Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Карелия станет туристической Меккой или аргументированные размышления о ситуации в важнейшей отрасли

В последнее время в некоторых печатных СМИ активно стали появляться разного рода публикации, представляющие социально-экономическое развитие республики, мягко говоря, в искаженном виде. Если им верить, то оказывается у нас в республике все настолько плохо, что дальше – некуда. Понятно, что они несут политический подтекст, но зачем же вводить в заблуждение жителей республики. Да, проблемы есть и никто их не отрицает, но не замечать, что за последние десять лет мы далеко продвинулись во многих сферах нашей жизни, может разве что неисправимый пессимист.

Полмиллиарда инвестиций

Взять тот же туризм. В стратегии социально-экономического развития Карелии до 2020 года, получившей высокую оценку в Министерстве регионального развития Российской Федерации, эта отрасль признана одной из важнейших наряду с лесопромышленным и горнопромышленным комплексами. Республика активно поддерживает развитие туризма, и в этом году приступила к выполнению уже третьей региональной программы развития туристической отрасли, успешно реализовав две предыдущие и подняв планку задач еще выше.

Превращение Карелии в туристическую Мекку началось с решения главной проблемы – привлечения инвестиций. В прошлом году они составили 570 миллионов рублей, в ближайшие годы этот показатель предполагается довести до 1 миллиарда. Если в России доля инвестиций составляет 0,4 процента от общего потока инвестиций в основной капитал, то у нас – 2,7 процента соответственно.

С каждым годом в самых живописных уголках республики появляются новые туристические базы, кемпинги, отели, загородные клубы. Введены в строй новые туристские объекты практически во всех районах. Осуществлена реконструкция гостиниц «Беломорск», «Пиипун Пиха» в Сортавале, «Бирюза» в Медвежьегорске, парк-отеля «Дача Винтера» в Сортавальском районе. В Петрозаводске завершается строительство гостиничного комплекса «Онего-Палас» на 130 номеров.

Десять лет назад обо всем этом можно было только мечтать. В ту пору мне довелось по совместительству работать экскурсоводом на загородных маршрутах. Экскурсии порой начинались с нареканий туристов в адрес организаторов тура по поводу их размещения. Нередко это были неприспособленные, освободившиеся на летнее время студенческие общежития. Другое дело сейчас: уютные номера в современных гостиницах или загородных базах.

С аквалангом на дно моря

Но не только уютными средствами размещения республика привлекает туристов. Карельские туроператоры разрабатывают новые маршруты, предлагают гостям разные виды отдыха и туризма. В последнее время особой популярностью пользуется активный туризм. Летом туристов привлекают бурные порожистые реки, по которым одно удовольствие сплавляться на рафтах, получив при этом большую дозу адреналина. Зимой – дух захватывает от катания на снегоходах.

Еще больше удивили организаторы туризма в Лоухском районе. В прошлом году в деревне Нильмогуба открылся дайвинг-центр, где туристам предоставляется возможность наблюдать дно Белого моря, опускаться туда с аквалангом и воочию видеть всю подводную красоту. Центр уникален тем, что здесь можно осуществить мечту и о подледном погружении на дно моря.

Все более привлекательным становится отдых в сельской местности с неповторимым его колоритом. Уставшие от городского шума прие зжие предпочитают уединиться на природе, на утренней зорьке половить рыбку, побродить по окрестностям., попариться в деревенской баньке.

По-прежнему огромный интерес, причем, все возрастающий, к нашим историческим памятникам. Только в этом году остров Кижи посетило более 172 тысяч туристов, острова Валаамского архипелага – более 100 тысяч. А всего по прогнозам в 2008 году в Карелии побывает 1,83 миллиона посетителей, из них организованных туристов – 560 тысяч.

По оценкам независимых информационных агентств Республика занимает третье место в России по туристической привлекательности после Байкала и Краснодарского края, а по активным видам туризма - и вовсе первое. По экспертным оценкам доход от всех видов въездного туризма в прошлом году составил 3,6 миллиарда рублей, что почти на 12 процентов выше уровня 2006 года.

