Вы находитесь на неактуальной версии Официального интернет-портала Республики Карелия.
Переход на модернизированную версию Официального интернет-портала Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/.
Обращаем внимание, что модернизированная версия Официального интернет-портала Республики Карелия находится в статусе бета-тестирования.

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Госзакупки стали прозрачными

1 января 2006 года вступил в силу Федеральный Закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». За время его действия большое количество карельских предприятий приняли участие в конкурсах, аукционах, котировках в ряде компаний появились специальные отделы по подготовке конкурсной документации.

И все же в среде предпринимателей эта тема вызывает большое количество возмущений - как самой процедурой организации торгов, так и их результатами. Почему? На этот и другие вопросы, связанные с размещением госзаказов, мы попросили ответить начальника управления государственного заказа министерства экономического развития Валентину Сабурову.

Все предрешено…

- По роду деятельности, - говорит она, - министерство отслеживало в течение года проводимые госзаказчиками конкурсные процедуры. Без намерения обвинить кого-либо в корыстном умысле, тем не менее скажу о том что, по целому ряду конкурсов их победитель угадывался сразу - на основании тех условий, которые были размещены на официальном сайте госзакупок Республики Карелия. В ряде муниципалитетов на вопрос: «Есть ли смысл участвовать в конкурсе?» - отвечали: «Вряд ли. Работа уже идет, конкурс - чисто формальная процедура».

Подобных примеров от предпринимателей, работающих в разных сферах деятельности, мы услышали множество. К сожалению, чаще всего предприниматели не выносят свое возмущение неправильными с их точки зрения действиями конкурсных комиссий в официальные органы, призванные осуществлять контроль за соблюдением действующего законодательства в этой сфере. Таким органом на территории Карелии является министерство экономического развития. Наверное, это пока еще следствие «болезни роста» нашего предпринимательского сообщества - не бороться за свои законные права, опасаясь гнева чиновников. Даже в беседах со специалистами министерства многие предприниматели просят не называть конкретные компании.

Посыпались обращения заказчиков

- Валентина Владимировна, какая работа велась на первоначальном этапе действия нового законодательства?

- Федеральный Закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принципиально изменил систему заказа, действовавшую до 1 января 2006 года. В республике при внедрении в жизнь новых конкурсных механизмов и принципов потребовались огромные усилия, как от заказчиков, так и от министерства экономического развития, которое является уполномоченным органом по осуществлению контроля в сфере размещения заказов. Заказчикам пришлось осваивать новую процедуру размещения заказа, строго регламентированную законом, в том числе - разрабатывать конкурсную, аукционную документацию, размещать на официальном сайте РК информацию, касающуюся размещения заказов.

В течение всего времени в целях предупреждения нарушений действующего законодательства министерством экономического развития велась большая работа разъяснительного характера, направленная на недопущение заказчиками всех уровней нарушений процедуры размещения заказа. Только в 1 квартале 2008 года в министерство поступило и было рассмотрено более 200 обращений государственных и муниципальных заказчиков, касающихся вопросов применения тех или иных правовых норм федерального закона №94, а также законности принимаемых решений в тех или иных ситуациях. Из анализа обращений мы выявили, что ряд из них связан с неурегулированными до настоящего времени вопросами применения Федерального закона о размещении заказов. До сегодняшнего времени не утвержден Общероссийский классификатор товаров, работ и услуг для сферы размещения заказа, не принято постановление Правительства Российской Федерации по порядку оценки победителей на конкурсах, не утверждено требование к электронным площадкам.

Без нарушений не обошлось

- Выявлялись ли нарушения закона в ходе проверок министерства экономического развития республики?

- Несмотря на активную работу министерства в части разъяснения положений Федерального закона о размещении заказов, заказчиками, а также их конкурсными, аукционными, котировочными комиссиями все же были допущены нарушения законодательства РФ о размещении заказов, в большинстве случаев повлекшие нерациональное использование бюджетных средств.

