Вы находитесь на неактуальной версии Официального интернет-портала Республики Карелия.
Переход на модернизированную версию Официального интернет-портала Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/.
Обращаем внимание, что модернизированная версия Официального интернет-портала Республики Карелия находится в статусе бета-тестирования.

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
В поисках дополнительных доходов

Говорят, денег много не бывает, особенно если это касается бюджета республики. Ведь расходных статей столько, что порой с трудом удается найти средства на самое необходимое. Поэтому управлению доходов министерства финансов приходится прилагать немало усилий, чтобы увеличивать налоговые и неналоговые поступления. О том, как ведется эта работа, какие дополнительные меры предпринимаются в этом направлении, мы ведем разговор с начальником управления Еленой БЕЛЯЕВОЙ.

- С проблемами исполнения бюджета в текущем году, - говорит она, - мы столкнулись в августе, когда даже не выполнили план по доходам. В сентябре ситуация повторилась. С крупными налогоплательщиками мы работаем ежедневно, выясняем причины снижения налоговых платежей. Оказалось, что в августе-сентябре пошли возвраты налога на прибыль крупных предприятий. Им позволяет это делать налоговое законодательство, но для бюджета это, конечно, чрезвычайная ситуация. Крупные предприятия заявляли возвраты на прибыль до 32 миллионов рублей. В текущем году – это одна из самых серьезных проблем для нас.

С налогом на прибыль ситуация всегда такая зыбкая. Налоговое законодательство позволяет предприятиям самостоятельно формировать список затрат. Если доказано, что они необходимы для производства продукции, то эти затраты включаются в себестоимость.

- То есть предприятие заявляет о переплате, и вы вынуждены возвращать им ранее уплаченные налоги на прибыль?

- Да, по налоговому законодательству при подаче уточненной декларации предприятию обязаны в течение месяца эти деньги вернуть. Мы обратились в налоговые органы с просьбой проверить обоснованность возвратов. Ведь некоторые предприятия и организации подают уточненные декларации даже за 2004 год. Попросили управление федеральной налоговой службы по РК разобраться и в следующей ситуации. По статистическому сборнику налоговая база по сравнению с предыдущим периодом возросла на 47 процентов, а налог на прибыль не увеличивается в этой же пропорции. Более того, по ряду отраслей он уменьшается. Например, в целлюлозно-бумажной промышленности он уменьшился в шесть раз при росте самой налоговой базы.

- Налог на прибыль – один из основных источников дохода?

- Совершенно верно. Наряду с налогом на доходы физических лиц. По налогу на прибыль за десять месяцев текущего года недополучили 105 миллионов рублей. Если бы налоговые органы взыскивали платежи, засевшие в недоимке, которые на 1 ноября 2007 года составили 49 миллионов рублей, мы могли бы на 50 процентов скомпенсировать недопоступление налога на прибыль.

- Учитывая возврат налога на прибыль, удалось ли выполнить план по доходам?

- Мы вынуждены были обратиться к крупнейшим предприятиям и попросить их досрочно уплатить налог на имущество организаций и некоторые из них пошли на это. За счет этого план десяти месяцев выполнили на 111 процентов. Налог на имущество прозрачный, его невозможно увести, но, тем не менее, на начало текущего года 26,6 миллиона рублей осело в недоимке. Однако за 10 месяцев ее не только не погасили, она еще и возросла на 3,5 миллиона рублей.

- Что еще вызывает беспокойство?

- Налог на доходы физических лиц, являющийся основным источником для местных бюджетов. План по этим доходам выполняется, но темпы роста этого источника не соответствуют даже росту заработной платы. То есть, на наш взгляд, большие суммы налога не выплачиваются.

- Почему так происходит?

- Налог на доходы физических лиц, так называемый НДФЛ, уплачивают за нас предприятия и этим пользуются. Они обязаны в день выдачи зарплаты давать платежные поручения на перечисления налогов. Однако отдельные предприятия зарплату выплачивают, налог начисляют, удерживают его с работников, но в бюджет деньги не перечисляют.

- Много таких предприятий?

- К сожалению, да. Раньше все предприятия ежеквартально отчитывались перед налоговой инспекцией о том, сколько они начислили, сколько уплатили, все было прозрачно. В 2001 году с вводом новой главы налогового кодекса подоходный налог заменили на налог на доходы физических лиц и отчетность вообще ушла. Мы не раз обращались в Правительство и Министерство финансов Российской Федерации, дважды от имени республики вносили законодательную инициативу в Государственную Думу по восстановлению этой отчетности, но наши инициативы были отклонены. В этих условиях правительство Карелии пошло даже на то, чтобы, проработав вопрос с Госкомстатом, установить добровольную региональную отчетность для предприятий об уплате налогов на доходы физических лиц. Этой формой отчетности перед Госкомстатом охвачено три тысячи юридических лиц, что составляет примерно половину действующих в республике предприятий, но только 70 процентов из них отчитывается. Однако даже, несмотря на это, в первом полугодии текущего года сумма не выплаченного налога на доходы физических лиц, то есть удержанного, но не внесенного в бюджет, составила 142 миллиона рублей. Если учесть все предприятия, то по НДФЛ мы не дополучаем порядка 200 миллионов рублей.

- Предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели, как известно, должны платить единый налог по упрощенной системе налогообложения или единый налог на вмененный доход. Как обстоит дело с этими поступлениями?

