поддержка портала
Создано 2 июня 2003. Отредактировано 2 июня 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.