Транспортные проблемы

Безусловно, как мы уже оговорились в начале статьи, есть и проблемы, в частности, сдерживающие развитие туризма. Одна из главных – транспортная и дорожная инфраструктура. Это не только неудовлетворительные автомобильные дороги, но и нехватка мест для увеличившегося пассажиропотока по железной дороге, авиационным линиям. При возросшем интересе к Карелии не только зарубежных, но и отечественных туристов, имеющихся поездов, естественно, не хватает. Большинство из них проходящие, да и то в летний период. Вместе с Октябрьской железной дорогой, с которой правительство республики активно взаимодействует, был решен вопрос о введении в этом году дополнительных поездов в летнее время.

Россияне стали более состоятельными и могут позволить прилететь в Карелию на самолете. Имеющихся возможностей для этого также не достаточно. Реконструкция аэропорта «Бесовец» включена в совместную программу сотрудничества правительств республики и Москвы и в 2009 году планируется начало работ. Также москвичи собираются строить в Петрозаводске сеть трех звездных гостиниц.

Что касается состояния автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, то они, к сожалению, не в полной мере отвечают нормативным техническим и эксплуатационным характеристикам. Однако правительство республики прилагает значительные усилия, направленные на улучшение состояния автодорожной сети региона.

Соседи стали ближе

- За последние 10 лет, - говорит заместитель министра строительства РК Николай Скресанов, - практически во всех районах Карелии было развернуто строительство автомобильных дорог и мостов. Введены в эксплуатацию более 300 километров автомобильных дорог и свыше 2,5 тысячи погонных метров мостовых сооружений. Завершено строительство капиталоемких участков автодорог в направлении границы с Архангельской и Вологодской областями, позволяющие обеспечить круглогодичный проезд автотранспорта и надежные межрегиональные автотранспортные связи республики с соседними территориями.

Те же пудожане теперь активно сотрудничают с вологодскими предприятиями на предмет взаимных поставок. Да и для населения значительно сократился путь попадания в соседнюю область. В прошлом году мы за каких-нибудь полтора часа добрались из Вытегры в Пудож по хорошей автомобильной трассе. Я уже не говорю о том, что сбылись многолетние чаяния архангелогородцев и жителей нашей республики с появлением дороги Долматов – Няндома – Каргополь – Пудож.

Начиная с 1998 года, ведется строительство и реконструкция участков автодороги Пряжа – Леметти, входящей в автодорожный маршрут, связывающий в южном направлении территорию республики с Ленинградской областью. Асфальтобетонное покрытие уложено на участке дороги с 82 по 145 километр. В 2006 году появилась дорога до Леппясилта протяженностью 13,6 километра. В прошлом году начата реконструкция участка автодороги Пряжа – Леметти с 61 по 83 километр.

Дорожники работают и на севере республики, где ведется строительство участка дороги от Кочкомы до государственной границы с Финляндией через Тикшу, Ледмозеро и Костомукшу. Она входит в автодорожный коридор Санкт-Петербург – Каргополь - Сыктывкар - Кудымкар – Пермь с подъездом Пудож – Медвежьегорск - Костомукша - граница Финляндии. Значение коридора и примыкающих линий велико не только для внутри российских автотранспортных связей, но и со странами Европейского Союза.

В этом году карельские дорожники ввели в эксплуатацию немало объектов. В их числе реконструкция участка автодороги Петрозаводск - Суоярви протяженностью 3,2 километра в Пряжинском районе, строительство двух мостовых переходов в Муезерском и Прионежском районах и реконструкция автодорожного моста через реку Янисйоки на 47-м километре автодороги Сюскюярви - Маткаселькя в Питкярантском районе. До конца года планируется завершить работы по строительству участка дороги Кочкома – Госграница протяженностью 6,2 километра и двух мостовых переходов в Суоярвском и одного в Пудожском районах.

Конечно, хотелось бы, чтобы темпы строительства дорог и сооружений на них велись более высокими темпами и в больших объемах. Однако на сегодня ситуация такова, что на эти цели не хватает, прежде всего, финансовых ресурсов, но это уже отдельная тема для разговора.

Наиль Шабиев

Техническая поддержка портала
Создано 15 сентября 2008. Отредактировано 15 сентября 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.