Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Повышать эффективность расходов

Начиная с 2001 года, осуществляется реформирование бюджетного сектора республики. Работа строилась в соответствии с разработанными и утвержденными программами. В прошлом году завершилось выполнение программы оптимизации расходов бюджета РК на 2005-2007 годы. Об итогах ее реализации в прошлом году рассказал на планерном совещании в правительстве исполняющий обязанности министра финансов Сергей Михайлов.

-В свете проводимых в стране реформ в бюджетном секторе, сказал он, - перехода к принципам бюджетирования, ориентированного на результаты, внедрения программно-целевых методов бюджетного планирования, а также с учетом достигнутых результатов программы дополнялись новыми направлениями, мероприятиями и показателями оценки эффективности их реализации.

Основным направлением программы оптимизации 2001 года являлось проведение реорганизации сети бюджетных учреждений. Главными целями программы 2005 года уже были концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях экономического и социального развития республики и формирования эффективной системы бюджетных расходов, эффективное выполнение полномочий органов государственной власти РК и органов местного самоуправления муниципальных образований. В их числе также формирование единой гармоничной системы государственных услуг, расширение рынка платных услуг и совершенствование процесса государственных закупок для государственных нужд.

Подводя итоги программы оптимизации расходов бюджета РК на 2005-2007 годы, Сергей Михайлов отметил, что за это время было реализовано более 120 мероприятий в области образования, культуры, здравоохранения, сельского хозяйства, строительства, регулировании тарифов и ряде других. В реализации мероприятий участвовали многие органы исполнительной власти.

В 2005 году от реализации программы был получен финансовый эффект (условная экономия) в сумме 643,6 миллиона рублей. в 2006 году – 779,5 миллиона, в прошлом году – 1 миллиард 208,7 миллиона рублей.

Исполнительными органами государственной власти республики исключались избыточные функции, в том числе путем ликвидации или реорганизации подведомственных государственных учреждений с передачей функций, выполнявшихся данными учреждениями, федеральным органам государственной власти или органам местного самоуправления, совершенствовалась структура подведомственной сети и собственных структурных подразделений.

В соответствии с рекомендациями правительства большинством муниципальных образований также были приняты и реализовывались программы оптимизации расходов местных бюджетов. В рамках этих программ проведены мероприятия по реорганизации сети муниципальных учреждений социально-культурной сферы. По информации органов местного самоуправления экономия бюджетных средств по данным программам в 2005 году в целом по муниципальным образованиям составила 34,5 миллиона рублей, в 2006 году – 58,6 миллиона и в 2007 году – 122 миллиона рублей.

Наиболее эффективно проводили мероприятия по оптимизации бюджетных расходов органы местного самоуправления Петрозаводского ( экономия средств составила 34 миллиона рублей), Костомукшского (40 миллионов) городских округов, Кондопожского (16 миллионов рублей) и Сегежского (14 миллионов) муниципальных районов.

По словам Сергея Михайлова, для оценки результатов проведения программы министерство финансов использует индикативную систему, отражающую влияние проводимых мероприятий в рамках программы на расходы бюджета республики в целом.

В целом за весь период реализации программы увеличился объем оказания платных услуг, выросла доля расходов бюджета республики, направляемых на реализацию целевых программ в общем объеме расходов бюджета. В условиях меняющейся конъюнктуры банковского сектора и рынка заимствований обеспечено оптимальное соотношение расходов на обслуживание государственного долга РК и средневзвешенного остатка долговых обязательств.

Рассматривая итоги прошлого года по сравнению с аналогичными показателями предыдущего, Сергей Михайлов отметил, что не произошло существенного увеличения объема оказания платных услуг населению ( в целом рост на 2 процента). Также он обратил внимание на то, что доля расходов, направляемых на реализацию мер социальной поддержки граждан в зависимости от их материального положения, в общем объеме расходов сократилась на 2,18 процента. Это в значительной мере связано с преобладанием мер социальной поддержки в зависимости от категории населения, а не от материального положения получателей.

Доля расходов бюджета республики, направляемых на реализацию целевых программ в общем объеме расходов осталась практически на уровне 2006 года. Показатель расходования средств бюджета РК на реализацию целевых программ к объему предусмотренных целевыми программами средств в 2007 году вырос на 7,4 процента. Соотношение расходов на обслуживание государственного долга республики и средневзвешенного остатка долговых обязательств по сравнению с аналогичным показателем за 2006 год возросло на 0,46 процента. Это обусловлено изменением конъюнктуры банковского рынка и рынка заимствований, удорожанием кредитных ресурсов, привлекаемых, в том числе, для выполнения решений принятых на федеральном уровне.

Доля расходов бюджета на развитие, инвестиции, расширенное воспроизводство по сравнению с аналогичным показателем за 2006 год снизилась на 3,7 процента. На сегодняшний день мы вынуждены констатировать преобладание расходов текущего характера и их увеличение, главным образом, на направления социального блока.

Таким образом, в прошлом году темп прироста большинства индикативных показателей замедлился. При этом, анализируя динамику индикаторов за весь период реализации программы, можно отметить в целом их положительное изменение.

Вместе с тем, в минувшем году не все удалось сделать. Несмотря на попытки, предпринимаемые по определению перечней государственных услуг, потребности в этих услугах, перечней услуг, оказываемых на платной основе, передаче части услуг в негосударственный сектор, по преобразованию отдельных государственных учреждений в автономные, результаты в данной области пока удовлетворить не могут.

Также при проведении реструктуризации и преобразования бюджетной сети, вопросы повышения эффективности и качества предоставляемых бюджетными учреждениями услуг практически не затрагивались. Остается открытым и вопрос повышения эффективности принимаемых и реализуемых бюджетных целевых программ. С учетом требований бюджетного законодательства в настоящее время требуется системная работа в данном направлении.

- Необходимо повысить качество отраслевых стратегий, - подчеркнул исполняющий обязанности министра финансов, - осуществлять планирование и расходование бюджетных средств на основании информации о результатах деятельности органов власти и получателей бюджетных средств, повышать эффективность инвестиционных механизмов, совершенствовать структуру бюджетных целевых программ.

Министерство финансов разработало проект программы повышения качества управления расходами бюджета республики на 2008-2010 годы. Она направлена на комплексное преодоление существующих проблем путем повышения результативности функционирования учреждений бюджетного сектора и качества предоставляемых ими услуг, создания системы новых механизмов, позволяющих связать между собой показатели результатов деятельности органов власти с конкретными мероприятиями, потребностью в государственных услугах, инвестициях и ресурсном обеспечении на среднесрочную и текущую перспективу.

В настоящее время программа направлена всем органам исполнительной власти на согласование. Им уже в ближайшее время необходимо разработать организационные планы действий по реализации мероприятий программы и приступить к их последовательному выполнению.

Республика в текущем году будет участвовать в конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на реформирование системы региональных финансов. Поэтому обсуждаемый проект программы будет являться составной частью программы реформирования региональных финансов. Стало быть, от качественного исполнения поставленных задач будет зависеть возможность привлечения в республику дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета.

Наиль Шабиев

Техническая поддержка портала
Создано 16 апреля 2008. Отредактировано 16 апреля 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.