Вы находитесь на неактуальной версии Официального интернет-портала Республики Карелия.
Переход на модернизированную версию Официального интернет-портала Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/.
Обращаем внимание, что модернизированная версия Официального интернет-портала Республики Карелия находится в статусе бета-тестирования.

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Бюджетный процесс идет по плану

Депутаты Законодательного собрания республики приняли в первом чтении проект бюджета на 2009 год. О его основных параметрах и исполнении бюджета текущего года, в который по итогам девяти месяцев совсем недавно вносились поправки, мы попросили рассказать председателя комитета по бюджету ЗС Светлану Токареву.

- Исполнение бюджета 2008 года, - говорит она, - идет достаточно стабильно. Уже по итогам девяти месяцев мы смогли принять законодательные инициативы главы республики, которые дают возможность иметь дополнительные доходы и расходы. Речь идет об увеличении межбюджетных трансфертов, которые важны для муниципальных образований республики, и дополнительных средствах на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и для перехода на новую систему оплаты труда.

Основные направления, связанные с социальной сферой, и обязательства, которые были при принятии бюджета, выполняются.

Хотелось бы отметить и то, что когда мы делали поправки по итогам шести месяцев, дефицит бюджета был на грани того, что предусмотрено Бюджетным кодексом, сегодня он снижен до 9 процентов.

- Проект бюджета на 2009 год принят в первом чтении. Как шло его обсуждение?

- Были вопросы, как к министру экономического развития Михаилу Юринову, так и к министру финансов республики Александру Колесову, руководителям других органов исполнительной власти. Депутатов беспокоит, как в целом мировой финансовый кризис отразится на нашей экономике, финансирование инвестиционной программы . Некоторые депутаты считают, что доходная часть бюджета недостаточна и есть еще резервы, но при этом многие анализируют только одну сторону. Не надо забывать, что неналоговые доходы, особенно по собственности, сегодня могут отражать муниципальные образования, ведь не всегда это только государственная собственность.

Было обращено внимание на платежи, касающиеся охраны окружающей среды. Мы продолжим эту работу и выясним, почему этот платеж уменьшился в три раза по сравнению с 2008 годом.

- Что можно сказать по расходной части проекта бюджета?

- Все нормативные публичные обязательства выполнены. Более 4,1 миллиарда рублей выделено на социальную политику. Если учитывать, что у нас идет значительный рост тарифов и цен, то, как и в 2008 году, хотелось бы предусмотреть индексацию. В дальнейшем вернемся к этому вопросу, но сейчас нет такой возможности. Это достаточно большая сумма – порядка 120 миллионов рублей.

Конечно, дорожники не довольны выделением средств на дороги. Они говорят о необходимости еще 250 миллионов рублей. Меня огорчает то, что мы не сможем помочь муниципалитетам по дорогам. Полученные в последние два года 70 миллионов рублей на эти цели были существенной помощью.

Что касается финансирования социальной сферы, образования, здравоохранения, то оно несколько выше, чем в прошлом году. Безусловно, не достаточно средств на молодежную политику, спорт. В адресную инвестиционную программу в основном включены либо объекты незавершенного строительства, либо модернизации коммунальной системы. Последнее особенно важно. Наверно, сегодня можно воздержаться от строительства каких-то спортивных сооружений, но отказаться от финансирования объектов ЖКХ мы не можем.

Более 8,5 миллиарда рублей, что составляет 37 процентов, приходится на межбюджетные трансферты. Муниципальные районы выполняют государственные полномочия, они должны финансироваться, и мы это делаем. Появился новый вид субсидий, связанный с переходом на новую систему оплаты труда бюджетников.

- В первом чтении обсуждались три основных показателя: доходы, расходы и дефицит бюджета. С каким дефицитом согласились депутаты?

- Он составляет 9,5 процента или 1,5 миллиарда рублей. Будем надеяться, что дефицит не будет расти. Правильно, что в этот показатель включаются инвестиционные проекты, капитального характера. Другого выхода нет.

