Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Дети, отмеченные богом

- Для чего-то они приходят в этот мир, верно? В старину их называли "убогими". Что значит "у Бога", близкие к верховному существу. Они и в самом деле как… ангелы. Это заблуждение, что они обязательно должны сидеть дома под постоянным присмотром. Если правильно подойти к их обучению, они вполне смогут вписаться в нашу жизнь. Поезжайте, убедитесь сами.

Такими словами меня напутствовала ведущий специалист Министерства образования республики Валентина Васильевна Баранова. Речь шла о специальной школе-интернате №18 в поселке Повенец. В этой школе живут и обучаются дети с проблемами интеллектуального развития…

Пантера без имени

Первое, что начинаешь делать в таком учреждении, это искать отличия. Чем здешние дети отличаются от детей обычных? Так уж вышло, что в школу я попал под вечер, после занятий. Дети гуляли, сидели в холле на диванчиках, смотрели по телевизору очередной сериал про "ментов". Невероятно, но факт - ни малейших признаков баловства. Ни беготни, ни криков, ни ссор, ни драк. Ведут себя как в лучших английских домах, с какой-то даже чинностью. Прислушиваются к малейшим замечаниям воспитателей и тут же стараются их выполнять.

В какой-то момент в школу заглянули три девчонки из поселка. Как сказала мне одна из воспитательниц, они весьма любят бывать в обществе здешних ребят. Именно это им и нравится: тихие, послушные, начисто лишенные всякого намека на грубость. Совсем не то, что поселковые парни…

В комнатах у них необычайная чистота и порядок. Тому, как убраны постели, позавидовала бы образцовая армейская часть. Одежда и игрушки аккуратно разложены по шкафам. Единственная, пожалуй, вольность - лежащая на тумбочке в комнате старших девочек гигантская, в человеческий рост, плюшевая игрушка. С первого взгляда трудно понять, что это за существо. Ребята подсказывают - пантера.

- А как ее зовут?

Этот вполне естественный вопрос у них почему-то вызывает недоумение.

- Просто пантера?

- Да-а.

Я настаиваю, пробую узнать, а вдруг это, предположим, Багира. И наталкиваюсь на все то же недоумение…

Зато я отмечаю еще одну особенность этих детей. Они совершенно открыты. Чувствуется, что они просто не способны лгать, изворачиваться, уходить в глухую защиту. Они не носят масок, они такие, какие есть, раз и навсегда. Сразу же дарят тебе свое доверие, без всякого критического отбора, просто потому, что ты появился здесь. Тем больше, наверное, должна быть ответственность при работе с ними. С ними должны работать только очень, очень хорошие люди.

Уроки на пальцах

А утром мне довелось побывать на занятиях. На уроке математики, в четвертом классе, правила сложения и вычитания все еще постигаются… с помощью пальцев. Это одна из специальных методик, которые практикуются здесь буквально на каждом шагу. С бесконечным терпением учительница восстанавливает в памяти детей (разучились за лето), как надо использовать руки, чтобы от 85 отнять 80. Все чаще начинают звучать правильные ответы. Наконец одна девочка говорит:

- Легкие такие примеры. Че вы такие задаете?

Это победа - и немалая. Но еще большая, пожалуй, победа - скромный мальчишка на последней парте. Исполнительный, не хуже других. А ведь еще не так давно пришел он в эту школу каким-то зверенышем, настоящим Маугли. Не умел не то что считать, но даже говорить. Абсолютно был неприспособлен к мало-мальски цивилизованной жизни. Вот что такое ослабленный интеллект… и жизнь у пьяниц-родителей в лесном поселке. Между прочим, несколько лет он проучился в специальном классе одной из обычных школ. Но с ним ничего не могли поделать. Выходит, в самых трудных случаях такие классы малоэффективны. Только Повенецкая школа с уникальным коллективом, сложившимся за 30 лет, смогла сделать из Маугли мальчишку, ничем не отличающегося от других.

Тем временем в восьмом классе проходит своеобразный урок под названием "Граждановедение". Детей знакомят не столько с законами и системой власти, сколько с тем, как устроена любая организация, учреждение. Что делает кассир? В какие органы можно обратиться, отстаивая свои права7 Детей, для которых трудностью является простой счет, терпеливо учат обустраиваться в жизни. Этой сверхзадаче подчинено в школе все.

В школьном здании, специально для целей обучения, оборудованы две квартиры, самые настоящие, с кухней, спальной, гостиной. Одна представляет собой жилище рядовой семьи где-нибудь в лесном поселке, другая - семьи с достатком явно выше среднего. Многие из этих детей никогда не видели более-менее убранного, ухоженного жилья. Не говоря уже о кухне с миксерами, тостерами и прочими чудесами. Как раз в такой кухне ребята готовят сегодня овощи. Те из них, кто в состоянии с этим справиться, режут сырую морковь, капусту, помидоры. Те, у кого со сноровкой трудности, работают с вареными овощами. А потом все вместе уплетают изделия рук своих с величайшим удовольствием, за чудесно сервированными столами. Так, шаг за шагом, постигается вся многосложная работа по дому.