Анализ выявленных нашим министерством нарушений показал, что многие государственные и муниципальные заказчики необоснованно принимают решения путем проведения открытых конкурсов, когда предметами таких заказов являются товары, работы, услуги, имеющиеся на функционирующем рынке, сравнить которые можно только по их ценам, и необходимо было проводить аукцион. Например, за первый квартал 2007 года проведен только один аукцион, а за первый квартал 2008 года их проведено уже 70. То есть, большинство заказчиков разных уровней власти начали использовать такую форму размещения заказов, как аукцион. Или, наоборот, некоторые заказчики размещают заказ на выполнение технологически сложных работ - например, строительных или ремонтных, - путем запроса котировок. Нами также были выявлены случаи размещения заказов без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом о размещении заказов путем искусственного разбития заказов на суммы до 100 тысяч рублей. Следует отметить, что до сих пор у многих муниципальных и государственных Заказчиков отсутствует разработанная и утвержденная методика и порядок оценки и сопоставления заявок участников размещения заказа. А это влечет за собой нарушение действующего законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

- Можно ли отметить еще какие-то случаи нарушений в проведении конкурсов?

- Министерство экономического развития в первом квартале текущего года по поручению главы республики Сергея Катанандова провело проверки размещения заказов для государственных нужд органами исполнительной власти РК.

Отмечаем, что нет ни одной проверки, в ходе которой не были бы выявлены нарушения требований Федерального закона №94.

Как показали акты проведения проверок, наиболее распространенными являются следующие нарушения законодательства о размещении заказов:

- нарушение требований о предоставлении участниками размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок документов и сведений, не предусмотренных законодательством;

- извещение о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок не содержит предусмотренной законодательством информации;

- нарушение сроков подписания государственного контракта, когда он не соответствует требованиям Закона в части наличия ответственности исполнителя за своевременное и качественное исполнение контракта;

- документация о проведении открытых конкурсов не содержит всей необходимой в соответствии с Законом информации и .т.д.

По результатам почти каждой проверки заказчикам (органам исполнительной власти Республики Карелия) выданы обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений законодательства.

С нарушителей строгий спрос

- Какова роль министерства экономического развития в системе государственных и муниципальных закупок?

- Мы осуществляем контроль за соблюдением действующего законодательства. Осуществляя эти функции, министерство встает на защиту законных интересов участников размещения заказа, права которых были нарушены в процессе проведения процедуры конкурсных, аукционных торгов, запроса котировок. Я считаю нужным отметить, что правовые отношения, связанные с размещением государственных и муниципальных заказов, а также процедура размещения были впервые настолько четко и продуманно регламентированы на уровне Федерального законодательства.

Безусловно, с одной стороны это явилось долгожданным нововведением, позволяющим заказчикам, организаторам торгов, конкурсным, аукционным, котировочным комиссиям при условии строгого соблюдения закрепленной в законе процедуры обеспечить надлежащее проведение всех этапов размещения заказа и исключить наличие претензий и обоснованных жалоб со стороны участников проводимых торгов.

Хотелось бы также отметить, что после внесения изменений в Кодекс Российская Федерация об административных правонарушениях органы исполнительной власти субъектов Российская Федерация, уполномоченные на контроль в сфере размещения заказов для государственных нужд наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить решения о наложении штрафов. Кроме того, значительно расширены нормы Кодекса об административных правонарушениях – в первую очередь, в несколько раз увеличился состав правонарушений. В частности, появились санкции за такие распространенные нарушения, как непредставление информации в контролирующие органы или неисполнение предписаний контролирующего органа, за которое предусмотрен штраф в отношении юридических лиц в размере 500 тыс. рублей. Санкции установлены действительно жесткие – но без них исполнения закона зачастую добиться просто невозможно.

- Применяло ли уже министерство меры административного воздействия к нарушителям Федерального закона о закупках?

- Да, сотрудники отдела контроля министерства по итогам проверок и выявлении нарушений законодательства уже применяют меры административного законодательства. В отношении ряда должностных лиц органов исполнительной власти республики и ряда государственных учреждений возбуждены административные дела, в частности и по фактам непредставления в контролирующий орган сведений, предусмотренных законодательством о закупках. Кроме того, в отношении должностных лиц администрации Прионежского района и Петрозаводска возбуждены административные дела по фактам отстранения организаций от участия в конкурсах по основаниям непредусмотренным в законодательстве.

