Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Коллегия совета республики

На очередном заседании коллегии Совета республики под председательством Сергея Катанандова обсуждалась проблема которая все чаще возникает на различных заседаниях, посвященных реформе местного самоуправления. О ней все с большей тревогой говорят главы районных администраций и руководители различных ведомств. В повестку дня был вынесен единственный вопрос: о формировании резерва и подготовке кадров для вновь образуемых муниципальных образований и концепции кадровой политики в системе органов местного самоуправления Республики Карелия"

Докладчик - глава местного самоуправления города Костомукши, руководитель рабочей группы Михаил Юринов - привел весьма любопытные данные. На 1 июля нынешнего года количество муниципальных служащих (и в том числе лиц, замещающих выборные должности) составило 1232 человека, что на 125 меньше, чем на 1 октября 2002 года. За это время несколько увеличилось число чиновников, имеющих высшее образование - с 63 до 71 процента, а незаконченное высшее - с 1 до 3 процентов. Даже на ведущих должностях еще продолжают работать десятки человек всего лишь со средним и средним специальным образованием.

Соответствуют требованиям действующего законодательства (по уровню образования) только 84 процента служащих. Если же рассматривать этот показатель по муниципальным образованиям, то наиболее низкие показатели в Беломорском, Муезерском, Пудожском, Сегежском районах. Впрочем, большинство неперечисленных районов тоже недалеко ушли. Даже в Петрозаводске 46 служащих (13,6 процента) не соответствуют требованиям.

Особое беспокойство вызывает то, что реформа местного самоуправления предполагает значительное увеличение количества муниципальных образований, что повлечет за собой и увеличение количества служащих. Потому одной из основных задач является обеспечение вновь создаваемых муниципальных образований квалифицированными высокопрофессиональными кадрами. Резерва же кадров нет практически нигде, а если он и сформирован, то говорить о его профессионализме не приходится. Особенно острой проблема станет в сельских поселениях.

Чтобы выправить ситуацию, рабочая группа, изучавшая проблему, посчитала необходимым сформировать и утвердить, резерв кадров для вновь создаваемых муниципальных образований. Эту задачу органам местного самоуправления предстоит выполнить до 1 декабря этого года. Михаил Юринов предложил также утвердить детально разработанную программу повышения квалификации кадров. Он обратился к Главе Республики с просьбой закрепить эту статью расходов в республиканском бюджете, а также рассмотреть вопрос о создании государственного органа, который отвечал бы за реализацию государственной кадровой политики в Карелии.

Члены коллегии Совета республики ознакомились и с проектом концепции кадровой политики в системе органов местного самоуправления. С докладом на эту тему выступил директор Карельского филиала Северо-Западной академии государственной службы в Петрозаводске Николай Фомичев, подчеркнув, что подобные концепции не разработаны ни в одном регионе страны. Он также особо отметил, что одним из условий для формирования и развития региональной системы непрерывного образования муниципальных служащих является обязательное увеличение объема подготовки, переподготовки и повышений квалификации кадров на основе республиканского и муниципальных заказов.

В обсуждении докладов приняли участие почти все собравшиеся. Было высказано, немало предложений и уточнений. Несколько неожиданное, но весьма интересное суждение высказала глава администрации местного самоуправления Прионежского района Татьяна Шарйпова:

- Помимо тех, кто будет работать в исполнительных органах сельских поселений, там появится большое число новых депутатов, незнакомых с этой работой. Считаю, что вместе с муниципальными служащими необходимо организовывать учебу и для депутатского корпуса. Люди, работающие в представительных органах власти, тоже должны соответствовать определенному уровню, поскольку даже районные депутаты принимают немало важнейших решений, а на первых порах многие из них не умеют даже составить протокол.

Александр Юрьев, председатель Ассоциации муниципальных образований РК, предложил проводить конкурсы для тех, кто претендует на различные муниципальные должности. Он высказал пожелание и журналистам: "создавать определенный фон вокруг профессии муниципального служащего, поднимать престиж этой работы в средствах массовой информации".

