Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Мониторинг социально-экономического развития городов и районов Карелии будет проводиться по новым показателям

В Карелии уже в течение восьми лет ежеквартально по распоряжению правительства проводится мониторинг социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов. Это система наблюдения и оценки экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории республики.

- Целью мониторинга, - говорит начальник управления министерства экономического развития Татьяна Монакова, - является обеспечение качественной и оперативной информацией органов исполнительной власти для принятия управленческих решений. Он ведется на основании данных Карелиястата и органов исполнительной власти.

Жизнь вносит коррективы

Перечень показателей постоянно совершенствуется. Последнее изменение было в 2005 году в связи с переходом органов статистики на общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Действующий мониторинг предусматривает 14 показателей: 7 – экономических и 7 – социальных. Это в основном показатели динамики, они ориентированы на оценку изменения ситуации по сравнению с предыдущим периодом.

В последнее время Карелия приняла стратегию социально-экономического развития республики до 2020 года и программу развития до 2010 года. Их одобрили в Министерстве регионального и Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации. Были поставлены новые задачи с учетом национальных приоритетов, которые необходимо учитывать при оценке ситуации на местах. В связи с этим возникла необходимость по изменению и совершенствованию перечня показателей мониторинга. Об этом шел разговор на недавнем расширенном заседании коллегии министерства экономического развития республики.

Часть показателей, может быть, не столько утратила свою актуальность, сколько перешла на второй план. Если говорить о том, что перечень должен быть ограниченным, а не громоздким и неподъемным, который тяжело воспринимать, обрабатывать и использовать, то, естественно, надо приводить его в соответствие с установленными требованиями. Рабочая группа, созданная с этой целью, изучала методики республик Хакасии и Бурятии.

В Бурятии действуют две методики. Одна направлена на отслеживание выполнения среднесрочных программ социально – экономического развития муниципальных образований и оценку деятельности органов местного самоуправления. Другая призвана определить место района среди других территорий республики.

- В настоящее время у нас тоже ведется два мониторинга, - говорит Татьяна Монакова. - Один - отделом развития экономики муниципальных образований министерства. На сессиях утверждаются программы социально - экономического развития районов и городских округов и по перечню показателей отслеживается их выполнение. Таким образом, оценивается деятельность органов местного самоуправления по достижению поставленных в программах целей. Второй мониторинг ведет наше управление. Он призван оценить ситуацию в социальной и экономической сферах районов и городских округов, определить их место среди других территорий республики.

Рабочая группа пришла к выводу, что кардинальных изменений с точки зрения учета опыта других регионов не требуется. В то же время был усовершенствован действующий перечень. Все же он увеличился с 14 до 22 показателей, разбитых уже не на две, а три группы: экономические, социальные и финансовые. Часть показателей оставили без изменения, некоторые изменили и добавили новые.

По новому перечню

Поскольку в основном рассматривались темпы роста, то на ведущие места могли попасть районы с неустойчивым социально – экономическим положением, у которых высокие показатели сложились из-за низкой базы предыдущего года. Это не совсем объективно, поэтому добавили ряд объемных показателей в расчете на душу населения. Например, индекс физического объема оборота розничной торговли (в процентах) и объем товарооборота на душу населения (в тысячах рублей). Также учитываются теперь объемы платных услуг, инвестиций в основной капитал, чтобы сбалансировать систему показателей и предоставить относительно равные возможности для районов и городских округов в рейтинговой оценке их социально-экономического положения.

Из мониторинга исключен показатель просроченной задолженности по заработной плате, поскольку в настоящее время она составляет незначительную величину. Кроме того, теперь не учитывается темп роста фактических расходов местного бюджета на социальную сферу в расчете на душу населения, так как министерством финансов предложен ряд других финансовых показателей. Исключен из перечня и фактически сложившийся уровень платежей населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.

Вместе с тем появились новые индикаторы. Это темпы роста или снижения ввода жилья, поскольку в республике это одна из острейших социальных проблем. Как известно, Президент России Владимир Путин поставил задачу довести объемы ввода жилья до одного квадратного метра в расчете на каждого человека.

