Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия   
Проблемы есть, но они решаемы

Карелия, как и многие регионы страны, переживает сейчас не лучшие времена. Даже на некоторых крупных предприятиях возникают серьезные проблемы. О ситуации в экономике республике и перспективах ее развития, мы беседуем с главой республики Сергеем Катанандовым.

Серьезных изменений бюджета не предвидится

- В условиях нестабильности в экономике России предстоящий год для республики будет очень тяжелым. В этой связи как вы расцениваете недавно прошедший первое чтение в Законодательном собрании проект бюджета?

- Бюджет республики на 2009 год сформирован до возникновения финансовых проблем в экономике. Параметры бюджета определены с учетом сценарных условий развития Российской Федерации на основе оптимистического прогноза социально-экономического развития республики.

Основные параметры проекта бюджета, утвержденные Законодательным собранием в первом чтении, таковы:\

  • общий объем доходов - 21,6 млрд. рублей, он возрастает на 2,5 млрд. рублей, или на 13 процентов по сравнению с планом текущего года;
  • общий объем расходов - 23,2 млрд. рублей, их рост составляет 2,1 млрд. рублей, или на 10 процентов по сравнению с планом текущего года;
  • дефицит - 1,6 млрд. рублей, или 9,49 процента к объему собственных доходов, и он полностью будет обеспечен источниками финансирования.

В целях финансового обеспечения установленных расходных обязательств мы будем взаимодействовать и проводить необходимую работу с крупными предприятиями-налогоплательщиками по обеспечению планируемого поступления налогов и сборов.

Для обеспечения источников финансирования дефицита бюджета будет проведена необходимая работа по привлечению заемных средств и других источников финансирования бюджетного дефицита.

- Сейчас идет подготовка ко второму чтению, где предстоит постатейное обсуждение главного финансового документа республики. Что, на ваш взгляд, важно предусмотреть при внесении корректив в существующий проект?

- Исполнительными органами власти республики проведена серьезная работа по формированию проекта бюджета на следующий год.

Составление бюджета на очередной год достаточно ответственный и трудоемкий процесс. Работа над проектом бюджета начинается в марте. 15 октября проект бюджета Глава республики вносит в Законодательное Собрание республики.

В соответствии с действующим законодательством доходная часть бюджета формируется на основе прогноза социально-экономического развития Карелии, разрабатываемого Министерством экономического развития республики, исходя из сценарных условий развития Российской Федерации, поскольку федеральные решения оказывают существенное влияние на наш бюджет. На основе прогноза определяется прогноз поступления основных бюджетообразующих платежей и сборов: налога на доходы физических лиц, на прибыль и на имущество организаций. Они составят 75 процентов в объеме налоговых доходов бюджета 2009 года. По данным Министерства природных ресурсов Карелии учитываются доходы от использования республиканской собственности. Предусматриваются доходы от малого бизнеса и доходы от оказания республиканскими бюджетными учреждениями платных услуг.

Поскольку Карелия является дотационной республикой, то в доходах предусмотрена финансовая помощь из федерального бюджета и целевые средства на реализацию федеральных полномочий, переданных на выполнение республиканским органам власти и органам местного самоуправления, и на софинансирование социальных расходов. Общий объем доходов бюджета республики на 2009 год предусмотрен в размере 21,6 млрд. рублей.

Расходная часть бюджета сформирована главными распорядителями средств бюджета в пределах прогнозируемого поступления доходов и привлечения источников финансирования дефицита бюджета, исходя из необходимости решения целей и задач регионального развития, определенных стратегическими документами развития республики, в частности, Концепцией развития республики на период до 2012 года.

В первую очередь, в проекте бюджета учтены средства на так называемые публичные нормативные обязательства, иначе говоря, обязательства перед гражданами. На 2009 год они предусмотрены в объеме свыше 4 млрд. рублей.

