Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Торговать надо уметь

Последние годы торговля и общественное питание являются динамично развивающимися отраслями экономики в республике. О том, как преобразились эти сферы деятельности и благодаря чему они успешно развиваются, мы беседуем с начальником отдела экономики торговли, товарных рынков и лицензирования министерства экономического развития республики Ириной Балабановой.

- На сегодняшний день, - говорит она, - розничная торговая сеть республики насчитывает более 4 тысяч магазинов и павильонов с торговой площадью 265 тысяч квадратных метров.

Решаются проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, развиваются предприятия торговли в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения. Они в широком ассортименте реализуют продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости всем категориям населения, включая пенсионеров.

- А какие технические новинки появились в последнее время? Ведь мы все же живем в период научно-технического прогресса.

- Активно внедряется метод обслуживания населения посредством дисконтных и платежных карт, практически в каждом районе организованы услуги по предоставлению населению рассрочки платежа на покупку непродовольственных товаров. Используются современные формы учета поступления и реализации товаров с помощью штрихового кодирования товаров и компьютерно-кассовых комплексов, позволяющие не только увеличить покупательскую способность, но и обеспечить легализацию денежного оборота. Продолжает расти количество магазинов, осуществляющих работу по методу самообслуживания.

- Важный фактор развития рынка розничной торговли приход инвесторов. Что можно сказать в этом плане?

- В республику пришли известные сетевые операторы розничной сети регионального уровня. Пример тому - ввод двух супермаркетов "Магнит" ЗАО Тендер" и гипермаркета по продаже компьютерной техники компанией "Эвальвента" из Санкт-Петербурга, обладающей торговым брендом "КЕЙ". Цивилизованной становится и мелкорозничная торговля. В прошлом году производилась замена остановочных комплексов и киосков на современные модули.

- А происходят ли изменения в сфере торговли и общественного питания в сельской местности?

- Торгующие организации и предприниматели в 2006 году инвестировали 27 миллионов рублей собственных оборотных средств в реконструкцию 51 и строительство 11 объектов. Проведена реконструкция магазинов в селе Кончезеро Кондопожского района, поселке Харлу и деревне Янис Питкярантского района, поселке Идель Сегежского района, в поселках Пяльма, Кривцы и деревне Куганаволок Пудожского района и других.

- Какова роль в улучшении сферы торговли и общественного питания на селе потребительской кооперации?

- Потребительская кооперация республики возвращает свои позиции на потребительском рынке, развивается, как социально-ориентированная отрасль, расширяя наряду с традиционными видами деятельности сферу бытового обслуживания на селе. Совокупный объем деятельности кооперативных организаций в минувшем году составил один миллиард рублей, в том числе торговый оборот 830 миллионов рублей. Практически все потребительские общества системы (за исключением Суоярвского райпо и Ведлозерского сельпо) сработали рентабельно.

Правительство республики обеспечивало поддержку потребительской кооперации в сельской местности. В частности, через установление пониженной ставки налога на прибыль и налога на имущество в доле республиканского бюджета. Учтены пожелания органов местного самоуправления и предприятий потребительской кооперации по освобождению в 2006 году от применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в труднодоступных и малонаселенных пунктах Олонецкого, Прионежского, Питкярантского, Кондопожского районов республики. На сегодня в Карелии 309 таких населенных пунктов, что составляет более половины от общего количества сельских населенных пунктов республики. Это позволило минимизировать расходы предпринимателей и сохранить торговую сеть на селе.

- Словом, многое делается, чтобы торговля и общественное питание динамично развивались. Каковы же результаты?

- Рост реально располагаемых доходов населения республики,обновление торговой сети с увеличением спектра торговых услуг, совершенствование форм обслуживания позволили обеспечить положительную динамику развития оборота розничной торговли в республике. В прошлом году он составил 33 миллиарда 286 миллионов рублей и возрос по сравнению с 2005 годом в сопоставимых ценах на 7,4 процента. Продажа товаров в расчете на душу населения по республике составила 47 тысяч рублей, что превышает этот показатель 2005 года на 7 тысяч рублей.

- За счет чего сохраняется тенденция роста оборота общественного питания?

- Рост обеспечивается за счет увеличения доли реализованной населению собственной кулинарной и обеденной продукции. По экспертной оценке в 2006 году через сеть общественного питания населению реализовано продукции собственного производства и покупных товаров на сумму 13 миллиардов рублей, что превышает уровень продаж периода прошлого года в фактических ценах на 25 процентов, в сопоставимых - на 3,4 процента. Сохраняется тенденция развития узкоспециализированных предприятий - кофеен, чайных, предприятий быстрого обслуживания (фаст-фуд), а также изменения типов и профиля предприятий за счет реконструкции, обновления дизайна интерьеров, а также работающих по системе франчайзинга.

- В целях реализации решений Президента России о принятии дополнительных мер по совершенствованию торговли на оптовых и розничных рынках правительство республики установило правила организации рынков на территории Карелии. Какова ситуация в рыночной торговле сейчас?

- Установление правил, безусловно, поможет навести порядок на рынках. Доля товарооборота формируемого на вещевых и смешанных рынках в республике сократилась с 22,4 процента в 2001 году до 13,8 в настоящее время. Это свидетельствует о возвращении покупательских потоков в стационарные предприятия торговли. Дефицита в предложении товаров и удовлетворении спроса населения на непродовольственные и продовольственные товары, увеличение необоснованного роста цен на рынках в этом году в связи с высвобождением иностранных граждан в республике не произойдет.

- Знаю, что министерство экономического развития ежегодно проводит маркетинговые исследования рынка по товарным группам в городах и районах республики. Для чего это делается?

- В целях формирования стратегии развития торговли и общественного питания, восстановления позиций российских производителей на внутреннем потребительском рынке под потребность населения. На основании маркетинговых исследований проводится анализ среднедушевого потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров в разрезе территорий и товарных групп. Данные маркетинговых исследований позволили министерству в период распространения негативной информации о прекращении поставок поваренной соли в Российскую Федерацию, в условиях ажиотажного спроса на поваренную соль в январе-марте прошлого года не допустить перебоев в снабжении населения республики этим продуктом, незамедлительно начать проведение разъяснительной работы с населением. В том числе и через средства массовой информации мы рассказывали о наличии запасов поваренной соли в торгующих организациях республики, нормах потребления и удовлетворении потребности всех категорий населения Карелии в этом виде продукта. Аналогичная ситуация наблюдалась на республиканском рынке сахара, спичек, растительного масла. Одновременно маркетинговое обследование учитывается при разработке прогнозных показателей развития торговли и общепита по муниципальным образованиям, проведении ежемесячного мониторинга развития торговой отрасли, выработки предложений для включения в программы развития территорий, обеспечения учетной базовой потребности населения в основных видах продовольственных и промышленных товаров.

Беседу вел Наиль Шабиев

Техническая поддержка портала
Создано 2 марта 2007. Отредактировано 2 марта 2007.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.