Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Отвественность местной власти

В республике в соответствии с положениями Федерального закона 131-ФЗ продолжается реформа местного самоуправления, которая, как известно, задумывалась для того, чтобы приблизить власть к населению. Поэтому говорить, как это пытаются делать некоторые СМИ, о том, что правительство республики самоустранилось от районов, городских и сельских поселений можно либо, не зная ситуации по распределению полномочий между различными уровнями власти, либо в угоду политическим соображениям.

Полномочия переданы

Республика воспользовалась правом субъекта в переходный период своими законами регулировать передачу части полномочий по решению вопросов местного значения от поселений муниципальным районам.

Самостоятельно полномочия по решению вопросов местного значения в полном объеме исполняет 7 поселений: Кондопожское, Сортавальское, Лахденпохское, Питкярантское, Суоярвское городские поселения, Мийнальское и Куркиекское – сельские. Остальные с активным участие депутатов представительных органов определили тот объем полномочий, которые они будут самостоятельно выполнять исходя из своих финансовых, кадровых и организационных возможностей.

-В этом году, - говорит заместитель начальника управления министерства экономического развития Александр Бердюгин, - органы местного самоуправления поселений частично передали ряд своих полномочий муниципальным районам. 69 поселений передали от одного до пяти полномочий, 22 поселения – от 6 до 8 полномочий и 11 поселений - от 11 до 20.

В основном на уровень районов переданы полномочия по формированию бюджета. Это связано с тем, что поселения не располагают квалифицированными кадрами для ведения работ в этом направлении.

Несмотря на решение многих вопросов жизнеобеспечения населения на местном уровне, правительство продолжает помогать муниципалитетам. Министерство финансов осуществляет методическое руководство и оказывает помощь и поддержку органам местного самоуправления поселений в формировании бюджета. Министерство экономического развития разработало методические рекомендации, и участвовала в разработке планов социально-экономического развития районов. Такие планы развития на несколько лет вперед есть у всех территорий, кроме Лахденпохского района. Они не только утверждались на сессиях районных советов, но и обсуждались на заседаниях межведомственного совета в министерстве экономического развития республики.

Основными целями развития муниципальных образований являются стабилизация экономического положения и экономический рост, улучшение качества жизни населения и создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения районов. За основу в большинстве программ взяты развитие лесо- и горнопромышленного комплексов, сельского хозяйства, туризма, торговли, систем жизнеобеспечения, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, малого бизнеса и социальной сферы.

Во всех муниципальных программах комплексного развития предусмотрено развитие туризма и малого бизнеса. Кроме того, в Муезерском, Беломорском, Лоухском, Калевальском, Кемском, Лахденпохском, Пудожском районах разработаны программы развития туризма.

С учетом реализации программных мероприятий рассчитаны темпы роста индекса производства. К примеру, в Беломорском районе в 2011 году он составит 123 процента, в Медвежьегорском – 128 процентов к уровню 2006 года. Что касается заработной платы, то, скажем, в Лоухском районе к 2011 году она возрастет на 78 процентов, в Медвежьегорском – на 80, в Муезерском - на 52 процента.

Появятся новые предприятия

Планы развития, безусловно, предполагают строительство новых и реконструкцию имеющихся предприятий. Так, за период реализации программы Медвежьегорского района, рассчитанной на 2007-2011 годы в промышленность предполагается привлечение свыше четырех миллиардов рублей инвестиций, создание более 900 новых рабочих мест. Реализация инвестиционного проекта «модернизация лесопромышленного и лесозаготовительного производства ООО «Медвежьегорский леспромхоз» и ввод в действие лесозавода в поселке Пиндуши позволят к 2011 году до 200 тысяч кубометров увеличить производство пиломатериалов. Планируется расширение производства на предприятии «Карелия ДСП», где будут выпускаться стружечные плиты (OSB). Это новый вид продукции, конкурентоспособный на мировом рынке.

С учетом реализации бизнес-планов инвесторов в горнопромышленном комплексе района предусматривается увеличение объемов производства щебня, шунгита и блочного камня, создание дополнительных рабочих мест, в том числе и в сельских поселениях.

Перспективы промышленного производства Питкярантского района также связаны с расширением и развитием предприятий лесо- и горнопромышленного секторов экономики. За счет ввода в действие второй очереди ООО «Сетлес» до 140 тысяч кубометров пиломатериалов в год увеличится производственная мощность лесопильного завода. В программе территории также открытие пилорамы в Ляскельском сельском поселении, новых деревообрабатывающих предприятий в деревнях Ряймяля и Рауталахти, строительство подсобного цеха по изготовлению сопутствующих товаров из пиломатериалов в поселке Хийденсельга, модернизация производственных мощностей ООО «Приладожье». Стратегия развития Питкярантского целлюлозного завода предусматривает к 2010 году увеличение производительности до 115-120 тысяч тонн целлюлозы в год.

Правительство республики будет активно участвовать в реализации многих инвестиционных проектов в районах . Для этого в Карелии разработана целевая инвестиционная программа, предусматривающая меры государственной поддержки инвесторам. Кроме того, правительство разработало меры государственной поддержки Калевальскому, Пудожскому, Беломорскому и Лоухскому муниципальным районам. Это поможет им достичь намеченных планов и стабилизировать социально-экономическую ситуацию.

Министерство экономического развития разработало систему мониторинга программ социально-экономического развития муниципальных районов. Определены свыше 70 показателей оценки реализации перспективных направлений.

Контролировать и помогать

Контроль со стороны республиканской власти, предполагает и помощь. Скажем, недавно состоялось выездное заседание межведомственной рабочей группы по обустройству и развитию приграничных территорий Лоухского района. Участники заседания обратили внимание на состояние дел в градообразующем предприятии - Пяозерском леспромхозе. Предприятие сейчас находится в трудном положении. Обсудив сложившуюся ситуацию, члены рабочей группы наметили меры по стабилизации обстановки.

В том же Лоухском районе одним из самых высоких в республике остается уровень регистрируемой безработицы. На сегодня этот показатель составляет около 5 процентов от экономически активного населения. Во многом может решить проблему занятости привлечение людей к организации туристического бизнеса. В марте при поддержке министерства экономического развития прошел семинар по обучению местных жителей навыкам организации туристской деятельности.

Министерство экономического развития совместно с Карельским ресурсным центром общественных организаций, Петрозаводским филиалом Петровского колледжа, администрацией Лоухского района и норвежским музеем Варангера подготовили международный проект «Образование – Туризм – развитие. Российско-норвежское партнерство в системе непрерывного туристского образования». Лоухский район стал пилотной территорией проекта, который предполагает проведение мастер-классов по основам ведения туристского бизнеса для местных жителей, стажировку в Норвегии, конкурс инвестиционных проектов и создание информационно-образовательного центра.

Смысл реформы местного самоуправления не только в том, чтобы приблизить власть к населению, но и в повышении ответственности этой самой власти. Ни районные администрации, ни поселенческие не должны полагаться только на помощь со стороны вышестоящих органов, занимая иждивенческую позицию. Им надо учиться быть хозяевами у себя в селах, поселках, городах и районах.

Понятно, что все поселения находятся в разном положении. Есть территории уже со сложившимися градообразующими предприятиями, которые обеспечивают им наполнение бюджета. Однако большинство поселений таких налогоплательщиков не имеют. Значит, нужно изыскивать другие источники формирования бюджета, развивать малый бизнес, туризм или другие отрасли, которые могли бы поднять экономику на местном уровне.

Наиль Шабиев

Техническая поддержка портала
Создано 26 сентября 2008. Отредактировано 26 сентября 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.