- В каких объемах предполагается доходная и расходная части бюджета?

- Доходы составят 21,5 миллиарда рублей, что на 2,5 миллиарда больше, чем в 2008 году. Расходы планируются в размере 23,2 миллиарда рублей, что превышает нынешний бюджет на 2,1 миллиарда. Если эти показатели сравнивать с откорректированными по итогам девяти месяцев, то рост будет меньше.

Основным приоритетом бюджета, безусловно, является социальная политика. Прежде всего, он рассчитан на поддержку жителей республики. Все обязательства, выраженные через социальные законы, они все нашли отражение в бюджете. 109 тысяч человек получат постоянную поддержку, кроме того, существует еще единовременная помощь.

За комментариями мы также обратились к председателю комитета по образованию, культуре и делам молодежи Елене ВОРОШИЛО.

- Используя возможности, которые у нас появились по итогам развития экономики Карелии за девять месяцев, - говорит она, - за счет безвозмездных перечислений из федерального бюджета, мы сумели решить задачи, которые ставили при принятии бюджета 2008 года. Во-первых, обеспечили финансирование увеличения заработной платы работникам бюджетной сферы, запланировали расходы на ремонт здания музыкального театра, обеспечили финансирование публичных обязательств, взятых на себя республикой. Это выполнение мероприятий по социальной защите ветеранов труда, доноров, работников образования и другие.

С 1 сентября этого года 40 карельских школ участвует в комплексной программе «Модернизация образования». Одно из направлений ее - введение новой системы оплаты труда. Районам, участвующим в этом процессе, увеличился объем субвенций на финансирование общеобразовательного процесса.

- Что можно сказать о принятии проекта бюджета следующего года в первом чтении?

- В первом чтении мы должны были четко отработать принятие трех контрольных цифр: доходов, расходов и уровень дефицита. Депутаты исходили из того, что по Бюджетному кодексу дефицит не должен превышать 10 процентов. На заседании Правительства глава республики поставил задачу по снижению этого показателя. На заседании рабочей группы мы рассматривали расходы по образованию и культуре и вместе с представителями министерств нашли возможности их минимизации. Работали в этом направлении рабочие группы и по другим отраслям.

Сегодня, кроме закона о молодежной политике, приняты все федеральные документы, которые четко разграничивают полномочия, расходные обязательства. В 2009 году мы четко увидим финансовое обеспечение всех полномочий между местной, республиканской и федеральной властью.

Если говорить об образовании, то самое главное назначение бюджета 2009 года – это мероприятия, связанные с переходом на новую систему оплаты труда. Что касается физической культуры и спорта, то существует республиканская целевая программа. Конечно, потребности государственного комитета по физкультуре и спорту гораздо больше, чем они заложены по программе. В адресной инвестиционной программе – только два объекта: бассейн в Костомукше с миниаквапарком и строительство республиканского спортивного комплекса «Курган».

Говоря о молодежной политике, хотелось бы отметить, что на 2009 год заложено 40 миллионов из федерального и 26,5 миллиона из республиканского бюджета на обеспечение жильем молодых семей. Это очень важный момент для закрепления молодежи на территории республики.

- В завершение хотелось бы услышать ваш комментарий по трем основным показателям бюджета.

- Мое мнение: нужно очень четко отработать доходную часть бюджета. Сейчас она занижена. Относительно расходов следует отметить, что каждый год идет увеличение затрат на социальную политику. И это правильно, люди должны почувствовать, что основное внимание уделяется им.

Подводя итог, следует отметить, что бюджетный процесс идет организованно, и есть все предпосылки, что 2009 год мы начнем с четкими финансовыми ориентирами.

Беседу вел Наиль Шабиев

Техническая поддержка портала
Создано 7 ноября 2008. Отредактировано 7 ноября 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.