Тему конкурсов достаточно откровенно продолжил Михаил Юринов:

- Во-первых, конкурс следует организовывать там, где есть выбор. У нас имеются сомнения, что все районные центры смогут подобрать необходимые кадры. Если Сортавала, Петрозаводск, Костомукша, Беломорск, Кёмь найдут специалистов, то в поселках Лоухи, Муезерский, Калевала, где из тысячи жителей лишь один имеет высшее образование, это будет сложно. Надо будет ставить вопрос о привлечении туда специалистов из других районов. Здесь возникнет следующая проблема: как привлекать? Если на конкурсной основе, то районный Совет должен будет обеспечивать этих людей полным социальным пакетом, в том числе и жильем. Этот вопрос мы обсуждали на заседаниях рабочей группы, и он требует серьезного рассмотрения.

Для проведения конкурсов должна быть создана специальная комиссия, которой придется готовить вопросы для собеседований, чтобы проверять знания кандидатов и проводить их тестирование. Это достаточно серьезная программа. Сегодня нашим муниципалитетам необходимо для начала хотя бы выявить тех людей, которые хотят заниматься этим делом. Не стоит скрывать, что зарплата у них будет, мягко говоря, весьма средняя, да и социальная защищенность муниципального служащего недостаточна по сравнению с работниками крепкого предприятия. Потому здесь надо очень тонко подойти к решению вопроса, чтобы не вспугнуть наш будущий потенциал. Мы эти вопросы также рассматривали на заседаниях рабочей группы и пришли к выводу, что такие опасения есть.

Следующий вопрос: кто пойдет на работу в муниципалитеты? Не будем скрывать, что в первую очередь это будут люди, которые получили педагогическое образование, но не нашли себя в школе. Причины всем известны: низкая заработная плата, сокращение количества детей. В результате учитель истории будет заниматься ЖКХ или экономикой. Это не нормально, вот чего нельзя допустить! Потому на первом этапе нам предстоит аккуратно сформировать кадровый резерв, встретиться с людьми и провести с ними элементарное собеседование. Желающих направлять на переподготовку, чтобы человек осознанно шел на эту работу, сам себе мог сказать: да, я готов.

Сергей Катанандов, подводя итоги совещания, подчеркнул, что проблема подготовки кадров для органов местного самоуправления вынесена на рассмотрение коллегии Совета республики далеко не случайно:

- Есть тревога и тревога объективная. В переходный период появилось достаточно много новых людей, которые даже не до конца понимали, на какую работу они идут и что нужно делать в новых условиях. Смена поколений, новые взгляды на жизнь, новые условия - все это заставило нас переучиваться. Кто захотел, тот это уже успел сделать, а кого-то надо понуждать. Сегодня уже не 1990 год, и все списывать на то, что государственная или муниципальная служба непрестижна, уже не удастся.

Это несерьезный и необъективный подход, он не должен быть аргументом, чтобы держать на ведущих должностях людей без образования, тем более без профессионального. Для нас важно, чтобы представители власти были не только квалифицированными, но и у них был бы какой-то общий стереотип при поступлении на службу. Если мы говорим о конкурсе, то и положения о них тоже должны быть похожими.

Почему у нас не любят власть? Да потому, что муниципальная, государственная службы населены людьми, которые не умеют ею пользоваться, они не приносят удовлетворение тем, ради кого были организованы. Вот и складывается мнение, что вся власть плохая. Действительно, там есть плохие специалисты и руководители, неумелые люди. Качество власти будет меняться в зависимости от того, кого мы туда будем направлять. Необходимо пристальное внимание к этим проблемам как со стороны общественности, так и всех нас.

Качество служащих надо радикально менять. Тем более что новое законодательство предусматривает довольно серьезные и непростые в исполнении функции местной власти. Повышается самостоятельная роль органов местного самоуправления, межмуниципальные объединения будут наделяться государственными функциями, что вообще подразумевает высокий уровень подготовки специалистов. Эти люди будут выполнять и государственную работу. Перераспределятся функции, повысится ответственность, качество работы, а количество чиновников должно сократиться, ради этого и проводится административная реформа.

Речь идет в целом о количестве людей, которые будут заняты в исполнительной власти. Если же муниципальный уровень наделяется дополнительными функциями, то не исключено, что на каких-то местах количество служащих даже увеличится. Это естественный и нормальный процесс. Но при этом будет сокращаться количество государственных служащих. Сама идея реформы в том, чтобы передать функции и сократить общее количество чиновников. Президент говорит, что необходимо уделять больше внимания региональной власти. Поскольку сегодня решение многих вопросов передано на уровень Федерации, тогда что же такое региональная власть?

Людмила ЕЛАГИНА
Карелия, октябрь 2004

Техническая поддержка портала
Создано 5 октября 2004. Отредактировано 5 октября 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.