Вы находитесь на неактуальной версии Официального интернет-портала Республики Карелия.
Переход на модернизированную версию Официального интернет-портала Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/.
Обращаем внимание, что модернизированная версия Официального интернет-портала Республики Карелия находится в статусе бета-тестирования.

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Бюджет - основа экономики

Мы уже рассказывали о том, что проект бюджета республики на 2009 год принят в первом чтении. Своим мнением о главном финансовом документе республики в СМИ поделились некоторые депутаты, председатель Законодательного собрания РК Николай Левин. Сегодня об особенностях проекта мы беседуем с заместителем премьер-министра Правительства, министром финансов Карелии Александром КОЛЕСОВЫМ.

ОРИЕНТИР – НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ

- Александр Семенович, каковы особенности проекта бюджета 2009 года?

- С 1 января 2009 года в полном объеме вступает в силу статья 692 Бюджетного кодекса Российской Федерации о государственных заданиях. В июле текущего года Правительством республики утвержден порядок формирования государственных заданий на оказание государственных услуг и финансового обеспечения выполнения государственного задания. Поэтому при составлении проекта бюджета на 2009 год министерствами и комитетами сформированы проекты государственных заданий, которые после утверждения закона о бюджете будут доведены до государственных учреждений республики в качестве их целевых показателей деятельности.

В бюджете следующего года предусмотрены значительные средства на введение новых систем оплаты труда. Такой переход осуществляется для поддержки высококвалифицированных специалистов. Кардинально будет изменена система оплаты труда в республиканских бюджетных учреждениях. По сути, в каждом учреждении возникнет своя система оплаты труда, со своими подходами к оценке труда работников и структуре штатного расписания.

На развитие объектов социальной сферы и дорожной инфраструктуры в рамках адресной инвестиционной программы планируется направить почти 1,6 млрд. руб. Главный приоритет расходования бюджетных инвестиций в очередном финансовом году – строительство объектов жилищно-коммунального назначения. В 2009 году на эти цели будут выделены бюджетные инвестиции в сумме 756 млн. рублей, или 68% объема адресной инвестиционной программы, в том числе на строительство объектов коммунального назначения - 367 млн. рублей. В следующем году планируется привести в порядок часть дорог, находящиеся в ведении республики, расходы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание территориальных автомобильных дорог по сравнению с текущим годом существенно возрастут.

Значительно возрастут объемы средств на социальную помощь населению. Традиционно основными статьями расходов бюджета будут являться образование, здравоохранение, социальная помощь, культура и финансовая помощь муниципальным образованиям.

На 2009 год по сравнению с текущим годом прогнозируется сокращение дефицита бюджета, который составит 9,49 процентов к объему собственных доходов против 14,3% в текущем году. Это позволит улучшить инвестиционную привлекательность республики, сохранить позиции республики в международных и российских рейтингах.

ВОЗМОЖНЫ КОРРЕКТИВЫ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

- Мнения депутатов по поводу доходной части разделились. Одни считают, что она недостаточна и есть резервы ее пополнения, другие, наоборот, что этот показатель завышен. Ваше мнение?

- Прогноз поступления доходов в бюджет республики в 2009 году основан на основных параметрах прогноза социально-экономического развития Карелии, разработанных Министерством экономического развития РК с участием практически всех республиканских органов исполнительной власти. При подготовке прогноза учитывалось состояние дел и перспективы развития в каждой отрасли экономики республики и финансовое состояние каждого крупного плательщика.

Проектом бюджета республики на 2009 год предусмотрены напряженные показатели поступления налоговых и неналоговых доходов - рост доходов на 14 % к оценке 2008 года, что обусловлено динамикой основных бюджетообразующих показателей, таких как прибыль предприятий и фонд оплаты труда.

Поступления налога на прибыль в 2009 году увеличатся на 5% к ожидаемой оценке поступления налога в текущем году, рост налога на доходы физических лиц согласно проекту бюджета составит 28%. Указанные налоги формируют почти 70% собственных доходов бюджета Республики Карелия.

Складывающаяся ситуация на финансовом рынке, возможно, будет иметь последствия в реальном секторе экономике и непосредственно повлияет на прогнозируемые объемы поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2009 году. Негативные тенденции уже сказались на работе предприятий лесопромышленного комплекса и металлургии.

В процессе исполнения бюджета всегда возникают вопросы, требующие внесения изменений в закон о бюджете. И не исключено, что придется возвращаться к прогнозным показателям и вносить определенные коррективы. Это нормальные рабочие моменты. А истина всегда по середине, то есть, уверен, что правы разработчики проекта бюджета.