Далее предусмотрены средства на обеспечение действующих обязательств, исходя из необходимости повышения качества жизни граждан, государственной поддержки социально значимых отраслей экономики (сельское хозяйство, региональные автомобильные дороги, строительство, малый бизнес, воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесное хозяйство и другие) и создания потенциала будущего развития. То есть, в бюджете предусмотрены необходимые средства на оказание услуг образования, здравоохранения, культуры, социальную поддержку граждан республики, финансовую помощь муниципальным образованиям. На эти цели в бюджете 2009 года предполагается 19 млрд. рублей.

Общий объем расходов бюджета следующего года составит 23,2 млрд. рублей.

Все бюджетные проектировки рассмотрены Бюджетной комиссией, которая, по существу, является одним из главных инструментов Правительства в определении бюджетной и налоговой политики.

В состав Бюджетной комиссии входят не только 15 руководителей республиканских органов исполнительной власти, но и представители федеральных органов управления, депутаты – руководители комитетов, курирующие вопросы экономики и финансов в Законодательном Собрании, председатель организации объединения профсоюзов.

Кроме того, проект бюджета дважды всесторонне рассмотрен Правительством республики. То есть, фактически бюджет проходит серьезную экспертизу и только затем в качестве законодательной инициативы вносится Главой республики в Законодательное Собрание.

Поэтому мы не планируем серьезных изменений при внесении изменений в принятый в первом чтении проект закон о бюджете.

Поможем районам и населению

- Сергей Леонидович, что даст республике исполнение бюджета 2009 года, если он будет окончательно принят с поправками?

- Бюджет является одним из главных рычагов государства, который оно может эффективно использовать для воздействия на повышение качества жизни населения, рост экономики и формирование потенциала для будущего развития общества.

44% общего объема расходов бюджета 2009 года будет направлено на оказание государственных услуг, 37% - на межбюджетные трансферты, более 15% - на социальное обеспечение населения.

Меры социальной поддержки получат более 109 тысяч граждан республики, в том числе ветераны труда Российской Федерации и Республики Карелия, труженики тыла, реабилитированные граждане и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а также пенсионеры, проработавшие не менее 10 лет в государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности.

Для улучшения положения семей с детьми предусмотрены средства в размере 171 млн. рублей, или с ростом на 28 процентов к текущему году. Будет оказана социальная поддержка малообеспеченным семьям, имеющим детей, многодетным семьям, а также произведены выплаты единовременного пособия при рождении ребенка дополнительно к установленному федеральным законодательством пособию. По сравнению с текущим годом в 2,3 раза или с 432-х рублей до 1 тысячи рублей будет увеличен размер ежемесячного пособия на ребенка из многодетной семьи.

Свыше 200 млн. рублей предусмотрено направить на выплату гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

100 тысяч человек отдельных категорий граждан получат возможность пользоваться социальными проездными билетами в общественном транспорте.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны будет выделено свыше 186 млн. рублей, что должно позволить обеспечить жильем ветеранов войны до 1 мая 2010 года.

Для оказания адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предусмотрен комплекс мероприятий в рамках программы «Адресная социальная помощь». На ее реализацию из бюджета республики будет выделено 120 млн. рублей. Средства будут направлены на выплату социального пособия отдельным категориям населения, организацию летнего отдыха и бесплатного питания в социальных столовых, компенсацию стоимости школьного питания из расчета 25 рублей в день на 1 ребенка (это на 50% больше, чем в 2008 году) для детей из малообеспеченных семей, возмещение расходов стоимости проезда малообеспеченных граждан к месту лечения и обратно в междугородном транспорте.

Почти 500 млн. рублей будет направлено на социальное обслуживание граждан, в первую очередь, пожилых людей в домах-интернатах для ветеранов и инвалидов, реабилитационном центре для инвалидов, центрах социальной помощи семье и детям, центрах социальной работы, подведомственных Министерству здравоохранения республики.

Бюджетные ассигнования на здравоохранение позволят пролечить 55 тысяч больных в стационарах государственных учреждений здравоохранения.

Объем оказания амбулаторно-поликлинической помощи запланирован в количестве 752 тысяч посещений.

Предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление санитарно-авиационной медицинской помощи населению республики государственным учреждением здравоохранения «Территориальный центр медицины катастроф» - 36 вылетов и более 100 выездов в течение года.

