Вы находитесь на неактуальной версии Официального интернет-портала Республики Карелия.
Переход на модернизированную версию Официального интернет-портала Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/.
Обращаем внимание, что модернизированная версия Официального интернет-портала Республики Карелия находится в статусе бета-тестирования.

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Результат – деньги – результат

Выступая с посланием к Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев особо отметил роль финансовой системы в экономике страны. «Каждый рубль должен тратиться эффективно», - подчеркнул глава государства.
Карелия была одним из первых регионов России, где стали внедряться инновационные принципы управления бюджетными финансами. Существенная роль в этом процессе отведена методу со сложным названием – бюджетирование, ориентированное на результат, или сокращенно БОР.
О том, что представляет собой этот метод и какую пользу он приносит жителям республики мы поговорили с заместителем министра финансов Карелии Светланой Алексеевой.

- Аббревиатура БОР появилась в результате перевода англоязычных терминов, обозначающих программно-целевое бюджетное планирование. В самом общем виде эта модель предполагает такие методы планирования и исполнения бюджета, когда бюджетные расходы увязываются с их результатом – общественным эффектом.

Зародившись в США в середине прошлого века, эта система, где в виде комплексных государственных реформ, где в форме точечных внедрений, сегодня по оценке международных исследователей применяется в 75 процентах стран. С 2004 года после принятия постановления Правительства РФ № 249 БОР стал внедряться в России на уровне федеральных органов исполнительной власти и, почти сразу же, у нас в Карелии.

На первый взгляд, необходимость задуматься, что будет в результате бюджетных трат произведено, кто это потребит и будет ли он доволен, кажется чем-то самим собой разумеющимся и старым как мир. Но долгие годы в управлении общественными финансами превалировала, к сожалению, другая практика – управление затратами. Давайте возьмем простой пример: ремонт дорог. Если мы отчитаемся: на ремонт дорог выделено условно 100 млн рублей и средства освоены по целевому назначению на 100 %, это традиционный подход. Если же: такая–то сумма потрачена на ремонт дорог, в результате отремонтировано столько-то километров с гарантией качества покрытия на 5 лет и мы ожидаем, что на этом участке пассажиропоток увеличится на столько-то процентов, грузопоток – на столько-то, а случаи ДТП уменьшатся на такой процент, согласитесь, во втором варианте Вам, как налогоплательщику, бюджетные расходы покажутся более обоснованными? Вот мы и хотим весь бюджет так обосновать.

- Наверное, у этой системы есть свои технологии? Какие из них используются в Карелии?

БОР – открытая и развивающаяся система, требующая активного творческого подхода. Поэтому в каждой стране, в России – в разных регионах, применяются различные инструменты, либо общие, но с какими-то самобытными особенностями. Это и среднесрочные планы, и реестры расходных обязательств, и ведомственные программы.

Мы в Карелии также взяли на вооружение так называемые Доклады, в которых все министерства формулируют цели, задачи и результаты деятельности. Причем, результаты могут быть выражены исключительно в конкретных числовых абсолютных или относительных показателях, характеризующих степень достижения целей на протяжении периода, охватывающего 2 предыдущих года, текущий и три последующих. Показателей уже накопилось много: время прибытия пожарных к месту пожара, доля трудоустроенных выпускников учреждений начального профессионального образования, доля учащихся на 1 компьютер, сокращение смертности от болезней системы кровообращения, доля здоровых детей – перечислить сложно, их около 600. Бюджетные ассигнования, выделенные в распоряжение каждого министерства распределены в докладах таким образом, что видно, сколько рублей направлено на конкретную цель, какие результаты достигнуты и планируется достичь.

- Предположим, министерство подготовило такой доклад, а что потом?

Он оценивается, сначала выбранными экспертами из числа специалистов минфина и минэкономики, окончательная оценка определяется специальной правительственной комиссией. Надо отметить, что продвижению БОР в Карелии во многом способствовало то, что все новации были поддержаны Правительством: по поручению Главы Республики Карелия был организован учебный семинар с участием непосредственно министров, комиссию по результативности возглавляет Премьер-министр республики. Поэтому и отношение у всех органов исполнительной власти к этой работе самое серьезное.

Одним из принципов БОР и дополнительным стимулом является принцип: за результатом – деньги. Ежегодно комиссия на конкурентной основе распределяет часть финансовых средств тем министерствам, кто сумел доказать наибольшую эффективность своих расходов.

Все доклады затем объединяются в один документ - сводный доклад Правительства. Это и обоснование бюджетных ассигнований бюджета Республики Карелия в целом, и документ стратегического планирования. Для общества ценность БОРа состоит в том, что он позволяет лучше понять, какие цели ставит Правительство, насколько они отвечают потребностям различных групп населения и как удается достичь поставленные цели. С докладом Минфина и сводным докладом каждый желающий может ознакомиться на сайте министерства.

- БОР используется только органами власти?

Все основные приемы БОРа основаны на управленческих принципах частного бизнеса и направлены на повышение эффективности государственных расходов. Поэтому эту модель можно использовать как на уровне отраслевого министерства, так и бюджетного учреждения, органа местного самоуправления и даже в сфере управления персоналом. Специфика и сложность заключаются в том, что эффективность в общественном секторе измеряется не прибылью и во времени общественный результат может значительно не совпадать с затратами. Измерить эффективность работы человека творческой профессии, учителя, социального работника и т.д. очень сложно, но нужно, если мы хотим управлять результатами.

- Каковы перспективы дальнейшего внедрения новой системы?

Опыт других стран показывает, что это многолетний эволюционный процесс. Конечно, в республике удалось сделать немало в этом плане: разработана нормативная база, изменилась идеология госуправления в свете административной реформы и реформы оплаты труда, получены практические навыки написания и оценки докладов. Вместе с тем, мы пока только овладеваем отдельными элементами эффективного управления, а новых задач становится все больше. Во-первых, необходимо сформировать четкую и понятную систему государственных услуг. Например, учреждение социального обслуживания – какие оплачиваемые из бюджета республики услуги оно оказывает? Какова потребность в этих услугах? Как она удовлетворена? Какой должна быть стандартная услуга по объему и качеству? Во-вторых, перестроить систему целевых программ, чтобы они из средства по раздуванию расходов превратились в рабочий инструмент управления. В-третьих, совершенствовать среднесрочное планирование, что в нашем непредсказуемом мире довольно непросто.

Все это вместе будет продолжение начатых реформ, связанных с внедрением принципов бюджетирования по результатам.

Техническая поддержка портала
Создано 19 ноября 2008. Отредактировано 19 ноября 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.