Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Деньги решают не все

Очень трудно найти человека, который был бы доволен тем, как учат его детей учителя, как лечат его семью врачи или защищают милиционеры. Но, наученные строительством коммунизма, мы чаще всего миримся с тем, что есть, тем более что каждый день слышим про скудное финансирование бюджетной сферы, низкие зарплаты и допотопную материальную базу бюджетных учреждений.

Оставим в стороне вопрос, есть ли деньги в стране. Попробуем разобраться, есть ли они в республике и все ли они решают?

Об этом и о многом другом – разговор с заместителем министра финансов РК Ириной Ахокас.

- Ирина Илмаровна, последние несколько лет стали для Карелии очень успешными в плане экономики. Росли доходы бюджета, соответственно увеличивалась расходная часть. Но в этом году специалисты Минфина снова заговорили о необходимости экономии средств. С чем это связано?

- Действительно, экономика Карелии стабильно растет, особенно успешен в этом плане был 2005 год. Но при этом мы пока остаемся дотационным регионом, а наш бюджет – дефицитным. Чтобы покрыть дефицит, республика вынуждена прибегать к заимствованиям, и в этом году государственный долг Карелии достиг 3 миллиардов рублей.

Само по себе это не катастрофа. Существует положение Бюджетного кодекса РФ, ограничивающее размер государственного долга по отношению к объему бюджета, и мы к этой планке пока не приблизились даже наполовину. Тем не менее, долг нужно не только выплачивать, но и обслуживать, а это тоже расходы. И если в прошлом году мы могли себе позволить вкладывать больше cредств в развитие и обновление основных фондов, то есть больше капитальных расходов, то в этом году мы уже вынуждены думать о балансе между нашими потребностями и возвратом долга.

- Но ведь экономика развивается, и доходы должны расти!

- Они и растут, но недостаточно быстро. Если рост доходов в год составляет 10-12 %, расходы не могут возрасти на 20. В этом году прогнозируемый рост доходов – 1,3 миллиарда рублей, а только на повышение зарплаты и социальных выплат требуется 1,5 миллиарда. Отсюда – дефицит, иначе мы не смогли бы вложить в развитие ни рубля, а развиваться надо. Другой вопрос – в каком направлении должна развиваться бюджетная сфера?

Многим кажется, что если выделять достаточно средств на строительство и ремонт школ, больниц, закупку оборудования, то и качество бюджетных услуг вырастет само собой. К сожалению, практика показывает, что это не так. Можно оснастить поликлинику по последнему слову техники, но если персонал будет некомпетентен или невнимателен к пациентам, то деньги, потраченные на оборудование, можно считать выброшенными. Между качеством услуг и объемом вложенных средств не существует прямой зависимости.

- Но ведь нельзя обойтись без современного оборудования, помещений…

- К этому никто и не призывает. Другое дело, что и на это наши общие деньги нужно тратить экономно. И если поступает предложение построить школу на 150 мест в поселке, где в ближайшие годы количество учеников уменьшится в разы, при том что цена вопроса 150 миллионов рублей, думаю, соглашаться на это не следует – это авантюра. Я говорю о том, что ограничиваться только капитальными вложениями нельзя. Прежде чем требовать средств, надо осмыслить, на что они пойдут, и насколько вырастет в результате качество услуг.

Уже два года Карелия внедряет новую систему финансирования бюджетных отраслей – так называемый БОР (бюджет, ориентированный на результат). Эта система распределения бюджетных средств принята во многих развитых странах и предназначена для того, чтобы предоставить населению больший объем услуг за меньшие деньги, то есть повысить эффективность бюджетных вложений.

У нас принято финансировать бюджетные учреждения – например, есть больница, в ней определенное количество коек, определенный штат, здание, которое нужно содержать, и все это оплачивается бюджетом вне зависимости от того, сколько услуг и какого качества оказано населению, довольны ли люди лечением. Нет, конечно, какие-то показатели работы учитываются и тут, но решающей роли при определении финансирования они не играют.