- В ноябре мы зафиксировали рост задолженности по ежеквартальным платежам. План по единому налогу на вмененный доход выполнен всего на 94 процента, но на это есть и объективная причина. Она связана с тем, что при расчете этого налога применяется так называемый корректирующий коэффициент базовой доходности и его размер ежегодно устанавливается на федеральном уровне. В этом году получилось так, что вначале была установлена одна величина, потом – другая, гораздо меньше. Платежи, естественно, снизились, но недоимка по единому налогу на вмененный доход превысила 24 миллиона рублей, а недопоступило 17 миллионов. При условии взыскании этого платежа в полном размере, выпадающие доходы местных бюджетов были бы скомпенсированы за счет повышения налогового администрирования. Этот вопрос мы тоже ставили перед налоговыми органами.

- Четыре года назад впервые был введен транспортный налог, который с самого начала собирался довольно сложно. Как сейчас складывается ситуация?

- За 10 месяцев практически выполнен годовой прогноз по транспортному налогу, составляющий 198 миллионов рублей. Однако на 1 ноября недоимка составила 80,9 миллиона рублей. Это тоже серьезная проблема. На последнем совещании мы тоже говорили об этом с представителями налоговых органов. Они пытаются в части взимания этого налога найти даже неформальные методы работы с налогоплательщиками, работают с таможенными органами, со службой судебных приставов. Сведения о недоимщиках даются на таможни, и при пересечении государственной границы Российской Федерации им не предоставляется возможность выехать за рубеж.

- В связи с изменением федерального законодательства с 1 июля 2007 года в республике была проведена полная ревизия игорного бизнеса. Сказалось ли это положительно на налоговых поступлениях от этого вида деятельности?

- Казалось бы, все игорные автоматы были пересчитаны до единицы, однако недоимка на 1 ноября по этому бизнесу превысила три миллиона рублей. С начала года она увеличилась на 1 миллион 200 тысяч рублей. Этот вопрос мы тоже поднимали перед налоговой инспекцией.

- Какие меры принимает министерство финансов и, в частности, ваше управление по увеличению доходов в бюджете республики?

- На днях мы провели совещание с участием администраторов доходов. Рабочие встречи с ними у нас практиковались и раньше, но в последнее время мы вынуждены были их формализовать. В октябре утвержден план мероприятий по обеспечению выполнения доходной части бюджета. То есть совещание было плановым, проводил его заместитель министра Александр Грищенков. Из администраторов участвовали представители управления федеральной налоговой службы и управления федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору. Последние администрируют плату за негативное воздействие на окружающую среду.

- Что решено на этом совещании?

- Мы обратились к федеральной налоговой службе с предложением руководствоваться не только налоговым кодексом, но и применять неформальные способы в работе с налогоплательщиками. Нужно и разъяснительную работу проводить, привлекать другие органы власти, к примеру, МВД. При формировании планов проверок учитывать и наши обращения, в первую очередь, проверять предприятия, заявившие возвраты и снизившие платежи, продолжить работу с убыточными предприятиями. Мы попросили налоговые органы ставить нас в известность о предстоящих крупных возвратах. Сейчас мы узнаем об этом по факту. Расходы надо финансировать каждый день, зная о возвратах заранее, можно манипулировать каким-то образом.

- Насколько мне известно, распоряжением правительства республики создана комиссия по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов. Уже есть результаты ее деятельности?

- В октябре оперативно провели сразу два заседания. На первом, состоявшемся 23 октября, рассмотрели деятельность двух администраторов: министерство промышленности и природных ресурсов и государственный комитет по лесу. У комитета была проблема по поступлению платежей в связи с вступлением в действие нового лесного кодекса. В связи с отменой в этом году повышающих коэффициентов комитет оценивал потери в 75 миллионов рублей. Они как выпадающие источники должны быть компенсированы. Представители комитета по лесу обещали принять все меры по взысканию недоимки и провести еще ряд аукционов, чтобы погасить потери. Следует отметить, что слово свое они держат. В бюджет республики в счет погашения задолженности прошлых лет по арендной плате от арендаторов лесного фонда поступило 62, 6 миллиона рублей.

На следующем заседании мы рассмотрели вопрос по сокращению задолженности по НДФЛ в Петрозаводске, Сортавальском и Суоярвском районах. В этих районах самая большая задолженность . На заседание также пригласили руководителей двух петрозаводских фирм. Охранное предприятие «Бонтон» задолжало в бюджет республики по уплате налога на доходы физических лиц 840 тысяч рублей. Здесь выплачивалась зарплата, а имеющиеся проблемы решались за счет платежей по НДФЛ. Комиссия обязала руководителей предприятия до конца года погасить имеющуюся задолженность по налоговым платежам во все уровни бюджетов и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Руководители предприятия ООО «Центр – Сервис», задолжавшего по уплате налога на доходы физических лиц бюджету 559 тысяч рублей, пришли на заседание с копиями платежных поручений на перечисление налогов. Само приглашение на комиссию возымело действие.

Эту работу мы будем продолжать. Ведь 32 процента бюджета республики формируется за счет НДФЛ и еще 32 процента составляет налог на прибыль.

Беседу вел Наиль Шабиев

Техническая поддержка портала
Создано 5 декабря 2007. Отредактировано 5 декабря 2007.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.