Предполагается увеличение объема заготовки карантинизированной плазмы от кадровых доноров до 65% (в 2008 году – 60%).

Предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. В 2009 году предусмотрены бюджетные инвестиции в рамках Адресной инвестиционной программы Республики Карелия на размещение заказов на выполнение проектных работ по строительству консультативно-диагностического Центра государственных учреждений здравоохранения «Республиканская больница им. В.А.Баранова» и «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в Петрозаводске, реконструкцию здания государственного учреждения здравоохранения «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», здания под наркологический диспансер в Петрозаводске и завершение реконструкции центральной районной больницы в Олонце.

Приоритеты: лес и камень

- Какие направления развития экономики станут приоритетными, на что можно рассчитывать в целях пополнения доходов бюджета?

- Основные приоритеты и перспективы развития Республики Карелия определены принятыми стратегическими документами республики: Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года и Программой экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года.

В области развития экономики на среднесрочную перспективу приоритетными направлениями определены:

развитие промышленности, в первую очередь ведущих секторов экономики - лесо и горнопромышленного комплексов, направленное на углубленную переработку древесины (химико-, физико-, механическую) и эффективное использование природных ресурсов;

поддержка интенсивных сельскохозяйственных производств, в том числе, в рамках национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», а также культивирование и переработка рыбных и морских ресурсов.

В числе основных приоритетов также развитие туризма, транспортной и таможенной инфраструктуры, строительства, малого и среднего бизнеса, инновационного потенциала.

Реализация данных приоритетных направлений осуществляется преимущественно с использованием программно-целевых методов управления и за счет реализации инвестиционных проектов.

В среднесрочном и долгосрочном периоде предполагается привлечь в республику значительные объемы инвестиций (к 2011 году - до 31,5 млрд. рублей) за счет реализации мер, предусмотренных основными направлениями региональной политики в сфере инвестиций, а также реализации крупных отраслевых и корпоративных инвестиционных проектов и программ в топливно-энергетическом, лесном, горнодобывающем, агропромышленном комплексах, транспорте и в сфере туризма.

В лесопромышленном комплексе республики продолжится курс на модернизацию лесозаготовок, переориентацию пиломатериалов на внутренний рынок, глубокую переработку древесины.

В настоящее время в лесопромышленном комплексе реализуется более 30 достаточно крупных инвестиционных проектов. В числе наиболее значимых проектов:

  • модернизация целлюлозно-бумажных предприятий республики (ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «ЦЗ «Питкяранта»);
  • строительство мебельного производства IKEA из массива древесины;
  • комплексное развитие глубокой переработки древесины (ЗАО «Инвестлеспром») и т.д.

Перспективным направлением в плане внедрения передовых технологий в сферу глубокой переработки является развитие производства деревянных клееных конструкций.

Позитивной тенденцией в горном бизнесе республики стало создание камнеобрабатывающих цехов при действующих карьерах блочного камня. В результате реализации крупных инвестиционных проектов в Карелии введен в эксплуатацию ряд крупных современных комплексов по выпуску щебня и гравия. За прошедшие пять лет производство щебня увеличилось в 1,8 раза.

В перспективе прогнозируется производство и поставка в Россию и на экспорт не только железорудных и алюминиевых полуфабрикатов, но и продуктов углубленной переработки природного камня, нерудных строительных материалов.

Один из перспективнейших проектов будущего, который из-за своих масштабов можно назвать мегапроектом это, так называемый, Пудожский мегапроект, объединяющий в своем составе несколько горнодобывающих и горно-металлургических проектов.

Предлагаемый проект включает в себя геологическое изучение, разведку и промышленную разработку Пудожгорского месторождения титано-магнетитовых руд, Аганозерского месторождения хромовых руд и Шалозерского месторождения хромо-медно-никелево-платинометальных руд Бураковского массива, а также создание на их базе ряда крупных промышленных производств.

