Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
16 мая в музее-заповеднике "Кижи" откроется выставка "Шапочное знакомство"

Армянский женский головной убор Катык. Начало XX в.

Армянский женский головной убор Катык. Начало XX в.

16 мая в 15.00 в выставочном зале музея «Кижи» (пл. Кирова, 10,а) открывается выставка головных уборов из коллекций Российского этнографического музея (РЭМ).

Головной убор шамана. Конец XIX - начало XX в.

Головной убор шамана. Конец XIX - начало XX в.

Выставка «Шапочное знакомство» - вторая из представленных Санкт-Петербургским этнографическим музеем в музее «Кижи». Эта выставка впервые дает возможность познакомиться с уникальным собранием головных уборов XIX–XX вв., хранящимся в крупнейшем этнографическом музее страны. Автор идеи – доктор культурологи, профессор Н. М. Калашникова.

На выставке в музее «Кижи» представлено 60 видов и типов головных уборов, характерных для народов России, интересных с точки зрения как формообразования и мастерства исполнения, так и исторической ценности.

Узбекская детская тюбитейка. Середина XX в.

Узбекская детская тюбитейка. Середина XX в.

Посетители выставки увидят женские, мужские, детские головные уборы более двадцати национальностей и народностей. В экспозиции можно познакомиться с шапками и шляпами, девичьими и свадебными головными уборами, увидеть разницу русского и эстонского кокошников, узнать, как выглядели карельская «сорока», узбекские и татарские тюбетейки, туркменский тельпек, корякский малахай, киргизский колпак, головной убор шамана и многое другое.

Русский женский головной убор Сорока. Конец XIX в.

Русский женский головной убор Сорока. Конец XIX в.

Каждый головной убор несет информацию о месте и времени проживания носителя, его этнической, социальной, половозрастной принадлежности, а иногда и о профессии. Многофункциональность головных уборов позволяет изучать их с разных точек зрения, одна из которых – соответствие возрастному статусу. Детство, юность, зрелость, т.е. переход из одной возрастной категории в другую, включение человека в систему родственных связей, — все это нашло отражение и в экспонируемых головных уборах, которые поражают разнообразием и мастерством исполнения.

Украинский чепчик-очипок. Конец XIX в.

Украинский чепчик-очипок. Конец XIX в.

Большое значение придавалось и материалу: при изготовлении использовали шерсть (войлок, фетр, велюр), текстиль (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные ткани), мех и кожу (в том числе рыбью), а также шкурки и перья птиц, конский волос, кишки морских животных, дерево, солому, искусственные цветы и пр. Украшали головные уборы вышивкой бисером, шерстяными, металлическими (золотными и серебряными), шелковыми, хлопчатобумажными и льняными нитями; декорировали различными украшениями: вставками из жемчуга и полудрагоценных камней, цветных паст и стекла, подвесками из монет, раковин каури и кораллов, металлическими нашивками, имевшими значение оберегов.

Мордовский женский головной убор Панго. Конец XIX в. - начало XX в.

Мордовский женский головной убор Панго. Конец XIX в. - начало XX в.

Выставку дополняет видеоролик «Преображение» о традиционных женских головных уборах Олонецкого края, созданный на основе материалов музея-заповедника «Кижи». Компьютерные загадки и пазлы сопровождают знакомство с темой выставки в игровой форме.

Выставка может быть интересна посетителям всех возрастов и профессий, особенно тем, кто интересуется историей, этнографией и народным костюмом. Приятную для посетителей атмосферу выставки создает и ее художественное решение, автором которого является дизайнер музея «Кижи» Ирина Панкова.

Елена Добрынина

Техническая поддержка портала
Создано 14 мая 2008. Отредактировано 14 мая 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.