Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Путевка в жизнь для трудных подростков

В дни грядущих школьных выпускных вечеров педагоги почти из всех регионов страны обсуждали в Петрозаводске проблему социализации и адаптации к самостоятельной жизни выпускников специальных школ для детей с девиантным поведением. "Ресоциализация воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа" - такова тема всероссийского семинара-совещания, который прошел в столице Карелии с 24 по 26 мая.

Руководители специальных учебно-воспитательных учреждений России решали: как помочь подростку, совершившему ряд общественно опасных деяний и по решению суда направленному в спецшколу закрытого типа, адаптироваться к самостоятельной, свободной, а не закрытой жизни.

Местом проведения семинара стала специальная общеобразовательная школа N 8 г. Петрозаводска. В Карелии начали перенимать опыт европейских коллег по профилактике социального отчуждения детей от общества в совместной деятельности по проекту "Навстречу лучшей жизни": школа N 8 открыла двери для родителей, созданы условия для проживания и общения в комнате для родителей, количество родителей, участвующих в жизни школы, увеличилось за три года в 2,5 раза.

Директор специальной школы N 8 Николай Брысин представил новую программу содержания и воспитания подростков с отклонениями в поведении - "Перспектива". Вслед за ним выступила Анники Алхо, директор самого успешного в Финляндии учреждения, с докладом "От учреждения наказания к Центру реабилитации семьи".

Финляндское государство в 1983 году начало реформу подобных спецшкол. Переобучение персонала спецшкол Финляндии на работу с семьей заняло девять лет. Сейчас они имеют статус центра реабилитации семьи и детей с отклоняющемся поведением. Смысл реформы в том, что дети приносят ценности и мораль своей семьи в спецшколу, и социализация ребенка возможна вместе с реабилитацией семьи, формирующей новые установки своей жизни.

- Мы специально построили семинар таким образом, чтобы чередовались картины российской формы работы с трудными детьми и европейской, - говорит Галина Федоровна Григорьева, начальник отдела специального образования и защиты прав детей Министерства образования Карелии, - чтобы сделать сравнительный анализ и внести предложения по изменению российской нормативно-правовой базы деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением как учреждений по ресоциализации семьи, детей и молодежи. Внести предложения, отражающие интересы защиты детей и их ближайшего окружения, в нормативно-правовые акты ювенальной юстиции и в проект федерального закона РФ "О предупреждении и профилактике насилия в семье".

Из карельских методик работы с воспитанниками специальных учебно-воспитательных учреждений на семинаре была представлена программа Индивидуального психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка и программа "Исцели душу". Она действует на базе открытого зоокомплекса ООО "Карелия-Интер", социального партнера спецшколы N 8.

Другие социальные партнеры - Психолого-медико-педагогический центр Карелии, Петрозаводский педагогический колледж, Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Карелии, Институт повышения квалификации работников образования - тоже приняли участие в работе семинара-совещания. Но главным социальным партнером, по мнению всех участников совещания, является семья! Однако ни Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением от 25 апреля 1995 года N 420, утвержденное Правительством РФ, ни финансирование данных учреждений не учитывает главный ресурс родителей и близких в решении социализации и реабилитации детей.

Пока трудный ребенок находится в спецшколе, за его развитием следят педагоги. Он учится, занимается в кружках и секциях. После выпуска с бывшим воспитанником пять лет ведется переписка. Из нее педагоги узнают, как сложилась жизнь их выпускника по месту жительства, где его не ждет ни семья, ни общество. Статистика неутешительная: пьянство вместе с родителями, уголовные дела.

Специалисты считают: чтобы выпускники начали достойную самостоятельную жизнь, нужна комплексная работа сразу нескольких субъектов профилактики: социальных служб, работающих по планам обслуживания семьи, при поддержке специалистов комиссии по делам несовершеннолетних, службы занятости.

У Министерства образования Карелии уже выработан ряд рекомендаций и предложений по проблеме воспитания и адаптации к самостоятельной жизни выпускников спецшкол. Рекомендации внесены в Резолюцию семинара и будут направлены в адрес Министерства образования и науки РФ, федеральных органов исполнительной власти, руководителей специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа.

Но, главное, считают в Министерстве образования Карелии, необходимо понимание проблемы со стороны общества и переход от карательной политики в отношении семьи к социальноориентированной, способствующей самоуважению и самовоспитанию граждан России.

Техническая поддержка портала
Создано 30 мая 2006. Отредактировано 30 мая 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.