Вы находитесь на неактуальной версии Официального интернет-портала Республики Карелия.
Переход на модернизированную версию Официального интернет-портала Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/.
Обращаем внимание, что модернизированная версия Официального интернет-портала Республики Карелия находится в статусе бета-тестирования.

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Главный приоритет - качество жизни

Становление системы местного самоуправления является одним из важнейших направлений социально-экономических и политических преобразований в России и в Карелии. От уровня развития муниципальных образований в значительной степени зависит жизнеобеспечение населения. О том, как решается эта проблема, что мешает развитию поселений, мы беседуем с начальником управления развития экономики муниципальных образований и государственного заказа министерства экономического развития РК Александром БЕРДЮГИНЫМ.

- В ходе реформы местного самоуправления, - говорит он, - в республике образовано 127 муниципальных образований, из них 87 – сельских и 24 городских, два из которых - Петрозаводск и Костомукша – наделены статусом городского округа. Образован Прионежский муниципальный район, 15 муниципальных образований наделены статусом муниципального района.

- Какие проблемы выявились с организацией местного самоуправления по поселенческому принципу?

- Это, прежде всего, неоднородность муниципальных образований, значительные различия между ними по уровню социально-экономического развития, несбалансированность доходов и расходов, недостаточность источников финансирования и дефицитность местных бюджетов, недостаток профессионально подготовленных кадров.

К наиболее острым проблемам, которые приходится решать муниципальным образованиям можно отнести обеспечение деятельности коммунального комплекса (систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, снабжения топливом), а также содержание муниципального жилого фонда.

Объем полномочий большинства образований не соответствует их материально-финансовым ресурсам, многие из них – дотационные. Низкая налоговая составляющая в доходах местных бюджетов сокращает возможности органов местного самоуправления в развитии муниципальных образований. Так, удельный вес налога на имущество физических лиц в доходах местных бюджетов не превышает 0,5 процента, а земельного налога составляет всего 5 процентов.

- Конечно, можно пойти по пути наименьшего сопротивления, при котором экономика муниципальных образований зависит от решений, принимаемых на республиканском и федеральном уровне, а органы местно самоуправления выполняют функцию пассивного получателя бюджетных средств. Но есть и другой подход – это активный поиск путей повышения эффективности экономического развития муниципального образования с опорой на имеющиеся ресурсы. Что выбирают наши поселения?

- В республике вопросам развития муниципальных образований уделяется серьезное внимание. На уровне правительства РК был поднят вопрос о переходе на системную работу в области экономического и социального развития, как для республики, так и для муниципальных образований. В основе ее – стратегические, среднесрочные и краткосрочные программы экономического и социального развития.

На республиканском уровне реализуются Концепция социально-экономического развития РК до 2012 года, Стратегия развития до 2020 года, предусматривающая повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия Карелии в системе международных и межрегиональных обменов. Реализуется также программа социально-экономического развития республики до 2010 года.

Уже утверждены программы социально-экономического развития восьми районов, в основном на периоды до 2010 и 2011 годов. В городском округе Костомукша принят стратегический план развития до 2015 года.

- Что берется за основу при разработке таких планов?

- Определение приоритетов, целей и ключевых индикаторов социально-экономического развития: качество жизни граждан, конкурентоспособная экономика, возможности для роста. Необходимо также составить перспективный финансовый план, модели прогноза доходов и расходов бюджета муниципального образования, разработать механизмы ресурсного обеспечения программы, систему контрольных показателей реализации намеченного.

- Каким направлениям уделяется особое внимание?

- Развитию малого бизнеса в муниципальных образованиях, разработке мероприятий по повышению качества бюджетных услуг, прежде всего, в социальной сфере, разработке критериев оценки инвестиций в социальную сферу, разработке мероприятий по оптимизации местного самоуправления на территории района.

- Проблема ресурсного обеспечения хозяйственной деятельности связана в основном с бюджетным потенциалом муниципального образования. Как можно повлиять на его увеличение?

- Необходимо улучшить сбор налогов, сократить налоговые льготы, оптимизировать цены на земельные участки и размер арендной платы за использование муниципальной собственности, создавать привлекательный инвестиционный климат. Важным фактором является и проведение технической инвентаризации, осуществление сплошного учета строений и сооружений на территории муниципального образования.

В системе ресурсов существенную роль играет также кадровый потенциал, правовой и другие ресурсы территории. Практика показывает, что богатые материальные ресурсы еще не гарантируют высокий жизненный уровень населения. Скажем, при отсутствии у органа местного самоуправления права на взимание земельного налога земля не может рассматриваться как полноценный ресурс хозяйственной деятельности муниципального образования. Словом, добиться эффективности муниципального хозяйства можно лишь в том случае, если все материальные и не материальные ресурсы территории задействованы, сбалансированы и неуязвимы с точки зрения законодательства.

Беседу вел Наиль Шабиев

Техническая поддержка портала
Создано 17 декабря 2007. Отредактировано 17 декабря 2007.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.