КУРС - НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

- В последние годы значительно уменьшился вклад лесопромышленного комплекса в бюджет республики. Можно ли рассчитывать на то, что ЛПК вновь станет серьезным источником пополнения доходов республики, и какие шаги для этого предпринимаются?

- В целях обеспечения устойчивой работы предприятий лесопромышленного комплекса и недопущения массового высвобождения работников при Правительстве создана рабочая группа по изучению ситуации на предприятиях этого комплекса. В промежуточном отчете рабочей группы сделаны выводы и даны предложения, в том числе Министерству лесного комплекса республики предложено усилить качество мониторинга работы предприятий лесопромышленного комплекса республики и анализа выполнения предприятиями-арендаторами договоров аренды участков лесного фонда.

Задачей органов государственной власти республики является создание условий для привлечения в отрасль эффективных собственников, обладающих необходимым опытом по управлению лесопромышленными активами, осознающих социальную ответственность лесного бизнеса и способных выступить стратегическими инвесторами.

В лесопромышленном комплексе республики взят курс на модернизацию лесозаготовок, переориентацию пиломатериалов на внутренний рынок, глубокую переработку древесины. В настоящее время в лесопромышленном комплексе реализуется более 30 достаточно крупных инвестиционных проектов.

Предполагается, что организации лесопромышленного комплекса республики, несмотря на негативные явления в финансовой системе, будут вносить и наращивать вклад в бюджет и в предстоящий период.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ УСТРАИВАЮТ

- На какие отрасли и источники пополнения бюджета может рассчитывать Карелия в 2009 году?

- В последние годы наполнение бюджета республики происходило, в основном, за счёт поступления налогов и платежей предприятий горнопромышленного комплекса (17% от общего объёма поступлений), транспорта (10%), лесопромышленного комплекса (8%), оптовой и розничной торговли (8%) и т.д.

Предполагается, что организации этих же видов экономической деятельности будут вносить наибольший вклад в бюджет и в предстоящий период. Основными налогообразующими источниками по-прежнему будут являться доходы граждан и прибыль. Увеличится значимость для бюджета налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и налогов за пользование природными ресурсами.

Резервы мы видим в более значимом участии в формировании бюджета предприятий малого и среднего бизнеса, туристической отрасли. Как источники пополнения республиканского и местных бюджетов должны повыситься роль средств от использования земли, доходов от использования республиканского и муниципального имущества.

- Какие коррективы вносились в проект с учетом влияния негативных явлений в экономике?

- Принятый Законодательным Собранием РК в первом чтении проект закона о бюджете республики на 2009 год сформирован в сентябре этого года.

Параметры бюджета определены с учетом сценарных условий развития Российской Федерации на основе оптимистического прогноза социально-экономического развития республики исходя из необходимости решения целей и задач регионального развития.

Коррективы в проект бюджета вносить не предлагаем. Мы, наоборот, настаиваем на сохранении этих параметров. Для их исполнения, конечно, потребуется приложить немало усилий. Будет разрабатываться и реализовываться комплекс мер по обеспечению заданных параметров.

ЗАЩИТА ГАРАНТИРОВАНА

- В статьях расходов традиционно отдается предпочтение социальной защищенности граждан. Какие основные гарантии будут у населения в следующем году?

- Все ранее установленные гражданам меры социальной поддержки будут сохранены. Кроме того, в 2009 году планируется увеличить расходы на их обеспечение. В 2009 году на эти цели предусмотрено средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия на 22 процентов больше чем в 2008 году.

На территории республики реализуются девять федеральных, одиннадцать республиканских законов и отдельные нормативно-правовые акты Республики Карелия, устанавливающие меры социальной поддержки гражданам, нуждающимся в защите и помощи со стороны государства.

На меры социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным гражданам, специалистам на селе в 2009 году будет направлено 1,5 млрд. рублей. Более 109 тыс. граждан получат гарантированные соответствующие выплаты.

Будет обеспечена государственная поддержка семьям, имеющим детей. На эти цели предусмотрены расходы в размере 171 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом объем расходов увеличен на 37 млн.рублей или в 1,3 раза. По сравнению с 2008 годом значительно увеличен размер ежемесячного пособия на ребенка из многодетной семьи: с 432 до 1 000 рублей.

Ежегодно направляются средства на реализацию бюджетной целевой программы «Адресная социальная помощь». Для поддержки малообеспеченных семей в рамках Программы будут финансироваться расходы по оплате проезда в пригородном транспорте к месту учебы и обратно учащихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего звена, оздоровительный отдых детей, расходы по обеспечению детей до трех лет специальными молочными продуктами детского питания и питанием учащихся общеобразовательных школ республики. Стоимость питания школьников, компенсируемая из бюджета, будет увеличена в 1,5 раза (с 16 до 25 рублей в день) Всего на Программу будет направлено 120,8 млн.рублей, или на 17 процентов больше чем в 2008 году.