Президент также поставил задачу по улучшению демографической ситуации в стране. Поэтому в мониторинг включены такие показатели, как число родившихся и умерших на одну тысячу человек. Перечень также дополнен таким показателем, как доля семей, получивших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в процентах от общего числа семей, проживающих в регионе. С одной стороны, чем ниже доля этих семей, тем выше социальный уровень на территории. С другой - это может говорить о недостаточной работе органов местного самоуправления. То есть, ситуация не совсем однозначная. Необходимо еще раз проработать этот вопрос с комитетом по реформированию ЖКХ.

Кроме того, перечень дополнен группой финансовых показателей. По словам Татьяны Монаковой, очень важно учитывать удельный вес прибыльных организаций, поскольку данный показатель говорит о конкурентоспособности производимой продукции.

К группе финансовых показателей также отнесены: доля межбюджетных трансфертов из бюджета республики к объему собственных доходов местного бюджета, отношение объема кредиторской задолженности и долговых обязательств муниципального образования к своим доходам и доля собственных расходов местного бюджета капитального характера в общем объеме расходов бюджета без учета целевых средств региональных фондов.

В новом перечне 10 экономических, 7 социальных и 5 финансовых показателей. Министерство экономического развития будет вести мониторинг на основе данных, которые будут предоставлять Карелиястат, ряд министерств и ведомств.

Более объективно и точно

По новому перечню показателей был проведен пробный мониторинг по итогам социально – экономического развития муниципальных образований в прошлом году. По группе экономических показателей на первое место вышел Кондопожский район, на второе – Костомукшский и на третье Петрозаводский городские округа. Определяющее влияние в рейтинге оказали значительные объемы инвестиций на душу населения в Костомукше, где этот показатель составил более 100 тысяч рублей на одного человека, при этом в Пудожском районе – около двух тысяч. В Кондопожском районе и в той же Костомукше самые высокие темпы строительства жилья. Петрозаводск отличился по обороту розничной торговли и объемам платных услуг населению. В отстающих оказались Пудожский и Муезерский районы.

По группе социальных показателей на первом месте Костомукшский, на втором – Петрозаводский городские округа, на третьем – Суоярвский район. Сказался высокий уровень среднемесячной заработной платы в Костомукше, где он составляет более 20 тысяч рублей, тогда как в Олонецком районе едва превышает 9 тысяч. В Петрозаводске самый низкий уровень безработицы – 0,8 процента от экономически активного населения. Суоярвский район оказался в числе лидеров, благодаря высокому уровню рождаемости. По этому показателю он занимает четвертое место в Карелии. Хуже всего социальная сфера развивается в Лахденпохском, Олонецком и Беломорском районах.

По финансовым показателям первое место занял опять же Костомукшский округ, второе – Сегежский и третье – Медвежьегорский районы. Определяющее значение в рейтинге для Костомукшского округа оказала наименьшая доля межбюджетных трансфертов из бюджета РК к объему собственных доходов, высокий удельный вес прибыльных предприятий, высокая доля собственных расходов местного бюджета капитального характера в общем объеме расходов в Сегежском районе. В Медвежьегорском районе и Костомукше зафиксированы высокие темпы роста налоговых платежей.

Аутсайдеры – Муезерский, Беломорский и Калевальский районы. В целом по всем трем группам показателей на первом месте Костомукшский городской округ, на втором - Петрозаводский и на третьем - Кондопожский муниципальный район. В числе отстающих Муезерский, Пудожский и Беломорский районы.

- Если сравнивать результаты действующего мониторинга и по новым показателям, - говорит Татьяна Монакова, - то большие расхождения в худшую сторону по Беломорскому и Калевальскому районам. По действующему мониторингу Беломорск занимал восьмое место, теперь – шестнадцатое. Калевала была на пятом месте, а по новым показателям - на двенадцатом. В то же время для Сегежи и Сортавала итоговые места изменились в лучшую сторону. С 9 на 4 место поднялась Сегежа и с 11 на 7 - Сортавальский район. По остальным районам небольшие отличия (от 1 до 3 пунктов).

Участники коллегии сошлись во мнении, что усовершенствованный мониторинг более точно и объективно отражает ситуацию на местах. Органам исполнительной власти рекомендовано предоставлять в министерство не только показатели и пояснительные записки, но и предлагать меры для улучшения положения в районах.

В ближайшее время новый перечень предстоит доработать и внести его на рассмотрение в правительство республики. И уже после его утверждения мониторинг будет проводиться по новым показателям.

Наиль Шабиев

Техническая поддержка портала
Создано 2 апреля 2008. Отредактировано 2 апреля 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.