Развитие туризма в республике строится на основе разработанной и последовательно реализуемой Правительством Республики Карелия системы стратегического планирования в сфере туризма, включающей в себя Стратегию развития туризма на период до 2020 года и Генеральную схему размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия, региональные и муниципальные целевые программы развития, проекты по развитию туризма на отдельных территориях.

Генеральной схемой обосновано создание 12 перспективных для развития туризма зон, охватывающих всю территорию республики.

Наиболее перспективным проектом в области развития туризма является проект строительства горнолыжного рекреационного бальнеологического курорта «Спасская Губа». Его реализация позволит повысить конкурентоспособность и качество республиканской индустрии туризма и оздоровительных услуг на базе их расширения с использованием потенциала «Марциальных вод» (железистой минеральной воды) и сульфидно- иловых лечебных грязей, обеспечить формирование современной материально–технической базы для развития спорта, подготовки олимпийского резерва и оздоровления населения России.

В последние годы наполнение бюджета Республики Карелия происходит в основном за счёт поступления налогов и платежей предприятий горнопромышленного комплекса (17% от общего объёма поступлений), транспорта (10%), лесопромышленного комплекса (8%), оптовой и розничной торговли (8%).

Предполагается, что организации этих же видов экономической деятельности, несмотря на последствия мирового финансового кризиса, будут вносить наибольший вклад в бюджет и в предстоящий период. Основными налогообразующими источниками, по-прежнему, будут являться фонд оплаты труда и прибыль. Увеличится значимость для бюджета налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и налогов за пользование природными ресурсами, благодаря росту объёмов производства и производительности труда.

Внимание ЖКХ и социальным объектам

- В адресной инвестиционной программе основной упор делается на завершение строящихся объектов и жилищно-коммунальное хозяйство. Вместе с тем, будут ли изыскиваться возможности для включения в программу ранее предполагаемых объектов, касающихся других отраслей, или же возврат к ним состоится после преодоления возникших трудностей?

- Действительно на ближайший период главными приоритетами Адресной инвестиционной программы определены именно модернизация и реконструкция коммунальных объектов. На указанные цели планируется направлять не менее 30 % от общего объема Инвестиционной программы, включая объекты газификации.

С привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства более 200 млн. рублей в будущем году предусматривается направить на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В то же время большая часть Адресной инвестиционной программы – 70 % будет направляться на строительство социально-значимых объектов республики других отраслей. За счет бюджета республики строятся больницы в Олонце и Калевале, школы в Шелтозере и Суккозере, реконструируются здания Краеведческого музея и Национальной библиотеки в Петрозаводске и многие другие.

Всего за счет Инвестиционной программы будет осуществляться строительство более 60 объектов, из них около 20 вновь начинаемых. Часть средств в рамках программы выделяется на разработку проектно-сметной документации для строительства новых объектов. При формировании перечня объектов, в первую очередь, учитывается социальная и экономическая эффективность инвестиционных проектов. Предпочтение отдается проектам, реализация которых повлияет на социально-экономическое развитие республики, в том числе приведет к увеличению доли занятого населения, повышению качества предоставляемых услуг населению, росту производства продукции, внедрению новых технологий и улучшению условий труда.

Большое внимание будет уделяться и развитию автомобильных дорог. В будущем году на эти цели из бюджета планируется выделить более 500 млн. рублей. Большая часть этих средств будет направлена на строительство участка дороги от Кочкомы до Костомукши и на строительство мостовых переходов в районах республики.

Нужна координация усилий

- На недавнем совещании, проанализировавшем социально-экономическую ситуацию в Сегежском районе, вы неоднократно подчеркивали, что недопустимо, сваливая все на мировой кризис, упускать ситуацию из-под контроля властей, когда дело касается жизнеобеспечения населения и стабильной работы предприятий, Вероятно, вопросы слаженной работы и тесного взаимодействия органов местного самоуправления, хозяйственных руководителей и исполнительной власти, повышения ответственности каждого станут основными критериями оценки деятельности руководителей всех уровней в республике?

- В сложных условиях, в которых мы оказались, все действия руководителей крупных предприятий обязательно должны согласовываться с местной властью. У республики и у районов есть силы и ресурсы для защиты интересов людей, работающих на предприятиях.