И снова эта невероятная дисциплинированность, подмеченная мной еще вчера. Похоже, те самые недуги, говорить о которых следует со всей возможной мягкостью, с другой стороны, являются неоценимым преимуществом. Эти дети удивительно трудолюбивы. В мастерской девчонка не отрывается от станка, ткет и ткет красивый половик. С удивлением узнаю, что села она за него сегодня в первый раз. Точно так же мальчишки и девчонки не разгибаются на грядках пришкольного участка, в теплицах. В этом году неплохой урожай овощей. Не только благодаря исключительно жаркому лету, но и тому, что здесь наконец-то решились завести грозную собаку-сторожа. Прежде местные пьянчуги разворовывали изрядную долю того, что с таким усердием выращено руками этих ребят…

Детей с пресловутым диагнозом "умственной отсталости" можно адаптировать к жизни. Некоторые рабочие профессии они усваивают вполне успешно. По сравнению с обычными детьми у них даже есть преимущества. Те, что мы уже отмечали, да плюс к тому редчайшая для современной молодежи готовность работать даже за небольшие деньги. Некоторые жители поселка с удовольствием приглашают воспитанников школы поработать в своих хозяйствах. Платят им по 30 рублей в день, которые ребята расходуют на свои личные нужды.

Возможно, они и готовы к самостоятельной жизни. Но слишком часто сама наша жизнь не готова их принять.

"Дорогие" дети?

В школе стараются отслеживать дальнейшие судьбы выпускников. Рассылают местным властям специальные анкеты с просьбой ответить: кто из них работает, каков заработок, где и как живет. Просят так же съездить навестить своих подопечных финских "крестных". Таких "крестных", которые не оставляли бы своей помощью и потом, за порогом школы, здесь стараются подобрать каждому ребенку.

Известия приходят далеко не обо всех. А те, что приходят, иной раз разительно отличаются друг от друга. Выпускница Юлия прислала не только письмо, но и свои фотографии из Петербурга. Выглядит как голливудская красотка - на Дворцовой площади, у Смольного, на прогулочном теплоходике по Неве. Работает в строительной фирме, получает 900 долларов в месяц, а то и больше. Копит деньги, чтобы купить квартиру, а пока снимает жилье. Другая девушка, с помощью службы Армии Спасения получила работу в Америке.

Это, конечно, самые яркие примеры. Чаще ребята устраиваются на работу в Костомукше, Кондопоге, Петрозаводске. Работают на стройке, санитарами в больницах, грузчиками при кафе и столовых. В этих городах им довольно охотно предоставляют общежития. Но из неблагополучных поселков вести приходят чаще всего неутешительные. Выпускники приезжают домой, а дома-то у них и нет. Спившиеся родители продали его, сожгли или довели до такого состояния, что в нем уже невозможно жить. Общежитие выделить власти затрудняются. Органы опеки и социальные службы тоже ничем не в состоянии помочь. В общем, подлинная система помощи такого рода людям в их адаптации к жизни у нас отсутствует. И это, и другие явления директор школы Владимир Павлович Ворщенко ухитрился уложить в один емкий парадокс:

- Требования к обучению и содержанию наших детей уже приближаются к европейским. А возможности у нас по-прежнему пещерные.

Дело не только в том, что школа не в состоянии по-настоящему отслеживать судьбы выпускников, хранить их на всем многотрудном пути вступления в жизнь. Самой школе выживать весьма трудно, и ее перспективы неясны. Бюджетных средств на все нужды не хватает. Хорошо, что в начале 90-х годов, с помощью Министерства образования республики, догадались открыть при школе пекарню. Она, со своей рентабельностью в 30-40 процентов, помогла решить тысячи проблем. Но эти внебюджетные средства стали предметом пристального интереса налоговых органов. С ними приходилось не раз судиться и с великим трудом возвращать якобы "незаконные" деньги… Сейчас рентабельность пекарни упала до 15 процентов, она покрывает уже далеко не все нужды. А налоговики не так давно опять списали со счета школы ни много, ни мало, 100 тысяч рублей, которые опять придется возвращать с юридическими боями…

Все чаще раздаются голоса, что содержание детей в отдельной специальной школе слишком дорого. Весьма тяжелым бременем, при всех своих дополнительных заработках, ложится она на республиканский бюджет.

- Но если думать в перспективе, то это дешевле, чем раз и навсегда посадить таких детей на государственное пособие, сделать зависимыми и беззащитными. Задача таких школ - научить детей обслуживать самих себя, трудиться и зарабатывать на жизнь, то есть быть самодостаточными и счастливыми, - считает Валентина Васильевна Баранова, та самая, что настояла на моей поездке в Повенец. - А главное… они ведь действительно отмечены Богом. Они пришли в этот мир еще и для того, чтобы испытать нас. Сколько в нас осталось доброты, мудрости, сострадания.

В Повенце я убедился в правоте этих слов сполна. Смотрят и смотрят тебе в глаза эти дети, и ты вдруг понимаешь, что доброты никогда не бывает много. Сколько бы ее у тебя не было, ее всегда мало…

С.Галкин

Техническая поддержка портала
Создано 13 октября 2003. Отредактировано 13 октября 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.