Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Коллегия министерства экономического развития рассмотрела прогноз социально-экономического развития на 2009-2011 годы

На расширенном заседании коллегии министерства экономического развития рассмотрен прогноз социально-экономического развития на 2009-2011 годы. Это уже не первое обсуждение важнейшего вопроса. По ходу заседания чувствовалось, что с министерствами и ведомствами заранее были согласованы многие спорные позиции, поэтому прогнозные показатели, предложенные на обсуждение, не вызвали особых разногласий. Впрочем, нельзя сказать, что участники коллегии были во всем единодушны. Разговор получился деловым и заинтересованным.

С докладом на заседании выступила начальник управления министерства экономического развития Татьяна Монакова.

Исходили из двух вариантов

Сценарные условия и параметры прогноза социально-экономического развития республики на 2009-2011 годы разрабатывались с учетом изменений внутренних и внешних условий, а также факторов, влияющих на экономическое развитие, на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации. При разработке прогноза по Карелии исходили из двух вариантов развития: инерционного и умеренно оптимистичного.

Первый – предусматривает ухудшение конъюнктуры на товары, выпускаемые карельскими предприятиями, учитывает негативное влияние повышенного роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, а также факторов, связанных с введением нового Лесного кодекса и отведением водоохранных зон. Второй – предполагает сохранение в прогнозном периоде умеренно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на производимую продукцию, а также реализацию системы программных мероприятий на региональном уровне, направленных на решение существующих проблем, исходя из имеющихся ресурсов.

- Что касается предельных темпов роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, - говорит Татьяна Монакова, - то предлагаемая в соответствии с прогнозом Российской Федерации динамика на 2009-2011 годы существенно отличается от одобренной в прогнозе на 2008-2010 годы. Средняя цена на электроэнергию в регулируемом секторе и на свободном рынке увеличится в 2011 году в 2,1 раза по сравнению с 2007 годом. Доля электроэнергии, отпускаемая со свободного рынка, повысится с 22 процентов в 2008 году до 44 – в 2009-м и до 77,5 процента в 2011 году.

Наиболее значительно повышаются оптовые цены на газ. Это связано с ранее принятым принципом перехода к ценам на газ на основе равной доходности, как для внутренних, так и внешних потребителей. Как известно, цены для населения в этом году уже повысились на 25 процентов, в следующем году они возрастут еще на столько же, в 2010 году – на 30 и в 2011-м – на 40 процентов. Для остальных категорий потребителей рост регулируемых оптовых цен на газ в 2008-2010 годах предусматривается в установленных ранее размерах.

Уточнены тарифы на услуги железнодорожного транспорта. В 2009 году прогнозируется увеличение тарифов на 17,1 – 18,7 процента, в 2010 году – на 13,7 и в 2011 году – на 14 процентов. Рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки окажет наибольшее влияние на рентабельность тех видов деятельности, которые связаны с транспортировкой сырья или готовой продукции к основным производственным мощностям. К таким отраслям относятся: добыча угля, металлических руд, лесозаготовки, строительство, химическая промышленность.

Кроме того, отмечается негативное влияние дополнительного повышения тарифов на уровень рентабельности. То есть в качестве последствий от проведения такой политики возможно снижение прибыли. Учитывая существенный вклад налога на прибыль в формирование доходной части бюджета, необходимо минимизировать возможные потери бюджета.

Основное влияние роста тарифов скажется на значительном увеличении оплаты за жилищно-коммунальные услуги. В результате уровень платежей для населения достигнет предела. Поэтому Правительство РФ приняло решение о выработке мер для адресной поддержки малообеспеченных групп населения.

По словам Татьяны Монаковой, целевая инфляция в 2009 году оценивается Минэкономразвития РФ в 7-8,5 процента, а в 2010 –м – 5,5 – 7 процентов. В 2011 году предполагается снижение ее до 5-6,8 процента.

Возрастет роль внутренних факторов

По оценкам Министерства экономического развития России в среднесрочной перспективе устойчивость темпов экономического роста в большей степени будут определять внутренние факторы. Прежде всего, демографическая ситуация, наличие трудовых ресурсов, инфляция и инвестиционный климат.

Несмотря на улучшение в последние периоды показателей рождаемости, тенденция сокращения численности населения в последующие три года сохранится. На начало 2008 года численность населения республики составила 690,7 тысячи человек, что на 2,5 тысячи меньше, чем на 1 января 2007 года. Среднегодовая численность населения в 2009 году прогнозируется 685,2 тысячи человек с дальнейшим сокращением к 2011 году до 678,7 тысяч. Для преодоления кризисных явлений в этом направлении принята и реализуется региональная целевая программа «Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года».

В прогнозируемом периоде предполагается незначительное уменьшение численности трудовых ресурсов. Численность занятых в экономике республики стабилизируется на уровне 352-353 тысяч человек.

- Одним из основных условий дальнейшего развития экономики, - отметила Татьяна Монакова, - является привлечение инвестиций. В прогнозном периоде предусматривается увеличение инвестиций в основной капитал по сравнению с 2007 годом на 12,9 миллиарда, к 2011 году они составят 31,5 миллиарда рублей.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по республике на 2009 год определен в объеме 25,4 миллиарда рублей, что на 5 процентов в сопоставимых ценах превышает уровень 2008 года.