Ещё, что касается детей, пожалуй, самых нуждающихся во внимании со стороны государства, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. 511,3 млн. рублей из бюджета республики будет направлено на осуществление расходов по содержанию этих детей в детских домах, приемных семьях, под опекой и патронатом, а также на оплату труда приемных родителей и патронатных воспитателей. Предусмотрены в бюджете и другие направления социальных расходов: социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов и детей, обеспечение жильем инвалидов, участников, ветеранов войны и боевых действий, молодых семей в сельской местности, на обеспечение равной транспортной доступности и на обеспечение лекарственными средствами граждан, страдающих социально-опасными заболеваниями, пособия безработным и другие.

На оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительную бесплатную медицинскую помощь в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов, предусмотрено 150,7 млн.руб.

Около17 тыс. граждан республики воспользуются правом получения адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Будет продолжено предоставление средств на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов. При этом, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации расходы на указанные цели значительно увеличатся по сравнению с текущим годом, что позволит обеспечить жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. до 1 мая 2010 года.

Более 18 млн. рублей предусмотрено на реализацию принятого в прошлом году Закона, направленного на интеграцию в общество детей инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно.

Планируется обеспечить государственные гарантии более 35 тыс. безработных граждан по выплате пособий по безработице и стипендий в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости. Размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице увеличатся на прогнозируемый уровень инфляции. На данные выплаты будет направлено164 млн. рублей.

На реализацию социально направленных программ предусмотрено еще более 13 млн. рублей, в том числе на проведение комплекса мер по улучшению демографической ситуации в республике, улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактику социального сиротства и формирование безбарьерной среды при участии инвалидов в общественной жизни, экономических процессах.

СРЕДСТВА ЗАРЕЗЕРВИРОВАНЫ

- В средствах массовой информации уже неоднократно звучали заверения о том, что в проекте бюджета в полном объеме предусмотрены средства для перехода на новые условия оплаты труда работников бюджетной сферы. Когда и как будет осуществлен этот процесс?

- В настоящее время Карелия является одним из немногих регионов на Северо-западе России, изыскавших в сложных условиях средства на введение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений.

В этих целях в проекте закона республики о бюджете на 2009 год зарезервированы необходимые средства.

Вместе с тем введение новых систем оплаты труда не означает автоматическое повышение заработной платы работников бюджетных учреждений. Речь идет именно о реформировании ее принципов, установлении зависимости заработной платы работников от качества выполняемой работы и достижения конкретных результатов.

Заработная плата работников будет зависеть не только от того, какие суммы за счет бюджета направляются в конкретные бюджетные учреждения, но и от того, как организовал работу его руководитель, насколько эффективна работа тех или иных подразделений, насколько удовлетворены потребители их услугами.

Звучит непривычно, но это следствие тех возможностей, которые создают новые системы оплаты труда. Зарплата конкретного работника будет зависеть от результатов и качества его труда. Из критериев эффективности отдельного работника будут складываться критерии эффективности конкретного бюджетного учреждения. Новые системы оплаты труда помогут повысить качество государственных услуг, повысить их конкурентоспособность.

При переходе на новые системы оплаты труда очень много будет зависеть от качества подготовленных нормативных правовых актов, особенно по установлению критериев оценки и показателей эффективности, в зависимости от которых будут устанавливаться стимулирующие выплаты.

Для того чтобы проверить готовность перехода бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда на специальной правительственной Комиссии будут заслушиваться отчеты руководителей органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления о проделанной работе по введению новых систем оплаты труда, будет дана оценка их деятельности по данному направлению работы.

- Карелия является дотационной. На какую поддержку из федерального бюджета может рассчитывать республика в будущем году?

- Общий объем поддержки из федерального бюджета республике в следующем году составит примерно 5,2 млрд. рублей.

В том числе целевые средства федерального бюджета на выполнение республикой делегированных федеральных полномочий составят 2,2 млрд. рублей.

На софинансирование социальных расходов республика из федерального бюджета получит 1,3 млрд. рублей.

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета на следующий год учтена в размере 1,1 млрд. рублей.

Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2009 год предусмотрены в сумме 246 млн. рублей. Это средства на повышение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности и социальных выплат, на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации.

Кроме того, 372 млн. рублей республика получит от Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

- Чтобы Вы хотели сказать в завершение нашего разговора?

- Желаю всем землякам удачного окончания текущего года и счастья в наступающем году, а каждой семье - профицитного домашнего бюджета!

Беседу вел
Наиль ШАБИЕВ

Техническая поддержка портала
Создано 20 ноября 2008. Отредактировано 20 ноября 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.