И руководители предприятий, и местные власти, и власти республики должны подходить к этим процессам ответственно. Прогнозы на среднесрочную перспективу должны быть согласованы. Это касается и планов производства, и менеджмента, и гарантий труда, и его оплаты. Здесь обязательно должны приложить свои усилия и профсоюзы.

В случае плановых решений собственников предприятий по сокращению численности персонала, мы должны заблаговременно знать об этих планах, для того, чтобы своевременно, вместе с местной властью, принимать меры по трудоустройству людей, их обучению, оказанию помощи в поиске рабочих мест, помощи в организации собственного дела и т.д.

Руководителям муниципальных образований поручено создать в каждом районе комиссии по отслеживанию ситуации в экономике районов и на промышленных предприятиях, контролировать положение на рынке труда и представлять в Правительство республики материалы и предложения в связи с создавшимися проблемами.

От банков многое зависит

- Развитие республики в будущем во многом будет зависеть и от активности банковской системы. Какие шаги в этом направлении намерено принять Правительство РК?

- Дальнейшее развитие Карелии, как и любого региона Российской Федерации, невозможно представить без участия банковской системы, которая является, по сути, «кровеносной системой» экономики.

Должен отметить, что взаимодействие республиканского Правительства и банковского сообщества достигло к сегодняшнему дню неплохих результатов. Успешно завершается совместная реализация Стратегии развития банковских услуг в Республике Карелия, принятая на период до 2008 года, ориентированная на повышение доступности банковских услуг, увеличение кредитной поддержки граждан, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования региональной платежной системы.

Несомненно, что трудности, которые переживает наша экономика, окажут свое воздействие и на активность банковской системы. Республика Карелия не исключение. Так, например, банки не проявляют большой активности в участии в объявленных Правительством республики аукционах на привлечение кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета. Это связано, в том числе и с процессом изменения в сторону повышения процентных ставок, в том числе по ипотечным и потребительским кредитам.

Но ситуация хоть и непростая, но контролируемая. Банковский сектор в полном объеме выполняет свои обязательства перед клиентами. Продолжается кредитование и расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц. Погашен ажиотажный спрос на валюту.

Российское Правительство в рамках программы действий сделало ряд серьезных шагов по оздоровлению банковской системы и поддержке отдельных секторов экономики. Как сказал Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию - сегодня главное эти меры полностью реализовать.

Со своей стороны Правительство Республики Карелия намерено продолжать взаимодействие с банковским сектором по наработанным, традиционным направлениям: финансирование дефицита бюджета, ипотечное кредитование, выплата заработной платы через счета банковских карт - «пластиковый проект», выпуск республиканских облигационных займов, совместное финансирование инвестиционных проектов, поддержка малого и среднего бизнеса.

При поддержке депутатского корпуса сделан своевременный шаг по поддержке единственного в республике регионального банка «Онего» - увеличена доля участия республики в его уставном капитале. Эта мера позволит расширить участие банка в реализации приоритетных национальных проектов, поддержке малого и среднего предпринимательства, а также повысить доступность банковских услуг для жителей республики.

7 октября текущего года международное агентство Fitch Ratings изменило прогноз по долгосрочным рейтингам Республики Карелия по международной и национальной шкале в сторону повышения - со «Стабильного» на «Позитивный». В условиях, когда мировые рейтинговые агентства понижают рейтинги регионов, включая Российскую Федерацию, информация об улучшении кредитного рейтинга Республики Карелия, должна быть воспринята банками как своевременный и крайне позитивный сигнал о продолжении взаимного сотрудничества.

Правительство республики с участием Национального банка осуществляют мониторинг ситуации на финансовом рынке Карелии. Введены в практику встречи заместителя Премьер-министра Правительства республики - Министра финансов с руководителями филиалов крупнейших кредитных учреждений страны, работающих в Карелии.

Беседу вел Наиль Шабиев

Создано 27 ноября 2008. Отредактировано 27 ноября 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.