Семинары, конференции

- Какие еще дополнительные формы работы с заказчиками проводились с момента вступления в действие нового закона?

- Министерство экономического развития принимает участие в рамках проведения региональных дней на курсах по подготовке специалистов и повышению квалификации, организуемых Автономной некоммерческой организацией «КарелНОК», специалисты управления государственного заказа выступают на курсах повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными заказами». В феврале этого года министерство совместно с Автономной некоммерческой организация «КарелНОК» провело семинар на тему «Ответственность государственных и муниципальных заказчиков в сфере размещения заказов в соответствии с законодательством РФ». В работе семинара приняли участие около 60 слушателей из числа руководителей и специалистов бюджетных организаций.

В рамках участия Республики Карелия в международном проекте «Реформа госзакупок II» 12 марта текущего года была организована и проведена конференция «Передовой опыт управления государственными и муниципальными закупками в России и зарубежных странах. Система управления государственными закупками в Республике Карелия».

В работе конференции приняли участие более 50 руководителей и специалистов бюджетных организаций, наделенных статусом государственного или муниципального заказчика, а также специалистов, уполномоченных на размещение заказа органов исполнительной власти и местного самоуправления республики.

Международные эксперты из Дании и Франции рассказали об опыте использования Интернет-сайтов и иных информационных средств; об определении нужд, заключении контрактов и контроле за исполнением текущих контрактов. Специалисты государственной Академии промышленного менеджмента им.Пастухова (г.Ярославль), министерства экономического развития РК и Петрозаводского государственного университета осветили вопросы прогнозирования размещения государственных закупок; предотвращения рисков неисполнения государственных и муниципальных контрактов; системы управления государственным заказом в Республике Карелия, об особенностях и специфике объектов интеллектуальной собственности как предмета государственных и муниципальных закупок.

Учитывая, что некомпетентность специалистов, осуществляющих размещение заказа, является основной причиной нарушения законодательства в указанной сфере, работа по подготовке специалистов, в рамках семинаров, проводимых специалистами управления государственного заказа, будет продолжена в 2008 году.

Заслон коррупции и взяточничеству

- Можно ли говорить, что новое законодательство принципиально изменило системы госзакупок и повлияло на ситуацию с коррупцией в этой сфере?

- Новый закон принципиально изменил все применявшиеся ранее процедуры размещения заказов. Он сделал их более открытыми и прозрачными. На это были направлены такие требования закона, как обязательная аудиозапись процедуры вскрытия конвертов при проведении открытого конкурса, и аудиозапись проведения аукциона, возложение обязанности на созданные заказчиком комиссии по опубликованию всех протоколов, составленных в ходе проведения торгов и многие другие требования.

Кроме того, закон четко и недвусмысленно определил все требования, которые заказчик может предъявлять к участникам размещения заказа, установив их исчерпывающий перечень, одновременно указав на то, что ни заказчик, ни уполномоченный орган, ни даже Правительство Российской Федерации не вправе устанавливать иные требования, кроме тех, что закреплены в статье 11 закона №94-ФЗ.

В связи с этим хотелось бы думать, что механизм, заложенный в законе о размещении заказов, должен привести к созданию конкурентных условий доступа к государственному и муниципальному заказу для всех заинтересованных поставщиков и подрядчиков, а также способствовать отбору действительно выгодных предложений для заключения контракта и явиться преградой на пути таких явлений как коррупция и взяточничество.

Несмотря на некоторые недостатки и критику отдельных положений Федерального Закона о размещении заказов № 94-ФЗ, он все же работает, стимулирует добросовестную конкуренцию и устраняет злоупотребления и коррупцию при размещении заказов, ведет к экономии бюджетных средств.

Беседу вел Наиль Шабиев

Техническая поддержка портала
Создано 24 апреля 2008. Отредактировано 24 апреля 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.