Многое зависит от лесного комплекса

В текущем году ожидается существенное замедление динамики в обрабатывающих видах деятельности при сохранении темпов в добыче полезных ископаемых на уровне прошлого года. Кроме этого, сокращается выработка электроэнергии. В результате индекс промышленного производства оценивается на уровне 105 процентов, за счет увеличения физических объемов производства в добыче полезных ископаемых на 9,5 процента, обрабатывающих производствах – на 4 процента, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 1 процент.

На следующие три года прирост промышленного производства по второму варианту прогнозируется на 4,5 – 5 процентов.

Вместе с тем, рассматривается и худший вариант, предполагающий снижение промышленного производства в 2009 году на 1 процент. Это в основном связано с прогнозируемым министерством лесного комплекса сокращением выпускаемой продукции в целлюлозно-бумажном производстве.

Однако в текущем году негативные тенденции в большей степени проявились в обработке древесины, в частности, в производстве пиломатериалов. Сохранение этих тенденций в следующем году приведет к повышению темпов спада и соответственно негативно скажется на других прогнозных показателях.

В сельском хозяйстве ситуация складывается нестабильно. В 2007 году производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств снизилось на 4,7 процента в основном за счет сокращения показателей в растениеводстве. Исходя из того, что в среднесрочной перспективе начнут действовать несколько крупных предприятий по производству мяса птицы, свинины, яйца, продолжится модернизация действующих производств, предполагается поддержание ежегодных темпов роста на уровне 102,5 - 102,8 процента.

В надежде на благоприятную конъюнктуру рынка

Что касается прибыли, то прорабатывалось несколько прогнозных вариантов. При этом учитывались как положительные факторы, связанные с благоприятной конъюнктурой на внутреннем и внешнем рынках на продукцию карельских производителей, так и негативные. В том числе, обусловленные повышением темпов роста цен и тарифов на услуги естественных монополий.

Вместе с тем, изменение налогооблагаемой прибыли связано не только с прибылью предприятий, учитываемых органами статистики, но и филиалов организаций, головные компании которых находятся за пределами республики. При этом филиалы сами не формируют финансовый результат, и налог на прибыль за них платят головные организации. Оценить политику компаний в прогнозном периоде достаточно сложно. Однако, исходя из предусмотренного роста тарифов в энергетике, железнодорожном транспорте, организациях, оказывающих услуги связи, в этих видах экономической деятельности прогнозируется рост прибыли.

В результате при оценке налогооблагаемой прибыли по 2008 году в сумме 24,8 миллиарда рублей по первому варианту предусматривается ее ежегодное снижение к 2011 году до 23 миллиардов. По второму варианту, при действии благоприятных факторов с учетом сохранения хорошей конъюнктуры на металл, а также внедрения энергосберегающих технологий, предполагается дальнейшее увеличение прибыли в 2009 году до 26 миллиардов рублей, в 2010 году – до 26,6 миллиарда.

Исходя из прогнозируемого экспертами ухудшения конъюнктуры на производимую продукцию и негативного влияния роста тарифов на услуги естественных монополий, в 2011 году по второму варианту также возможно снижение прибыли до 23,8 миллиарда рублей, в том числе за счет добычи полезных ископаемых.

Конъюнктура рынка, внутренние условия – это тоже еще далеко не все, от чего зависит экономика любого региона. Как отметил министр экономического развития Михаил Юринов, в прогнозе не учтены политические риски, а также риски приостановления вхождения в ВТО. При этом он обратил внимание на необходимость использовать внутренние резервы. В частности, вкладывать инвестиции в готовую продукцию, особенно это касается лесного комплекса, в котором надо пересмотреть инвестиционную политику.

Директор института экономики Карельского научного центра РАН Анатолий Шишкин задался вопросом: «Что дают нам показатели произведенной продукции?» По его мнению, на первый план должна выходить ее реализация.

Участники заседания по обсужденному вопросу приняли соответствующее решение. В нем, в частности, отмечается, что высокие темпы роста цен и тарифов на услуги естественных монополий могут негативно сказаться на финансовых показателях работы предприятий, а также на увеличении расходов населения на коммунальные услуги. Сохранение негативных тенденций в лесопромышленном комплексе в 2009 году, связанных с падением цен на европейском рынке пиломатериалов, может привести к существенному замедлению темпов роста промышленного производства. В этой связи министерству лесного комплекса необходимо разработать мероприятия по улучшению ситуации в обработке древесины в следующем году, предусматривающие переориентацию реализации продукции на внутренний рынок, а также создание производств, ориентированных на выпуск конечной продукции. Кроме того, необходимо уточнить прогнозные показатели по лесопромышленному комплексу на 2009-2011 годы, предусмотрев увеличение показателей по другим видам деятельности, компенсирующее снижение производства пиломатериалов.

Наиль Шабиев

Техническая поддержка портала
Создано 1 сентября 2008. Отредактировано 1 сентября 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.