Работа на результат предполагает другой подход. Министерства и ведомства определяют цели своей работы и задачи, выполнение которых должно помочь достичь целей, а также объем финансовых ресурсов, которые понадобятся для их достижения. Причем главным критерием при определении целей и задач является удовлетворенность потребителя количеством и качеством услуг.

- Если этой системе уже два года, потребители услуг должны бы ощутить улучшение?

- По идее, да. Но главный показатель – мнение потребителей услуг – пока меняется медленно, и никакие вложения в строительство больниц и школ не переломили эту тенденцию. Беда в том, что отдельные министерства и ведомства то ли так и не поняли сути реформы, то ли формально подошли к ее проведению. Сотрудники Минфина неоднократно сталкивались с тем, что сами работники школ, больниц, библиотек вообще никогда не слышали о том, что от них ждут изменения стиля работы. И понятие «бюджет, ориентированный на результат» им почти незнакомо. А из министерств и ведомств мы получаем вполне осмысленные отчеты, где все показатели на месте… То есть внедрение системы застряло на уровне верхнего звена и вниз пока не пошло. Изменилась не работа, а отчетность. Видимо, в этом есть и наша недоработка, но мы видим проблему и будем исправлять положение. Когда работа отдельно, а показатели отдельно, результата ждать не приходится.

- А можно ли вообще требовать от низовых исполнителей изменения стиля работы при сохранении существующей системы оплаты труда? Если зарплата работника зависит только от единой тарифной сетки, он просто не поймет, чего от него хотят.

- Как раз сейчас Правительство разрабатывает новые отраслевые системы оплаты труда на основе показателей результативности. Уже в этом году переход на новую систему ждет образовательные учреждения, затем наступит очередь других отраслей. Вообще проблема оплаты труда в бюджетной сфере не только назрела, но и перезрела, так что чем скорее мы ее решим – тем лучше и для потребителей, и для самих работников.

- А для бюджета?

- Полагаю, что и для бюджета тоже. У нас, как и в других регионах, существует программа оптимизации бюджетных расходов. Она действует уже на протяжении ряда лет, но результаты нас не удовлетворяют. Видимо, во главу угла был поставлен не поставлен результат труда. И бюджет, ориентированный на результат, может помочь. Кроме того, в настоящее время сами услуги занимают в бюджете недостаточную долю. Думаю, эта доля должна расти.

- Если вернуться к исполнению бюджета – какая самая главная проблема стоит перед республикой?

- Если иметь в виду этот год, неплохо будет уже, если удастся сохранить расходы в намеченных рамках. Если же говорить о среднесрочном планировании, надо стремиться снизить дефицит хотя бы до процента инфляции. Нужно постепенно переводить средства из сферы содержания учреждений в сферу финансирования услуг. И нужно наконец перестать рассчитывать на увеличение расходной части бюджета в течение года и научиться укладываться в отведенную сумму. Конечно, бывают чрезвычайные обстоятельства. Но кажущаяся легкость исполнения бюджета приводит к тому, что у многих руководителей создается впечатление: бюджет неисчерпаем. К сожалению, это далеко не так. И когда руководители министерств и ведомств выходят с предложениями увеличить расходы в процессе исполнения бюджета, бывает нелегко объяснить, что средства на это просто негде взять. При таком подходе республика может еще больше залезть в долги, а среднесрочное планирование вообще потеряет смысл.

По оценкам Минфина, нынешний бюджет – самый напряженный за последние девять лет, и справиться с ситуацией мы сможем только общими усилиями всех министерств и ведомств. Если работать в команде, а не заниматься «перетягиванием одеяла», то все получится.

Беседовала Тамара Спектор

Техническая поддержка портала
Создано 27 марта 2007. Отредактировано 27 марта 2007.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.